В статье автор разъясняет, что Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД несмотря на то, что ограничивает свободу находящихся там несовершеннолетних, является эффективной мерой предотвращениясовершения рецидивных противоправных деяний подростками.
Ключевые слова: Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, ЦВСНП, МВД, несовершеннолетний, подросток, правонарушитель, ограничение свободы, лишение свободы, профилактика, индивидуальная профилактическая работа, противоправное деяние, правонарушение, общественно-опасное деяние, преступление.
Нестабильность экономической и социальной обстановки в стране является фактором, снижающим способность государства обеспечить оптимальный уровень жизни и развития лицам, не достигшим совершеннолетия. Такая ситуация влечет за собой рост числа беспризорных и безнадзорных детей, являющихся основным источником преступности несовершеннолетних [4]. Интенсивная криминализация несовершеннолетних представляет собой серьёзную проблему.
Бесспорно, предупреждение противоправного поведения подростков лежит в основе ранней профилактической работы со стороны семьи, а также различных служб и ведомств. Но что делать, когда используемые меры профилактики не приносят желаемых результатов и несовершеннолетний нарушает закон?
Для того, чтобы пресечь совершение рецидивных противоправных деяний несовершеннолетними, сотрудники полиции используют возможности специализированных учреждений, действующих в структуре органов внутренних дел — Центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Пребывание там именно временное, т. к. срок нахождения ребёнка в ЦВСНП строго ограничен законом (до 30 суток — по судебному решению/приговору суда; не более 48 часов — на основании постановления руководителя ОВД или уполномоченного сотрудника полиции). И помещён туда может быть только несовершеннолетний, преступивший закон, а равно допустивший совершение либо административного правонарушения, либо общественно-опасного деяния, запрещённого уголовным кодексом (в том числе до достижения возраста привлечения к административной и уголовной ответственности). Необходимо понимать, что ЦВСНП — это не приют, не социально-реабилитационный центр, не приёмник-распределитель, не медицинское учреждение, и в него не могут быть направлены несовершеннолетние, занимающиеся, например, попрошайничеством и бродяжничеством (исключение — самовольно ушедшие из учебно-воспитательных учреждений закрытого типа), подкинутые и заблудившиеся, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в особых условиях воспитания и прочие категории несовершеннолетних, т. е. ключевым словом в названии Центра является слово «правонарушитель».
ЦВСНП принимает несовершеннолетних правонарушителей в круглосуточном режиме, обеспечивая защиту их жизни и здоровья, и предупреждая совершение ими повторных противоправных деяний. Главная задача центра — массированная профилактическая работа, направленная психологическую, социальную и педагогическую реабилитацию подростка, а также оказание помощи в его дальнейшем обустройстве. ЦВСНП не является обособленной организацией и в процессе работы взаимодействует c органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также с подразделениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и религиозными организациями, средствами массовой информации.
Помещение в ЦВСНП несовершеннолетнего представляется чрезвычайно важной мерой в виду следующих обстоятельств:
- на время нахождения в ЦВСНП подросток изымается из среды, в которой находился, и которая сподвигла его на криминальное поведение. Причём, подразумевается не только «уличная среда», но и семья. Как показывает практика, быт у большинства несовершеннолетних правонарушителей не устроен, родители либо злоупотребляют алкоголем, либо заняты работой и решением собственных проблем;
- в условиях ЦВСНП несовершеннолетний проходит обучение, согласно программе образовательного учреждения, в котором учится;
- основной упор при работе с подростками-правонарушителем делается на индивидуальном подходе, который позволяет учесть личностные особенности ребёнка;
- нахождение в ЦВСНП мотивирует подростка больше не нарушать закон.
Невзирая на положительный аспект данной меры, применяется она достаточно редко. Многие, в т. ч. и судьи, считают, что ЦВСНП относится к заведениям пенитенциарной системы и помещение туда подростка является лишением свободы, что недопустимо по отношению к несовершеннолетним лицам. Кроме того, в различных источниках можно встретить высказывания о том, что ЦВСНП МВД ничем не отличаются от СИЗО и очень похож по режиму на колонию.
Обобщение результатов анкетирования 112 сотрудников ЦВСНП, а также инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел из 21 региона РФ показало, что на вопрос: «Как часто судьи отказывают в помещении несовершеннолетнего правонарушителя в ЦВСНП?», 50 % респондентов ответили, что в 75 % случаев [2].
Однако, несмотря на закрытый режим, ЦВСНП однозначно не тюрьма. Действительно, ограничение свободы имеет место быть, но это в сегодняшних реалиях единственный эффективный способ объяснить подростку, не реагирующему на иного рода профилактическую работу и совершающему противоправные деяния, что за преступлением следует наказание. При этом, ограничение свободы — не самоцель, а условие для создания необходимой для психокоррекции среды. Грамотная профилактическая работа сотрудников ЦВСНП даёт возможность несовершеннолетнему изменить линию поведения, и избежать, тем самым, попадания в места лишения свободы.
К сожалению, до настоящего времени позиция отдельных судей, работников прокуратуры по вопросу помещения несовершеннолетних в Центр остается неизменной, по-прежнему данная мера воспитательного воздействия является для них исключительной [5]. В связи с этим наполняемость ЦВСНП по стране минимальна, и правоохранители фактически лишены эффективного инструмента профилактики преступного поведения подростков.
Литература:
1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28.06.1999. — № 26. — Ст. 3177
2. Моругина, Н. А. К вопросу о порядке помещения несовершеннолетних в ЦВСНП / Н. А. Моругина. — Текст: непосредственный // Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних. — 2016. — № 1(3). — С. 114–119.
3. Мироненкова, О. Л. Готовность сотрудников полиции к работе с подростками в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей / О. Л. Мироненкова, М. А. Ерофеева. — Текст: непосредственный // Человеческий капитал. — 2020. — № 5(137). — С. 112–122.
4. Подколзина, А. Ю. Помещение в Центр временного содержания для несовершеннолетних как мера воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних / А. Ю. Подколзина. — Текст: непосредственный // Труды Академии управления МВД России. — 2017. — № 1(141). — С. 145–148.
5. Трофимов, Л. М. Проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних с использованием возможностей центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел / Л. М. Трофимов, О. Н. Жидконожкина. — Текст: непосредственный // Научный портал МВД России. — 2017. — № 4(40). — С. 40–44.
6. Скворцова, Е. В. Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей как субъект профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Е. В. Скворцова, Ю. В. Слободчикова, А. В. Белькова. — Текст: непосредственный // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2019. — № 2. — С. 129–139.