В статье автор описывает формы включения родительской общественности в образовательный процесс посредством д истанционных технологий.
Ключевые слова: дошкольное образование, дистанционные технологии, взаимодействие с семьей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в детском саду выстраивается взаимодействие с семьей — «работа с родителями» ушла в прошлое. Используется педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и всегда в поиске новых: идем в ногу со временем, чтобы это было для родителей востребованно, оригинально и интерактивно.
Дистанционные технологии взаимодействия с семьей внезапно «ворвались» в размеренную жизнь. В условиях пандемии изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходилось по-новому. Благодаря ограничениям, связанным с распространением коронавирусной инфекции,
и оперативному реагированию педагогов, общение с семьей вышло на новый формат взаимодействия всех участников этого процесса.
В сложившихся условиях деятельность педагога переформатировалась, изменив основные очные формы взаимодействия с детьми и родителями
на дистанционные. В данное время ограничения для проведения мероприятий действуют. Так что преобладают очно-заочные формы взаимодействия с семьей.
«Пятничный вечер»
Перейти к новым формам взаимодействия с социумом невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать «открытой системой». «Открытость» — это значит сделать педагогический процесс гибким, понятным для родителей воспитанников, дающим возможность использовать технологий обучения с привлечением родителей.
Как только дети поступили в нашу группу, мы сразу же организовали с их родителями группу в WhatsApp. Это популярная бесплатная система мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой связи и видеосвязи. Позволяет пересылать текстовые сообщения, изображения, видео, аудио и электронные документы через Интернет.
Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в ДОО, но и непосредственно участвовать в совместной деятельности с ним, а также получать комплексное сопровождение в вопросах воспитания и развития детей.
В группе участники обмениваются фото, видео, аудиоматериалами, задают интересующие вопросы, комментируют информацию. Непосредственно мы, воспитатели, знакомим законных представителей с планами и итогами проведенной работы, рекомендуем ссылки для самостоятельного изучения нужной темы, информируем о предстоящих мероприятиях.
Хотелось бы подробнее остановиться на такой форме взаимодействия, когда в конце недели, по пятницам мы с коллегой (со вторым воспитателем) пересылаем материалы итогов работы по тематической неделе нашим родителям. Между нами и родителями закрепилось такое название как «Пятничный вечер».
Уже сложился определенный план, по которому предоставляются материалы для восприятия родителям. Сначала напоминаем тему недели. Далее сообщаем о занятиях в такой последовательности: познание, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, физическая культура, музыка, рисование, аппликация, лепка.
Когда пишем про занятия, то стараемся донести родителям простым языком задачи занятия — что делали и для чего это нужно. Что бы еще дома повторить или попробовать сделать. Сдабриваем всю эту информацию фотографиями деятельности детей с занятия, как это было.
Продолжаем «Пятничный вечер» о деятельности в рамках темы недели. Что проведено, что сделано, что придумано — все «интересности» недели. Также не забываем сопровождать фотографиями. Далее о свободной деятельности — игровая деятельность и прогулка.
Также сообщаем о предстоящих праздниках, конкурсах, акциях и т. д. Привлекаем на участие семьи. Подводим в чате итоги группового участия с трансляцией дипломов для портфолио ребенка.
Всегда есть место в «Пятничном вечере» для благодарностей нашим родителям, бабушкам и дедушкам за помощь группе. Чем больше мы благодарим, тем еще больше нам помогают.
По отзывам родителей ясно, что они понимают, чем занимаются дети в детском саду, динамику их развития, знают, что повторить, как поиграть, о чем поговорить дома. Данное направление работы важно при использовании в период пропусков по причине болезни детей.
Мы знаем, что все родители ждут вечера пятницы, не только из-за того, что закончилась трудовая неделя, а еще из-за того, что увидят, как прожил его ребенок неделю в детском саду. Потому что после слов воспитателя «На этом наш традиционный пятничный выпуск заканчиваем. Спасибо вам за внимание! Всем хороших выходных! И спокойной ночи!» обязательно будут слова благодарности и добрые смайлики.
Если наша группа является участником мероприятий детского сада, или новость написана про дела группы, то обязательно для родителей даем ссылки на новости сайта детского сада.
Во время пандемии, перед необходимостью проводить занятия дистанционно, провели анкетирование с родителями детей нашей группы. Мы выяснили, что компьютеры и выход в сеть Интернет есть у всех. Желание посвящать детям некоторое время для занятий есть, время для этого будут выделять.
С родителями провели консультацию и осветили вопросы об этом новом деле для нас. В том случае, если родители не будут посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет низкий. Сам ребенок не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий.
С коллегой поочередно отправляли родителям в чате задания по разным направлениям и видам деятельности ребенка. Высылали видео, мультмедийные презентации, картинки, которые надо было показывать ребенку на мониторе компьютера. Затрагивали все занятия, какие проводятся в детском саду.
Родители, встав на место воспитателей, проводили эти игровые задания, затем направляли нам своеобразные отчеты о выполнении. Это могли быть детские рисунки, фотографии и видео, как это выполнялось ребенком. По отзывам родителей — профессия воспитателя тяжелая и требует много терпения.
«Математический марафон»
Дистанционная форма обучения с целью обобщения ранее полученных знаний детей по формированию элементарных математических представлений.
Этапы марафона проходили в игровой форме. Родители «примерили» на себя роль педагога — давали детям задания. Дети играли, выполняя задания. Фотографии и видео выполненных заданий высылались педагогу для фиксации в протокол. Все справились на отлично со своими заданиями. Об этом говорит доказательная база — 24 видео и 25 фотографий.
«Сказка на ночь»
Такая дистанционная форма взаимодействия с семьей пришла к нам также с начала самоизоляции. Сподвигло то, что все участники образовательного процесса находятся дома, а образовательную программу по ознакомлению дошкольников с художественной литературой осваивать надо. Вот, и решили в группе WhatsApp высылать родителям аудиозаписи произведений для того, чтобы включали детям перед сном.
Так каждый вечер (без выходных), в 20.00 часов отправлялось примерно такое сообщение: «73 выпуск «Сказка на ночь». Уважаемые родители, добрый вечер! Сегодня предлагаем детям послушать русскую народную сказку «Хромоножка Уточка» (8 мин.). Приятного прослушивания и спокойной ночи!».
Это стало своеобразным вечерним ритуалом для детей. По отзывам родителей, с появлением выпусков «Сказки на ночь» дети стали быстрее собирать игрушки, идти в ванную на водные процедуры и ложиться в кроватку, чтобы мама включила телефон для прослушивания ожидаемой сказки.
Надо сказать, что очередное литературное произведение всегда является сюрпризом для ребенка и родителя. Были высланы за время самоизоляции аудиопроизведения многих жанров и авторов по образовательной программе средней группы. Всего было отправлено 82 вечерних выпуска «Сказки на ночь».
Канал на YouTube
На сайте YouTube.ru на канале воспитателя размещаются авторские видеоролики для воспитанников и их членов семьи.
https://www.youtube.com/channel/UCMCwuS56o8Q3oWA-i8wHVYg
Видеоролики делаются семьям на память о дошкольном детстве ребенка. В связи с ограничениями, из-за которых родители не могут посещать праздники, а видят, как прошел утренник, как их малыш рассказал стихотворение, станцевал и спел песню. Еще с помощью роликов родители получают поздравления от нашей группы.
Таким образом, результатом взаимодействия семей воспитанников и педагога является повышение педагогической компетентности у родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; создание атмосферы комфорта, эмоционального взаимопонимания и сотрудничества в условиях партнерства детского сада и семьи.
Вместе с тем применение педагогом в своей деятельности форм дистанционного взаимодействия требует как от педагогов, так и от родителей дополнительного времени и специальных знаний и навыков. Кроме того, подобное взаимодействие возможно только при обоюдной активности и заинтересованности сторон.
Все же взаимодействие педагогов с родителями посредством дистанционных технологий способно принести огромную пользу не только семьям детей, но и самому педагогу: педагог, владеющий этими формами работы с семьей, сможет добиться не только хороших показателей по успеваемости своих воспитанников, но и поможет им стать полноценными членами современного общества.
Литература:
- Консультация для педагогов «Дистанционные формы работы с родителями ДОУ». Инфоурок. Ведущий образовательный портал России
- https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-distancionnye-formy-raboty-s-roditelyami-dou-4608089.html