Ключевые слова: государственная служба, служащий, чиновник.
Понятие государственной службы стало складываться в восемнадцатом веке, в эпоху просвещенного абсолютизма. В царской России не только собственно государственные служащие считались состоящими на государственной службе, но и лица, которые в установленном порядке занимали некоторые выборные должности по-городскому и земскому самоуправлению, а также в дворянских сословных организациях. До того момента, пока не произошла Октябрьская революция, в основе правового регулирования государственной службы лежал такой документ, как «Табель о рангах» (1722 г.), который был введен в действие ещё Петром I. В данном документы на 14 классов и чинов разделялись все должности: как гражданские, так и военные [3, c.340].
Кроме того, важное значение указанный документ имел и потому, что в нем подробно регламентировался порядок прохождения по иерархии чинов при поступлении в установленном порядке на государственную службу. Отметим далее, что в допетровский период государственная служба четких правовых основ не имела, а каждый служащий рассматривался в качестве личной слуги государя. Вполне очевидно, учитывая масштаб преобразования во время правления Петра I, в целом для петровских преобразований нужен был профессиональный, хорошо организованный, структурированный государственный аппарат. И конечно он мог быть создан, только лишь имея твёрдую правовую основу. В качестве одного из своих итогов, реформы Петра I принесли то, что в государственном управлении отрасли были более четко разграничены. Преобразования административного характера за собой повлекли создание гражданской государственной службы и отделили ее от придворной и военной службы.
Становление в России государственной службы и формирование кадрового состава чиновников государственных учреждений и органов сопровождалось выработкой принципов расстановки и подбора государственных служащих, которые устанавливали важнейшие качества, характерные чиновникам. Так, в частности, Генеральный Регламент Петра I, изданный 28.02.1720 г., обязывал вице-президентов и президентов коллегий постоянно думать о том, чтобы разного рода конторы и канцелярии принимали на штатные должности исключительно тех лиц, которые основательно знали дело, поручаемое им.
Обращаясь к следующему временному периоду развития и государственной службы отметим, что к концу XIX — началу XX вв. в России произошли довольно-таки значительные изменения, которые стали значительным шагом вперед в закреплении статуса государственного служащего [2, c. 78].
Русская государственная служба, которая почти два столетия просуществовала и имела вполне прочную правовую базу, фактически была уничтожена в конце 1917 г. В частности, как следовало из декрета Советской власти «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», изданным 12.11.1917 г., были уничтожены «всякие … наименования гражданских чинов (статские, тайные и прочие советники) и для всего населения России устанавливается одно общее наименование — гражданин Российской республики».
Советская государственная служба традиционно рассматривалась в качестве особой разновидности государственной деятельности, которая осуществлялась работниками государственных органов на профессиональной основе в целях выполнения функций и задач государства. Такая деятельность оплачивалась государством [1].
В ретроспективе развитие государственной службы в советский период можно разделить на три этапа. Предпосылками динамики первого этапа трансформации, охватившего 1991–1995 гг., стало принятие новой Конституции РФ, во многом подготовленной на основе западных образцов. На данном этапе происходит заимствование в отечественную систему государственной службы не только норм, но и ценностей из иностранных систем управления. В существовавшем институциональном контексте это часто приводило лишь к незначительным изменениям, поскольку не было периода адаптации к нововведениям. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 [4] стал первым новейшим актом, регулирующим государственную службу, в нем содержались основные положения о правах, обязанностях, ответственности и гарантиях государственных служащих. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» [6] впервые отделил государственную службу субъекта федерации от федеральной. Второй этап охватил 1996–1998 гг. В его рамках эксперты занимались разработкой проекта Кодекса государственной службы. Третий этап стартовал в 2000-е гг. Именно на данном этапе было предложено ввести трехуровневою систему, которая теперь является основой современной федеральной исполнительной власти.
В 2003 г. был заложена современная российская система государственной службы — принят Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [5], в котором обозначена легальная дефиниция государственной службы РФ.
Литература:
- Арутюнова С. Э. Тенденции развития государственной службы // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2019. № 1 (22).
- Закревская Д. В. Развитие государственной службы в Российской Федерации // Студенческий: электронный научный журнал. 2018. № 2(22). С. 78
- Исаев М. А. История Российского государства и права: учебник. М., 2015. — 445 с
- Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2935/
- Федеральный закон РФ от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/.
- Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7379/