В статье рассматриваются актуальные инструменты продвижения в социальной сети Instagram и особенности их применения для продвижения личного бренда.
Ключевые слова: личный бренд, социальные сети, контент-маркетинг, таргетированная реклама, реклама у блогеров, нативная реклама, малобюджетные инструменты продвижения.
Сегодня Instagram — это одна из самых популярный и динамично развивающихся соцсетей в мире. Каждый месяц в Instagram заходит более 1 млрд человек со всего мира (рис. 1), а официальное приложение соцсети занимает шестое место по скачиванию в GooglePlay и AppStore.
Рис. 1. Наиболее популярные социальные сети в мире на январь 2021 г., по количеству активных пользователей в месяц, млн чел. [1]
По данным Hootsuite 88 % пользователей заходят в Instagram не из США, 51 % пользователей — женщины, 49 % пользователей — мужчины, в среднем каждый пользователь проводит в соцсети порядка 30 минут в день [2].
Что касается России, то согласно исследованиям Mediascope, проведенным в феврале 2021 г., социальная сеть Instagram входит в ТОП-10 крупнейших Интернет-ресурсов России и занимает 7-е место, опережая Mail.ru, Odnoklassniki.ru и Aliexpress.com соответственно (рис. 2).
Рис. 2. Топ-10 крупнейших Интернет-ресурсов России на февраль 2021, млн чел. [3]
Безусловно, огромный интерес к Instagram со стороны пользователей делает ее востребованной в качестве площадки для продвижения личного бренда (эксперта, предпринимателя, бизнес-тренера и пр.).
Личным брендом является образ человека, закрепленный в сознании целевой аудитории. Важным индикатором, который определяет идентичность личности через выбор бренда, является ситуационное представление о себе, т. е. то, что хочет представлять собой человек в определенной ситуации и что будет являться посланием для окружающих. Важно понимать, что для продвижения личного бренда необходимо дифференцировать целевую аудиторию, т. е. понимать кому именно будет интересно коммуникационное сообщение, исходящее от эксперта, предпринимателя и пр., а также начать думать о себе, непосредственно как о бренде [4, с. 27].
В качестве продвижения личного бренда в социальной сети Instagram, можно использовать следующие инструменты:
- Официальная реклама Instagram;
- Реклама у блогеров;
- Малобюджетные инструменты продвижения.
Рассмотрим каждый инструмент более подробно.
- Официальная реклама Instagram — вид реклама, который подразумевает размещение таргетированной рекламы в социальной сети с помощью официального приложения Instagram, AdsManager или партнеров Instagram.
Официальную рекламу Instagram можно разделить на следующие группы:
– рекламные публикации, которые продвигаются в ленте;
– рекламные публикации в история;
– рекламные публикации в разделе «Интересное».
Существует несколько форматов рекламных публикаций:
– фотореклама (можно использовать как фото в квадратном, так и в прямоугольном форматах);
– видеореклама, которая позволяет усилить преимущества фоторекламы за счет движения и звука (можно использовать видео до 120 секунд в квадратном и прямоугольном форматах);
– реклама с кольцевой галереей, т. е. размещение в объявлении нескольких фото или видео, чтобы в рамках одной кампании показать целевой аудитории больше информации;
– реклама с подборкой, благодаря которой можно рассказать целую историю о своих товарах и услугах с помощью фото, видео и описания.
Официальную рекламу в Instagram можно купить тремя способами:
– в приложении — это самый простой способ для запуска рекламной кампании, необходимо лишь выбрать готовый пост и начать его продвижение;
– в AdsManager, который поможет в настройке кампаний, групп объявлений и отдельных объявлений в Instagram, а также редактировать их и анализировать их эффективность;
– при помощи партнеров Instagram, которые решат любую задачу: от покупки рекламы до ее показа.
Благодаря официальной рекламе в Instagram можно старгетироваться на целевой аудитории:
– выбрать местоположение, т. е. выделить жителей определенных стран, регионов, городов и даже районов;
– выбрать демографические данные, т. е. уточнить пол, возраст и язык, на котором разговаривает целевая аудитория;
– выбрать интересы, т. е. охватить людей только с определенными интересами, вплоть до того на какие аккаунты они подписаны и какую рекламу они смотрят;
– выбрать поведение людей, т. е. сформировать аудиторию на основе действий, которые они совершают в Instagram, Facebook и на других площадках;
– использовать пользовательские аудитории, т. е. показывать рекламу уже существующей базе клиентов, используя их номера телефонов в адреса электронной почты;
– создать похожие аудитории (от англ. look a like), т. е. найти людей, которые похожи на пользовательские аудитории;
– использовать автоматический таргетинг, т. е. система сама сформирует целевую аудиторию из людей, которым может быть интересна рекламная компания, однако можно настроить таргетинг по демографическим данным, местоположению, интересам и пр.
Благодаря официальным инструментам, которые предлагает Instagram можно повысить узнаваемость личного бренда, привлечь новых подписчиков и потенциальных клиентов.
- Реклама у блогеров в Instagram
Реклама у блогеров в Instagram подразумевает покупку рекламной публикации или серии рекламных публикаций в ленте или историях.
Рекламу у блогером можно разделить на две группы:
– прямая реклама;
– нативная реклама.
Рассмотрим каждую из вышеперечисленных групп подробнее.
1) Прямая реклама у блогеров подразумевает покупку места и времени для рекламной публикации.
Чтобы правильно подобрать блогера для размещения рекламы необходимо:
– воспользоваться площадками для поиска блогера, например приложение Instagram, чаты и боты в Telegram, сайты, которые выступают посредниками между блогером и рекламодателем;
– проанализировать целевую аудиторию блогера (демографические данные, местоположение, интересы и пр.);
– проанализировать ER (от англ. engagement rate), т. е. вовлеченность в публикации, который рассчитывается по формуле ER = (лайки + комментарии) / подписчики × 100 %;
– проанализировать отзывы о рекламных публикациях, проверить наличие блогера в чатах «активности» и в «черных списках».
После выбора и проверки блогера необходимо договориться с ним о выходе рекламы и разработать рекламную подачу, как правило, состоящую из одного поста или 3–4 историй, которые включают в себя подводку, рекламные макеты, выбранный пост, опрос, УТП и пр.
К преимуществам прямой рекламы у блогеров можно отнести: относительную простоту изготовления рекламного материала, быстрый результат, при попадании в целевую аудиторию низкую стоимость клика.
К недостаткам прямой рекламы у блогеров можно отнести: пользователи Instagram уже насытились прямой рекламой у блогеров и пролистывают ее, блогер может некачественно подать рекламу, что повлияет на стоимость клика.
2) Нативная реклама, или естественная реклама подразумевает собой публикацию, видео, текст, инфорграфику, которые гармонично вольются в оформление аккаунта, создадут впечатление информационного материала, связанного с контентом блогера. Подобная реклама не выделяется на фоне других постов и историй блогера и не вызывает ощущения чего-то чужого на странице [5, с. 684].
Выбор блогеров для нативной рекламы происходит таким же образом как и для прямой рекламы, однако нативная кампания, больше схожа с коммуникационной кампанией, когда блогер в течение определенного отрезка времени знакомит свою аудиторию с личным брендом эксперта или предпринимателя, показывает его кейсы, участвует в его мероприятиях или пользуется его услугами, но при этом не делает прямой рекламы с призывами подписаться или приобрести услугу или продукт.
В качестве примера нативной рекламы у блогера можно рассмотреть «случайную» встречу блогера с экспертом на каком-то мероприятии, в кафе, аэропорту и пр., их знакомство, через какое-то время более подробный рассказ о личном бренде эксперта о его услугах (без указания ссылок на аккаунт и призывов к подписке или покупке), процесс использования продукта или услуги, запечатленный в историях, проведение совместного прямого эфира и пр. Все перечисленные действия в большинстве своем не воспринимаются аудиторией как реклама, в связи с чем вызывают большее доверие и лояльное отношение к личному бренду эксперта, предпринимателя, бизнес-тренера и пр.
- Малобюджетные инструменты продвижения личного бренда в Instagram
Еще одним способом продвижения личного бренда являются малобюджетные кампании, которые практически не требуют материальных вложений, но требуют временных затрат, креатива и терпения.
К малобюджетным инструментам продвижения личного бренда можно отнести:
– контент-маркетинг в Instagram;
– совместные прямые эфиры в Instagram;
– трафик с других Интернет-ресурсов, в частности веб-сайт, социальные сети (YouTube и TikTok) и мессенджер Telegram.
Рассмотрим каждый предложенный инструмент более подробно.
1) Контент-маркетинг — это совокупность маркетинговых приемов, которая основана на создании и (или) распространении высококачественной, полезной и актуальной для целевой аудитории информации с целью завоевания ее доверия и привлечения потенциальных клиентов [6, с. 366].
Таким образом, задачей контент-маркетинга является не реклама продуктов и услуг, а информирование аудитории на различные темы: обзоры ситуаций в конкретном сегменте рынка, разбор способов решения частых и сложных проблем, с которыми сталкиваются представители аудитории, включая представление тех услуг, которые могут быть полезны аудитории. Контент-маркетинг позволяет эффективно привлекать и продолжительное время удерживать внимание аудитории, способствует росту доверия и осведомленности о компетенциях и услугах продвигаемого личного бренда.
Также контент-маркетинг можно использовать для создания имиджа, увеличения прямых продаж и ознакомления целевой аудитории и потенциальных потребителей с новыми услугами.
2) Совместные прямые эфиры в Instagram, суть которых заключается в том, что несколько экспертов из релевантных областей объединяются и выходят в прямой эфир для того, чтобы пообщаться «вживую», вовлечь имеющуюся аудиторию, привлечь новую целевую аудиторию и набрать новых подписчиков, которые в будущем могут стать потребителями товаров и услуг.
Как правило, каждый из ведущих прямого эфира говорит ограниченное время на свою экспертную тему, но таким образом, чтобы все выступления объединялись общим смыслом.
3) Трафик с других Интернет-ресурсов
В последнее время все большую популярность набирает диверсификация площадок присутствия личного бренда в связи с рядом причин, одной из которых является привлечение дополнительного трафика в Instagram.
В качестве площадок, используемых в роли «доноров» можно рассматривать:
– официальный веб-сайт эксперта, предпринимателя, бизнес-тренера и пр.;
– социальные сети (Youtube, TikTok);
– мессенджер Telegram, а именно канал и чат-бот.
Рассмотрим каждую из вышеперечисленных площадок подробнее.
1) Официальный веб-сайт
Благодаря грамотной разработке веб-сайта и добавлению раздела «блог» с полезными статьями и ключевыми словами, которые помогут в безбюджетном SEO-продвижении, за полгода-год можно добиться бесплатного релевантного трафика как на веб-сайт, так и в Instagram, с учетом того, что на сайте будет призыв подписаться на профиль в Instagram.
Также на сайте можно предлагать условно бесплатный материал, «платой» за который будет подписка на аккаунт в Instagram, однако подобный способ может привести к не релевантной аудитории и к отпискам, что повлияет на общую статистику аккаунта в Instagram.
2) Социальные сети
В качестве инструментов для продвижения личного бренда в Instagram можно использовать аккаунты в других соцсетях, например в Youtube и TikTok.
Рассмотрим каждую соцсеть более подробно.
На сегодняшний день Youtube — мощная платформа для развития видеоблогинга, которая насчитывает более 2 млрд пользователей со всего мира [7].
Для продвижения личного бренда в Instagram можно использовать канал на Youtube в качестве дополнительно площадки присутствия в Интернете, с которой будет идти трафик. Для этого необходимо разработать контент-план для съемки релевантных видеороликов, с популярными запросами на Youtube, чтобы пользователи самостоятельно через поиск могли найти нужные материалы. А в самих видеороликах важно вставлять «call to action» (призыв) в формате «подпишитесь на аккаунт в Instagram».
Данный способ продвижения не требует материальных затрат, однако требует регулярной генерации идей, контента и минимум полгода для видимых положительных результатов.
TikTok — соцсеть, аудитория которой в 2021 году может превысить 1,2 млрд человек [8, с. 360].
Также как и в случае с Youtube, социальную сеть TikTok можно использовать в качестве площадки для привлечения аудитории и продвижения личного бренда в Instagram, размещая ссылку на аккаунт в Instagram на главной странице аккаунта и призывая подписаться в коротких видео.
Для социальной сети TikTok таже необходимо разработать релевантный общей концепции личного бренда контент-план, который должен включать тренды TikTok для лучшего продвижения видео в рекомендательных лентах пользователей.
3) Мессенджер Telegram
Не так давно мессенджер Telegram был заблокирован Роскомнадзором, однако после разблокировки стал привлекательной площадкой для ведения каналов, продвижения и монетизации.
Telegram канал также можно использовать, как дополнительную площадку для подтверждения экспертности, что положительно скажется на личном бренде.
Не так давно мессенджер Telegram был заблокирован Роскомнадзором, однако после блокировки стал привлекательной площадкой для ведения блога, продвижения и монетизации.
Ведение Telegram канала также требует времени и составления контент-плана, благодаря которому можно привлекать новую и «прогревать» имеющуюся аудиторию.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в Instagram — это отличная площадка для создания и продвижения личного бренда, ведь в арсенале социальной сети существует большое количество инструментов для продвижения, начиная с официальной рекламы, заканчивая контент-маркетингом. Также не стоит игнорировать и альтернативные методы продвижения, например траффик из других социальных сетей или Интернет-ресурсов.
Литература:
- Most popular social networks worldwide as of January 2021, ranked by number of active users. — Текст: электронный // Statista: [сайт]. — URL: https://www.statista.com/statistics/272014/global-social-networks-ranked-by-number-of-users/ (дата обращения: 07.05.2021).
- 44 Instagram Stats That Matter to Marketers in 2021. — Текст: электронный // Hootsuite: [сайт]. — URL: https://blog.hootsuite.com/instagram-statistics/ (дата обращения: 07.05.2021).
- Топ-10 ресурсов. — Текст: электронный // Mediascope: [сайт]. — URL: https://webindex.mediascope.net/top-resources/projects (дата обращения: 07.05.2021).
- Персональный брендинг. Технологии достижения личной популярярности / А. Котлер, И. Рейн, М. Хэмлин, М. Столлер. — Москва: Издательский дом Гребенникова, 2009. — 392 c. — Текст: непосредственный.
- Филиппов, В. Роль нативной рекламы в интернет-маркетинге / В. Филиппов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — С. 683–686.
- Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для вузов / М. Н. Григорьев. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 559 c. — Текст: непосредственный.
- YouTube для прессы. — Текст: электронный // YouTube: [сайт]. — URL: https://bit.ly/3nUikLq. (дата обращения: 07.05.2021).
- Градюшко, А. А. Платформа TikTok в белорусском медиапространстве: особенности развития / А. А. Градюшко. — Текст: непосредственный // Журналистика — медиалогия — наставничество. — 2021. — № 1. — С. 359–365