В данной статье затронута проблема организации управления процессом здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации, отмечена роль методической работы по повышению компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.
Ключевые слова: дошкольное образование, здоровьсбережение, физическое развитие, методическая работа.
В настоящее время существует тенденция развивать культуру здоровья у детей. Не можем не согласиться с Л. И. Пономаревой, что «одной из основных задач дошкольных образовательных организаций [ДОО] на современном этапе является повышение качества образования, составной частью которого является физкультурно-оздоровительная деятельность. В свою очередь, модернизация любого процесса, особенно образования, неразрывно связана с обеспечением его управляемости. Очень важно обогащать двигательный опыт ребенка. Это требует объединения усилий большого круга специалистов разного профиля, а также разрешения возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогами и родителями» [4, с. 19–23].
Целью нашего исследования выступитопределение эффективных методов управления здоровьесбережением в ДОО.
Гипотеза исследования: управление здоровьесбережением в ДОО будет результативным, если деятельность всех сотрудников ДОО имеет общую направленность на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
База исследования — МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65» Кировского района г. Саратова.
«Управление педагогическим процессом, — по мнению Е. А. Якимовой, —осуществляется на основе планирования методической работы с кадрами». Планируются разнообразные формы повышения квалификации педагогического коллектива [6, с. 221].
Физическое развитие дошкольника в ДОО осуществляется всем педагогическим коллективом [5, с. 311].
Старший воспитатель систематически изучает наиболее интересный опыт работы других дошкольных образовательных организаций, вариативные программы, новейшую литературу, методически руководит проводимой работой воспитателей: организует различные формы повышения квалификации для педагогов, например, проводит семинары с целью повышения теоретического уровня знаний педагогов [5, с. 313; 338].
«В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) сформулированы требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Важнейшее из них — создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников и обеспечивающей их эмоциональное благополучие», — М. Е. Верховкина [1, с. 4].
Стоит отметить, как точно Н. М. Забусова в своей работе подчеркивает важность формирования навыков здорового образа жизни у детей в детском саду: «Вся организация жизни ребенка в детском саду предусматривает, чтобы ребенок получил необходимые знания: о правилах гигиены и ухода за своим телом; о наиболее опасных факторах риска для здоровья и жизни; о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности» [2, с. 67].
С. В. Кирилльцева отмечает, что «в дошкольном возрасте важно формировать у детей именно активное осмысленное отношение к своему здоровью и его укреплению. При целенаправленном развитии, воспитании, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, мотивации занятий физической культурой и спортом, отношение детей к своему здоровью изменится, сформированность отношения к здоровью как к жизненной ценности становится основой формирования у детей потребностей в ЗОЖ» [3, с. 31–34].
Результаты исследования представлены за 2019–2020 учебный год. Физическое развитие в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65» представлено программами: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; «Физическая культура в детском саду» Л. И. Пензулаевой; «Лечебная физкультура в детском саду» О. В. Козыревой. Программы решают образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи.
В ДОО созданы условия для реализации задач по развитию у детей навыков, умений и качеств в соответствии с их возрастными возможностями.
Ежегодно проходит мониторинг физического развития детей. Два раза в год осуществляется диагностическое обследование уровня усвоения детьми основных видов движений. Результаты мониторинга позволяют разработать соответствующие методические рекомендации.
Целью констатирующего этапа нашей опытно-экспериментальной работы было выявить уровень здоровьесберегающей деятельности в ДОО. Для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности в ДОО мы разработали анкеты и провели соответствующее анкетирование. Анализ анкет показал следующее: 35 % воспитателей считают работу по здоровьесбережению в ДОО эффективной, 55 % воспитателей считают работу по здоровьесбережению ДОО менее эффективной, 10 % воспитателей не смогли оценить эффективность работы ДОО по здоровьесбережению. На основе проведенного анкетирования мы пришли к выводу, что в профессиональной компетентности у воспитателей существует нехватка методической поддержки по организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
На основе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами был проведен формирующий этап опытно-экспериментальной работы, целью которой было повысить профессиональную компетентность воспитателей ДОО в вопросах здоровьесбережения. С целью подтверждения гипотезы исследования на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами проведена соответствующая методическая работа с педагогами: совершенствование планирования здоровьесберегающей деятельности, контроль со стороны старшего воспитателя, семинары/вебинары, а также практический обмен опытом.
Для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности в ДОО мы провели повторное анкетирование. Анализ анкет показал следующее: 70 % воспитателей считают работу по здоровьесбережению в ДОО эффективной, 25 % воспитателей считают работу по здоровьесбережению ДОО менее эффективной, испытывают некоторые трудности в работе по здоровьесбережению, 5 % воспитателей не смогли оценить эффективность работы ДОО по здоровьесбережению.
Проведенное исследование, позволило подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы. Нами установлено и проверено, что повышение профессиональной компетентности педагогов данной ДОО в вопросах здоровьесбережения воспитанников возможно при осуществлении систематической методической работы с ними.
В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей в вопросах здоровьесбережения детей в условиях ДОО.
Литература:
- Верховкина, М. Е. К здоровой семье через детский сад: Метод. рекомендации к программе / М. Е. Верховкина, В. С. Коваленко и др. — Москва: ТЦ Сфера, 2018. — 128 c. — Текст: непосредственный.
- Забусова, Н. М. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста / Н. М. Забусова, Г. Н. Шабалина, Е. Б. Шевченко. — Текст: непосредственный // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. — Белгород: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» (Чебоксары), 2019. — С. 37–39.
- Кирильцева, С. В. К вопросу о развитии представлений о ЗОЖ у дошкольников / С. В. Кирильцева. — Текст: непосредственный // Зажги свою звезду. — Москва: Перо, 2019. — С. 31–34.
- Пономарева, Л. И. Управление здоровьесберегающим процессом как условие повышения качества образования ДОО / Л. И. Пономарева, О. В. Барабаш. — Текст: непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического института. — 2016. — № 1 (29). — С. 19–23.
- Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова. — 2-е изд., — Москва: Академия, 2006. — 368 c. — Текст: непосредственный.
- Якимова, Е. А. Укрепление здоровья ребенка в детском саду. Из опыта работы ДОУ: Методическое пособие / Е. А. Якимова, Н. Э. Фатюшина, И. Л. Тимофейчук. — Санкт-Петербург: КАРО, 2014. — 296 c. — Текст: непосредственный.