В статье рассмотрен социальный пакет как один из способов реализации внутренней социальной политики организации.
Ключевые слова: социальный пакет, внутренняя социальная политика, социальная политика организации.
Социальная политика организации реализуется в двух главных направлениях: «внутри» и «снаружи» организации. Отсюда социальная политика организации делится на внутреннюю и внешнюю соответственно. Внутренняя направлена непосредственно на сотрудников организации, а внешняя — на клиентов, партнёров, местные сообщества, население. Естественно, успешное функционирование любой организации во многом берёт начало и зависит от её внутренней социальной политики.
Внутренняя социальная политика — это социальная политика, проводимая для работников своей компании, следовательно, ограниченная рамками данной компании. Сюда входят всевозможные льготы, гарантии, страхования, бонусы для работников, оказание различной поддержки и помощи, организация культурно-досуговых мероприятий, развитие персонала и т. п. (социальная поддержка, премии, предоставление путёвок, медицинское страхование, повышение квалификации, обучения, тренинги и многое другое). Иными словами, внутренняя социальная политика направлена на создание привлекательных и комфортных условий труда для сотрудников, за счёт чего происходит повышение производительности труда, а также на формирование благоприятной внутренней среды компании.
Одним из главных аспектов внутренней социальной политики организации является разработка социального пакета для сотрудников. Социальный пакет — это совокупность услуг (или товаров), предоставляемых работодателем работнику как часть компенсации за труд помимо заработной платы. Сюда же относятся меры, принимаемые компанией для улучшения условий труда, предоставляемые льготы, компенсации и социальные гарантии. [1, с.62]
К основным функциям социального пакета относится: удержание имеющихся сотрудников и привлечение новых, компенсация невысокого уровня заработной платы и возможных рабочих издержек, поддержание стимулирующего фактора. Стоит отметить, что на сегодняшний день социальный пакет уже не является одним из средств стимулирования персонала. Он скорее предотвращает негативные тенденции, чем стимулирует позитивные.
В социальном пакете выделяются 4 элемента социальной поддержки: гарантии, предусмотренные законодательством; компенсации, связанные с характером труда и особенностями производственно-технологического процесса (в случае наличия производства в компании и специфических социальных льгот, распространяющихся на определенные категории работников); дополнительные денежные выплаты (различные виды материальной помощи); социальный пакет корпоративный или/и индивидуальный.
Совокупность вышеописанных составляющих социального пакета определяет систему социальной поддержки персонала как комплекс гарантий, компенсаций, льгот и возможностей, которые организация предоставляет работникам в целях их мотивации, привлечения и удержания, а также заботясь об их работоспособности, возможностях самореализации, условиях труда и жизни.
Социальный пакет регулируется трудовым договором, который заключается между сотрудником и работодателем. В трудовом договоре обязательно указываются данные работника и работодателя, сведения о документах, дата заключения, срок действия, место работы, трудовая функция, условия оплаты труда, режим рабочего времени и отдыха, условия труда на рабочем месте, гарантии и компенсации, условие об обязательном социальном страховании работника. Также в трудовом договоре может быть представлена информация о видах и об условиях дополнительного страхования работника; об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи. [2]
Перечень основных обязательных компенсаций, предусмотренных индивидуальным социальным пакетом:
– оплата дней отпуска;
– выходное пособие в некоторых случаях прекращения трудового договора;
– оплата дней временной нетрудоспособности (оплата больничных листов);
– обязательное страхование от несчастного случая и профессиональных заболеваний;
– обязательное пенсионное страхование / обеспечение;
– компенсация расходов при направлении в служебные командировки.
Также стоить отметить, что существуют дополнительные или, как их ещё можно назвать, необязательные гарантии и льготы, предоставляемые организацией своему сотруднику. [3, с. 204] Сюда относят:
– добровольное медицинское страхование и страхование от несчастных случаев на производстве;
– добровольное страхование жизни;
– повышение размера выходного пособия;
– предоставление дополнительных дней отпуска;
– организация питания;
– оплата профессионального обучения или переподготовки;
– компенсация расходов на транспорт;
– и др.
Таким образом, социальный пакет несёт в себе большую значимость не только для сотрудника, но и для самой организации. Он влияет на эффективность организации в целом, на её положение на рынке, а также на успешную конкуренцию.
Литература:
- Кибанов, А. Я. Стратегическое управление персоналом: Учебно-практическое пособие / Под ред. А. Я. Кибанова. — Мн.: ПЧУП «Светоч», 2005.
- ТК РФ Статья 57 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/2debf15d9e8f632d1a9626d60877f94e84c1cb7c/ (Дата обращения: 6.05.2021)
- Костин, А. Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для России // Менеджмент. № 3. -- 2005.