Государство Российской Федерации всегда придавало огромное значение охране здоровья населения страны, а в настоящее время особенно, в связи со сложившейся сложной эпидемиологической обстановкой в стране, а именно с ростом заболевания населения новой коронавирусной инфекцией. На официальном сайте Совета Федерации ежедневно обновляется сводка по нормативным правовым актам и информационным материалам, касающихся мер, направленных на достижение экономической стабильности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в РФ.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (ред. от 13 июля 2020 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности [1]. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе благодаря мерам по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в данной области. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется при помощи санитарно-эпидемиологического надзора (санэпиднадзор). Основной целью государственного санитарно-эпидемиологического надзора в России является: предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия гражданина.
Административное правонарушение в области здравоохранения по смыслу статьи 2.1 КоАП РФ можно толковать как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, посягающее на общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности в области здравоохранения. Правонарушение в области здравоохранения наделено юридическими признаками, к которым относятся противоправность, общественная опасность, виновность, наказуемость.
Термин «административная ответственность» используется достаточно широко как в кругах профессиональных юристов, так и в жизни любого гражданина. По мнению Агапова А. Б., автора учебника для бакалавриата и магистратуры, «административная ответственность представляет собой один из видов публично-правовой ответственности, установленной при совершении проступков (административных правонарушений), влекущих за собой малозначительное, реальное или потенциальное причинение вреда или ущерба правоохранительным имущественным и нематериальным интересам» [2]. Реакция государства в виде применения установленных законодательством административных наказаний следует при совершении административного правонарушения в любой сфере (например: торговля, общественный транспорт, финансы, природопользование и другое). Одной из таких сфер, где крайне тяжело избежать правонарушений, является сфера здравоохранения. Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь [3]. Немаловажным является тот факт, что в России в государственных и муниципальных учреждениях медицинская помощь оказывается совершенно бесплатно. Здравоохранение — одна из самых значимых сфер государственного управления, в которой задачи государства направлены на укрепление и сохранение здоровья населения, как физического, так и психического.
Нормативно-правовая база государственного управления в сфере здравоохранения достаточно объемная, но можно выделить основные законодательные акты такие как: Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021); Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об обращении лекарственных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021); Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и другие.
В сфере здравоохранения предусмотрены гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Административная ответственность связана с совершением лицом противоправных деяний, имеющих меньшую степень общественной опасности по сравнению с преступлениями. Административная ответственность в сравнении с уголовной ответственностью имеет некоторые специфические черты:
— в соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность не только физических, но и юридических лиц;
— в соответствии со ст. 1.1. КоАП РФ существует возможность установления административной ответственности не только Кодексом РФ об административных правонарушениях, но и принимаемыми законами субъектов РФ об административных правонарушениях;
— в соответствии с разделом III КоАП РФ привлечение лица к административной ответственности, в том числе наложение на него административных санкций, может осуществляться не только судом, но и органами власти или должностными лицами. Хочется отметить, что к административной ответственности привлекается лицо только при наличии состава правонарушения. Касательно здравоохранения особое внимание следует уделить субъективной стороне: вина в форме умысла неосторожности (применительно к физическим лицам), мотивы совершения правонарушения и его цель.
К административной ответственности в сфере здравоохранения могут быть привлечены юридические лица, должностные лица и индивидуальные предприниматели, в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица, если санкцией конкретной статьи не установлено иное.
Отдельная глава 6 КоАП РФ посвящена административным правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Что касается правонарушений в сфере здравоохранения, то немаловажную роль помимо гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности играет и моральная ответственность. Каждому гражданину известно такое понятие как «клятва Гиппократа», в которой поясняется, что врач обязан оказать медицинскую помощь любому человеку, а также всеми легальными способами способствовать делу охраны здоровья населения, в том числе, осуществляя просветительскую деятельность по вопросам медицины, гигиены, экологии и культуры общения [4]. Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что здравоохранение на государственном уровне несет на себе огромную ответственность, а одним из способов регулирования этой сферы является пресечение правонарушений, незамедлительная реакция на них.
Какие могут быть административные наказания, предусмотренные за правонарушения в сфере здравоохранения? Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены следующие виды наказания:
— предупреждение;
— административный штраф;
— административный арест;
— дисквалификация;
— административное приостановление деятельности и иные. Часть из этих наказаний может быть применена только в отношении физического лица (дисквалификация) или только в отношении юридического лица (административное приостановление деятельности). Конкретный вид административного наказания избирается лицом, рассматривающим дело (судьей или должностным лицом), исходя из возможных вариантов наказаний прописанных в конкретной статье КоАП РФ.
Сталкиваясь с юридической практикой, на настоящий период времени наиболее распространенным является правонарушение, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ (Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения). По данной статье предусмотрены следующие виды административного наказания: предупреждение или наложение административного штрафа. Я являюсь юристом одной крупной транспортной компании города, которая занимается перевозками граждан общественным транспортом. Транспортная компания за последний год была привлечена к административной ответственности по данной статье уже более 10 раз. От водителя и кондуктора требуют обязательного использования средств индивидуальной защиты (лицевой маски), но ждать того же от пассажиров невозможно. Постановление Правительства Калининградской области № 134 от 16 марта 2020 года (в редакции от 19 апреля 2021 года) [5] требует от граждан соблюдать масочный режим, но этих рекомендаций придерживаются только законопослушные граждане. Ссылаясь на это Постановление, а именно на ч. 6 п. 9, если пассажир вошел в автобус без маски, кондуктор и водитель вправе отказать в предоставлении услуги по перевозке. Но тем не менее существует противоречие в законодательных актах, согласно ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти его в пункт назначения. В свою очередь, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, форма которого устанавливается транспортными уставами и кодексами. Перевозка пассажиров транспортом общего пользования также регулируется Законом РФ от 07 февраля 1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» [6]. Ни Гражданский кодекс, ни Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, ни Закон о защите прав потребителей не предусматривают возможность отказа в перевозке из-за отсутствия у пассажира маски.
Очевидно, что большинство рассмотренных выше проблем не может быть решено только в рамках законодательства в сфере здравоохранения, поскольку требуется внесение изменений (поправок) в ряд законодательных актов более общего плана (Гражданский, Бюджетный, Налоговый кодексы и так далее). Кроме того, большую роль в совершенствовании правового регулирования экономической сферы здравоохранения должны сыграть органы исполнительной власти (Правительство РФ, Минздрав РФ и так далее), а также законодательные органы субъектов нашего государства.
Таким образом, здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности государства по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье, а усиление роли ответственности, в частности административной, за правонарушения в сфере здравоохранения приобретает немаловажное значение в такой сложной эпидемиологической обстановкой в нашей стране. Необходимо учитывать тот факт, что законы, касающиеся вопросов охраны здоровья граждан РФ, во многом устарели и им нужны доработка и изменение.
Литература:
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Административная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратуры/ А. Б. Агапов. — 8-у изд., перераб. И доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 465 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации URL: http//www.pravo.gov.ru, (дата обращения: 07.05.2021).
- «Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации» (принят Первым национальным съездом врачей Российской Федерации 05.10.2012).
- Постановление Правительства Калининградской области от 16.03.2020 N 134 (ред. от 19.04.2021).
6. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 22.12.2020) «О защите прав потребителей».