В статье рассматриваются особенности развития волевыхкачеств лыжников-гонщиков на этапе спортивной специализации. Описываются результаты проведенного исследования, в котором приняли участие лыжники-гонщики 12–14 лет. Использована методика волевой саморегуляции А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана.
Ключевые слова: волевые качества, настойчивость, самообладание, волевая саморегуляция.
Роль волевых качеств для спортсмена нельзя переоценить, от того, насколько развиты данные качества, зависит успех спортсмена и его деятельности, его результаты и достижения [5, с. 217]. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная и контролируемая волевая саморегуляция [1, с. 93].
Только человек с развитыми волевыми качествами сможет добиться успеха в спорте [2, с. 66]. Спорт предъявляет к спортсменам серьезные требования, постоянно приходится претерпевать боль, усталость, трудности и стресс [3, с. 308]. Спортсмен тратит много сил, чтобы добиться успеха и определенных результатов.
Волевая саморегуляция обусловлена различными физиологическими, психологическими, интеллектуальными и социальными механизмами, что обсуждать волевую саморегуляцию представляет возможным только интегрировано [4, с. 87].
Особенности волевых качеств лыжников-гонщиков на этапе спортивной специализации были проанализированы по показателям волевой саморегуляции по методике А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана с учетом возраста спортсменов в группах 12, 13 и 14 лет).
Средние значения и стандартные отклонения показателей по шкалам волевой саморегуляции А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана у лыжников-гонщиков 12–14 лет представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние значения и стандартные отклонения показателей по шкалам волевой саморегуляции А . В . Зверькова и Е. В. Эйдмана у лыжников-гонщиков 12–14 лет (баллы)
Шкалы волевой саморегуляции |
12 лет (n= 12 ) |
13 лет (n= 12 ) |
14 лет (n= 12 ) |
Настойчивость |
10,33±2,76 |
11,08±2,45 |
11,50±2,76 |
Самообладание |
5,83± 1 , 53 * |
8,00±1,84 |
9,58±1,84* |
Общая шкала |
13,83±3,07 |
15,58±3,07 |
16,25±3,68 |
Примечание — n — количество испытуемых в группе, подчеркиванием обозначены достоверные различия между спортсменами 12 и 13 лет; жирным шрифтом обозначены достоверные различия между спортсменами 13 и 14 лет;
* обозначены достоверные различия между спортсменами 12 и 14 лет при р <0,05
Таким образом, в ходе проведенного исследования достоверные различия между группами 12 и 13 лет обнаружены по показателю «самообладание». Между группами 13 и 14 лет по показателю «самообладание». И между группами 12 и 14 лет по показателю «самообладание». Таким образом, между всеми исследуемыми возрастными группами установлены достоверные различия по самообладанию, что свидетельствует о том, что спортсмены развивают самообладание с возрастом.
По мере спортивного совершенствования во время занятий, тренировок и соревнований спортсмены развивают навыки самообладания. Они учатся держать себя в руках, распознавать и контролировать свои эмоции, настраиваться на спортивную борьбу, концентрировать свое внимание, сдерживаться, сохранять оптимальное боевое состояние.
Можно отметить, что во всех возрастных группах по всем шкалам методики установлены средние значения. Можно предположить, что спортсмены в целом обладают настойчивостью и самообладанием, могут собраться с мыслями, настроиться на выступление, когда это необходимо, однако для достижения более высоких спортивных результатов необходимо развивать данные качества, чтобы быть более конкурентоспособным и успешным в спорте.
Однако, важно отметить тот факт, что с возрастом у спортсменов в исследуемых возрастных группах наблюдается рост показателей как по «общей шкале» волевой саморегуляции, так и в отдельности по шкалам «настойчивость» и «самообладание», то есть по мере взросления спортсмены осознают роль данных качеств и стараются их развивать и совершенствовать. Тренеру также необходимо обращать внимание на формирование данных качеств у спортсменов. Именно целенаправленное воздействие тренера позволит сформировать у спортсмена необходимые качества, знания, умения и навыки.
Исследователи отмечают, что волевая саморегуляция необходима в спорте высших достижений, так как высококвалифицированные спортсмены постоянно сталкиваются с различными видами стресса, испытывают эмоциональное давление, воздействие со стороны других спортсменов и различных спортивных агентов, болельщиков и других лиц из социального окружения спортсменов.
Именно настойчивость придает спортсменам сил и уверенности в себе, самообладание позволяет абстрагироваться от воздействия со стороны, настроиться на выступление и показать максимальный результат, быть устойчивым к стрессу.
Очень важно отметить тот факт, что устойчивость к стрессу позволяет избежать эмоционального выгорания, которое часто бывает причиной прекращения занятий спортом, и дольше оставаться успешным и показывать достойный спортивный результат.
Литература:
- Гаранина Ж. Г., Чернусь Д. А. Особенности эмоционально-волевых качеств спортсменов // Огарёв-Online. 2018. № 16. C. 92–102.
- Глазунов Ю. Т., Сидоров К. Р. О волевых качествах человека и основаниях их выделения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2016. № 2. C. 64–72.
- Золотарева А. А. Самообладание: новое или хорошо забытое старое слово в психологии? Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие Материалы IV Международной научной конференции: в 2-х томах. 2016. С. 307–309.
- Салькова Н. А. Важность организации психологической подготовки спортсменов к соревнованиям // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. № 2. С. 85–90.
- Халманских А. В., Овчинникова Н. И. Программа формирования психологической устойчивости лыжников-гонщиков 14–16 лет // Вестн. Том. гос. ун-та. 2020. № 453. С. 215–221.