В статье авторы исследуют смысложизненные ориентации личности и их формирование после прохождения реабилитации.
Ключевые слова : смысложизненные ориентации, ресоциализация, зависимость, аддиктивное поведение.
Ресоциализация личности представляет собой такую проблему, актуальность изучения которой с каждым годом лишь возрастает. Более того, с учетом роста количества человек проходящих ежегодно реабилитацию в самых разных центрах и реальных, происходящих в современном российском обществе событиях, находящегося на этапе модернизации, важность исследования проблемы ресоциализации личности становится лишь актуальнее. На данном этапе происходят изменения в требованиях, выдвигаемых обществом к личности, опосредованные трансформацией тех ценностей, которые были ранее традиционными, внедрением чуждых духовных ценностей, вытесняющих истинно русские культурные традиции, отвечающих за социокультурный иммунитет общества. Когда в обществе происходят глобальные изменения, затрагивающие общественную жизнь в целом, утрачиваются, трансформируются нормы социализации личности. На определенном этапе таких изменений в обществе может наблюдаться и полное отсутствие норм социализации личности, как таковых, непосредственно затрагивая и основные институты социализации, опосредуя возникновение серьезного дисбаланса целенаправленных и стихийных форм социализации с доминированием последних. При наличии такой социальной ситуации в геометрической прогрессии возрастает опасность для развития человека, выражающаяся в ее стихийности и деструктивности по причине непредсказуемости последствий [1]. В современном российском обществе социальной среде свойственна изменчивость и мозаичность, что делает ее более восприимчивой к любым самым незначительным воздействиям. Специфическими чертами такой социальной среды является отсутствие устойчивых, долговременных связей и зависимостей, предлагая человеку самому разбираться в постоянно меняющихся ценностях, смыслах, стилях, и их постоянно растущем количестве. Такое положение вещей осложняет процесс ресоциализации, делая его нелинейным процессом. Следовательно, что не только трансформация условий ресоциализации, но и появляющиеся новые формы социального поведения личности, влекут за собой изменения и в методах научного познания, направленных на изучение процесса ресоциализации и смысложизненных ориентаций человека, который непосредственно включен в данный процесс. Данная ситуация опосредует необходимость переориентации подходов к проблеме ресоциализации, смене методов, используемых на психолого-методологическом уровне для ее исследования. Внимание исследователей все чаще становится сконцентрировано самих процессах ресоциализации. Особенностью процесса ресоциализации личности является то, что перед человеком открывается большее количество степеней свободы, что делает невозможным однозначное предсказание каких-либо результатов этого процесса. В зависимости от выбираемого направления дальнейшего личностного развития самим человеком, альтернатив, зависит и количество неожиданных поворотов событий, являющихся основной причиной нелинейности процесса ресоциализации. Заложенная в человеке способность к самостоятельным действиям, стихийность само порождения выходит за пределы не только логичности причин следствия, но и соразмерности результата усилиям, которые прикладываются для достижения данного результата. Следовательно, даже самые не имеющие существенного значения воздействия могут привести к значимым последствиям, а значимые возмущения системы, наоборот, могут повлечь за собой незначительные результаты.
Достаточно много исследований было проведено на предмет выявления особенности содержания смысла жизни и смысложизненных ориентаций делинквентных подростков, микрофакторов возникновения трудностей общения, которые связаны с воздействием ближайшего социального окружения на становление коммуникативной сферы личности ребенка и подростков, исследовалось также и психологическое благополучие молодежи, когда перед ней стоит проблема профессионального самоопределения в современных условиях и влияния на эмоциональное благополучие младших школьников успешности в обучении, статуса в классе, эмоционального отношения к ситуации обучения и эмоционального интеллекта. Исследовалось и влияние Интернет-зависимости на эмоционально-личностное развитие подростков. Рассматривалась и проблема социально-психологических факторов аддиктивного поведения студентов в контексте их адаптации/дезадаптации к новым для них условиям жизнедеятельности. Можно говорить о том, что проведено достаточное количество исследований смысложизненных ориентаций самых разных групп респондентов, но не были исследованы смысложизненные ориентации личности на этапе ресоциализации при том, что сама ресоциализация оказывает влияние на то, как происходит процесс изменения смысложизненных ориентаций личности на этапе ресоциализации. Критериями, используемыми человеком для осуществления выбора и аргументации своих действий, для оценивания не только самого себя, но и событий, действий другого человека, индивидуальные ценности считает достаточно большое количество авторов (В. Брожик, А. А. Ручка, M.Рокича).
Рассматривая проблему ценностных ориентаций, нельзя обойти вниманием работы М. Рокича, в понимании которого исследуемый феномен представляет собой чисто теоретические, независимо от того негативные они или позитивные, идеи философского плана. Характерной чертой таких идей является отсутствие в них конкретно выделенного объекта, определенной ситуации. В таких идеях хорошо просматриваются субъективные убеждения человека о том, какие паттерны поведения более приемлемы и нацеленность человека [2].
Если рассматривать человека, как личностную философскую структуру, то для ценностей в такой структуре отводится место центрального ядра, руководящего жизненными принципами и определяющего как человеку нужно себя вести в той или иной ситуации для того, чтобы достичь поставленной им жизненной цели. Автором были выделены терминальные и инструментальные ценности. Для первой категории характерен такой образ мыслей, что конкретные цели личного существования, как с точки зрения самого человека, так и с точки зрения социума заслуживают того, чтобы были приложены усилия для их достижения. Вторую категорию составляет образ мыслей, что конкретные действия (например, честность, рационализм), как с точки зрения самого человека, так и с точки зрения социума являются предпочтительными абсолютно во всех жизненных ситуациях. Нельзя обойти вниманием основные принципы концепции ценностей М. Рокича, который считает, что:
— не существует большого количества ценностей;
— для всех людей одни и те же ценности могут различаться по субъективной их значимости;
— структурированные ценности в совокупности объединены в системы;
— ключевая основа существующих межличностных ценностей хорошо видна в культуре, обществе, социальных институтах и в самом человеке как субъекте;
— то, какое влияние оказывают ценности на человека и общество в целом, чаще всего, хорошо просматривается во всех глубоко социальных явлениях.
Проведя анализ ряда работ отечественных и зарубежных научных исследований, направленных на изучение смысложизненных ориентаций, их формирование и динамику, у личности на этапе ресоциализации, можно сделать вывод о том, что зависимость от веществ, изменяющих сознание пагубно влияет на особенности формирования смысложизненных ориентаций личности, опосредуя негативные изменения во всех сферах жизни зависимого человека. Зависимым от веществ, изменяющих сознание свойственно разочарование в прошедших жизненных событиях, стыд за них и обращение к воспоминаниям о прошлом. Было выявлено преобладание гедонистических жизненных смыслов, желания получить сиюминутное удовольствие, избегание решения проблем [1]. Непрекращающийся рост количества зависимых от веществ, изменяющих сознание обуславливает необходимость дополнительных исследований смысложизненных ориентаций таких лиц, особенно на этапе ресоциализации, для того, чтобы расширить возможности разработки новых методов и способов оказания психологической помощи.
Литература:
- Зенцова Н. И. Системная модель психологического этапа реабилитации больных наркоманией/автореферат дисс… доктора психол. наук Москва -2015.- 55с.
- Мудрик А. В. Социализация человека. М.: Академия.- 2014. — 304с.