Процессы экономической интеграции государств-членов международного сообщества являются безальтернативной реакцией участников международных отношений на вызовы, возникающие в условиях все более углубленной глобализации различных экономический явлений. В таких условиях важнейшим элементом полноценной и эффективной реализации соответствующих союзов и объединений выступают их судебные органы, призванные обеспечить равноправное и прозрачное взаимодействие государств.
Ключевые слова : экономическая интеграция, свободная торговля, государство, Содружество независимых государств, судебный орган, Экономический суд СНГ, Экономический суд Содружества независимых государств.
В условиях глобализации системы международных отношений происходит неизбежный рост экономической взаимозависимости государств-членов международного сообщества, что требует от последних повышения взаимодействия по направлению установления общих правовых оснований для реализации соответствующих интеграционных процессов. Так, необходимость построения новой системы отношений не обошла стороной и страны постсоветского пространства, где после образования новых независимых государств стала очевидной экзистенциональная нужда в создании новой политической модели. Одним из решений этой исторической задачи стало создание региональной организации, способной объединить государства под новыми целями, в рамках которой общие интересы государств должны были стать одним из главных факторов интеграции. Такой организацией является Содружество независимых государств (далее также — СНГ, Содружество) [1].
На современном развития интеграционных объединений важнейшую роль играет приверженность принципу приоритета международного права. Признание необходимости руководствоваться в международных отношениях является неотъемлемым фактором придания особой значимости роли судебного контроля за соответствием национального права государства-члена организации и практики его применения обязательствам государства по международному праву. В условиях интеграции различных правовых и экономических систем на первый план выходят вопросы осуществления судебного контроля за конституционностью международных обязательств государства, а также за соответствием внутригосударственного законодательства международным обязательствам государства. Кроме того, в процессе интеграции государств возникают споры между ними, что диктует обязательность создания и обеспечения функционирования на постоянной основе судебного органа, наделенного соответствующими полномочиями, так как наличие неразрешенных разногласий между государствами-членами одного союза несут в себе колоссальные риски для их общего благополучия.
В целях обеспечения деятельности вышеописанного судебного органа было заключено Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ от 06.07.1992 (далее — Соглашение от 06.07.1992, Экономический Суд, Суд), которым утверждено Положение об Экономическом Суде (далее — Положение) [1]. Данным документом оформлен порядок функционирования международного судебного органа Содружества, установлены цель, основополагающие принципы организации и деятельности Суда, определена его компетенция. Изначально в создании Экономического Суда Содружества просматривалось решение задачи по обеспечению единообразия в применении соглашений государств-участников для достижения эффективности интеграционных процессов. Однако впоследствии для государств-членов Содружества стала очевидна более глубокая и значимая роль судебного органа в процессе интеграции.
Так, согласно пункту 3 Положения к ведению Экономического Суда, относится разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов [1]. Одновременно в соответствии со статьей 32 Устава СНГ и пункта 5 Положения Экономический Суд имеет право решать вопросы, касающиеся толкования применения положений соглашений, других актов Содружества по экономическим вопросам [1, 2]. Также Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. При этом необходимо отметить, что государствами-членами Содружества заключены ряд соглашений, согласно которым они обязуются признавать юрисдикцию Экономического Суда СНГ [4].
Одновременно Экономический Суд, как и другие международные судебные органы, рассматривает, в самом общем смысле, споры между субъектами международного права. В этой связи прослеживается отчетливая связь проблем, возникающих в деятельности Содружества и, соответственно, Экономического Суда с существующими проблемами международного права, такими как вопросы государственного суверенитета, вопросы, касающиеся основных прав и обязанностей субъектов международных отношений, о равноправии государств, соблюдения принципа невмешательства во внутренние дела и другие [5]. Именно в этом контексте возникает основополагающая проблема деятельности международных судебных органов, в том числе Экономического Суда СНГ, связанная с необходимостью разрешения различных международно-правовых коллизий едиными методами. Представляется, что разрешению данной задачи может способствовать разработка и признание всеми государствами-членами международного сообщества (к примеру, в рамках Организации Объединенных Наций) международного документа, закрепляющего концептуальные особенности деятельности международных судебных органов, обязательных для применения всеми государствами.
Другой проблемой в деятельности Экономического Суда выступает тот факт, что Суд не является высшей инстанцией по отношению к внутригосударственным судебным системам участников СНГ [3]. Более того, Экономический Суд лишен возможности самостоятельно инициировать рассмотрение дел, не имеет права отменить решение органа государственной власти или национального суда, не имеет возможностей осуществления контроля за законодательной и правоприменительной деятельностью участников Содружества, тем самым, не обладает зачастую возможностями вынесения решений, имеющих существенные юридические последствия [3]. Вместе с тем для целей успешной экономической интеграции необходимо создание условий, при которых решения Экономического Суда не могут игнорироваться государственными органами и должностными лицами государств-членов Содружества. Для достижения данной задача необходимо, в первую очередь, определить статус Суда в качестве судебного органа высшей инстанции по экономическим вопросам по отношении к национальным судебным органам государств-членов Содружества. Также важным элементом представляется закрепление обязательности решений Экономического Суда СНГ для национальных судов при установлении и использовании норм международного права в качестве вспомогательных средств. Кроме того, решения Экономического Суда должны носить обязывающий характер для обеспечения их реализации и применения всеми. При этом для достижения такой императивности решений Суда требуется создание обязательного для всех государств-членов Содружества механизма их исполнения, отсутствие или разрозненность которых на сегодняшний день препятствует эффективной экономической интеграции государств.
Литература:
- Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 08.12.1991) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». — 1992. — № 1. — С. 6–14.
- Устав Содружества Независимых Государств (Минск, 22.01.1993) // Бюллетень международных договоров. — 1994. — № 1. — С. 4–76.
- Малышев Д. В. 2019. Содружество Независимых Государств: пространственно-организационная динамика. — Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, № 3, с. 23–36.
- Компетенция Экономического Суда СНГ. URL: http://sudsng.org/competence/sng/ (дата обращения 01.05.2021).
- Shaw, Malcolm N. International law. [Международное право]. — Cambridge, UK: Cambridge University Press. 2017.