В статье рассматривается проблема историографического освещения тульского предпринимательства XIX века. Автором проведён анализ литературы по основным видам экономической деятельности тульских предпринимателей.
Ключевые слова: историография, предпринимательство, промышленность, торговля, купечество.
Тульская губерния — один из старейших центров предпринимательства в России. В последние десятилетия хозяйственная деятельность предпринимателей тульского региона XIX века часто становились предметом внимания отечественных историков. В связи с ростом интереса к региональной истории в последние десятилетия, подавляющее большинство работ по истории тульского предпринимательства относятся к современному этапу развития исторической науки.
Одной из ведущих отраслей промышленности Тулы было оружейное производство. В статье Л. Н. Дзиговской исследована история одной из старейшин династий оружейников Тулы — Лялиных [3]. Лялины занимались огнестрельным оружием: изготовлением станков, замков и лож. Уже в начале XIX многие из Лялиных были в Туле владельцами мануфактур. При этом уже в это время они занимались не только оружейным делом, но и торговали, например, строевым лесом, крупным рогатым скотом. Капиталы позволили им вступить в купечество 3-й гильдии.
Л. Н. Дзиговская отмечает, что с 1829 г. мастера-оружейники, не занимавшиеся своим ремеслом, могли быть переведены в купцы или мещане. Возможность перехода оружейников в купеческое сословие — один из специфических механизмов пополнения предпринимательского слоя в Туле.
Другой династией тульских оружейников-предпринимателей были Алпатовы, о которых рассказывает в своей статье Л. Н. Дзиговская [4]. В основном они специализировались на работе с ружейным стволом, но были также и литейщики, мастера по изготовлению лож, эфесов. В 1801 г. был создан чугунолитейный завод Алпатовых, который стал к концу столетия крупным предприятием. Завод делал утюги, различные прессы, люки для коммуникаций канализации и водопровода.
Одним из старейших видов предпринимательства в Тульской губернии было кожевенное производство. В частности, им занималась с 1807 г. семейство Васильковых, чьей деятельности посвящена статья В. Ю. Василькова [2]. К середине XIX в. это было крупное производство, однако развитие кожевенного производства в Тульской губернии сдерживалось дефицитом сырья. Тем не менее, с 1841 г. завод М. Я. Василькова удерживал первое место в губернии по объёмам производства. Автор указывает, что уровень механизации на кожевенных предприятиях был низким, а сама отрасль была низко рентабельной, так как существовали высокие накладные расходы, такие как закупка импортных красителей.
В. Ю. Васильков в своей статье описывает тульскую специфику функционирования кожевенной промышленности. При выходе тульских производителей на общероссийский рынок, выяснилось, что там более высокие требования к качеству продукции. Необходимо было вкладывать деньги в модернизацию производств, а у тульских предпринимателей таких средств не было. Поэтому во второй половине XIX в. тульская кожевенная промышленность была представлена 10–15 мелкими заводами, которые выпускали дешёвую продукцию и продавали её в собственных лавках.
Т. В. Майорова в своей статье рассказывает об одной из ведущих отраслей промышленности в Тульской губернии [6]. В XIX в. сахарная свёкла стала одной из основных сельскохозяйственных культур в Тульской губернии. В пореформенные годы, после введения акцизной системы торговли алкоголем, сахарная свёкла стала использоваться как сырьё для производства спирта. Автор рассматривает работу Воскресенского спиртозавода, открытого в 1897 г. в Одоевском уезде и принадлежавшего шталмейстеру императорского Двора Н. С. Мальцеву. Высокая рентабельность завода объяснялась тем, что рабочие получали весьма невысокое жалование, в среднем даже квалифицированные рабочие получали по 1,8–2 руб. в неделю. Также в рабочий период работникам предоставлялось жильё (казарма), керосин для освещения, дрова для отопления. На Воскресенском спиртозаводе было новейшее современное оборудование.
В целом в Туле и Тульской губернии эффективно развивалось производство товаров народного потребления. В частности, в 1870–1873 гг. выпуск самоваров в Туле достигал 660 000 шт. в год. Популярность самоваров в России была связана с их большей вместительностью по сравнению с чайниками. Кроме того, по-прежнему выпускались и знаменитые тульские пряники. Расширение географии торговли пряниками происходило по причине удобства их транспортировки и хранения, так как пряники не портились в течение долгого времени.
По-прежнему в Туле было широко развито изготовление металлических изделий. Нужно упомянуть в этой связи «колокольный» завод Н. И. Черникова. На этом предприятии также выпускались самовары (около 5000 в год), тазы, рукомойники, кофейники, а также металлические декоративные кованые решётки [5, с.203–209].
Анализ торговой деятельности, проведённый в работе Е. В. Симоновой и Н. А. Биленко, показывает, что во второй половине XIX в. наиболее успешную торговлю вели купцы Тулы и Белёва [11]. В губернию ввозили металл, мануфактурные товары, а вывозили металлические изделия, оружие, сельскохозяйственные товары. Е. В. Симонова и Н. А. Биленко указывают, что во второй половине XIX в. торговля оставалась преобладающим видом предпринимательской деятельности в Тульской губернии.
Симптом перехода от традиционной торговли к капиталистическому предпринимательству исследователи видят в процессе расширения сети стационарной торговли. Н. А. Биленко и Е. В. Симонова констатируют упадок традиционной ярмарочной торговли и указывают, что после 1885 г. зачастую бывало, что до половины товаров, доставленных на ярмарку, оставались не распроданными.
Крестьянскому предпринимательству посвящена статья Н. А. Биленко [1]. В ней автор отмечает, что торговая сеть Тулы во многом обеспечивалась благодаря «мелочным лавочкам» крестьян-предпринимателей. Цены в них были невысокими, а крестьяне стремись привлекать покупателей за счёт богатого ассортимента. Следующим шагом развития торгового крестьянского предпринимательства стала торговля алкоголем. Акцизный порядок торговли алкоголем, введённый в 1860-х гг., подразумевал, что торговать алкогольными напитками можно практически в любом торговом заведении [1, С.157].
На 1888 г. доля торговых предприятий, принадлежавших крестьянам, в Туле достигала 18 %, а купцам принадлежали лишь 22 % торговых предприятий. Крестьяне-предприниматели также держали слесарные, токарные и самоварные мастерские. Н. А. Биленко отмечает, что крестьянские предприятия не были механизированы.
В книге В. Е. Шарикова, посвящённой тульской повседневности пореформенной эпохи, о тульских портных указывается, что в Туле процветала мануфактурная торговля и изготовление одежды [12, с.149–256]. Самыми модными портными были евреи С. С. Финкельштейн и Е. Я. Люблин, которые шили для политической, финансовой элиты губернии, а также для «людей свободных профессий». Но в целом изготовление одежды в Тульской губернии не смогло преодолеть узких рамок ремесла.
Т. В. Майорова в одной из своих статей указывает, что одним из источников формирования класса предпринимателей были ремесленники [9]. Автор отмечает, что в «черте осёдлости» из-за перенаселённости и ограничений на ряд профессий для иудеев остро стояла проблема безработицы. Поэтому многие евреи стремились стать механиками и получить ремесленные свидетельства, которые давали право работать в любом городе России, где есть ремесленная управа. В частности, была популярна профессия часовых дел мастера. По мнению Т. В. Майоровой, Тула была привлекательна для предприимчивых людей еврейской национальности тем, что в городе и губернии было достаточно многочисленное мещанское и рабочее население, обеспеченное, по меркам «черты осёдлости».
Т. В. Майорова указывает в своей работе, что лишь крупные предприниматели Тулы обращались к услугам банков для получения кредитов [8]. Большинство тульских предпринимателей не имели таких финансовых потребностей, чтобы обращаться в банки, которые к тому же считались ненадёжными и имели дурную репутацию. В частности, в Туле лопнул банк Сушкиных, оставив множество обманутых вкладчиков ни с чем, а братья Сушкины были сосланы в Сибирь на 6 лет.
Для обеспечения нужд предпринимателей и населения, создавались ссудные кассы. Это была узаконенная форма ростовщичества. В частности, в 1880 г. такую ссудную кассу открыл в Туле И. Я. Вайнер, купец 2-й гильдии. Вторую ссудную кассу открыл в Туле в 1889 г. Э. Э. Кисельман.
XIX век — это эпоха становления рекламного дела. Т. В. Майорова в одной из своих работ уделила внимание истории рекламного дела в Тульском регионе. Т. В. Майорова относит начало становления рекламной деятельности к концу XIX в. Автор связывает это с перенасыщенностью российского рынка товарами, вследствие чего началась конкуренция за покупателя [7]. По мнению Т. В. Майоровой, уровень создателей рекламы того времени не был высоким. Среди рекламистов даже более или менее грамотный человек, который умел писать без грубых ошибок, был довольно редким явлением.
Существуют и другие оценки состояния рекламного дела в Туле. Н. И. Шелкоплясова в своих работах подробно изучила процесс формирования и трансформации рекламы в губернском центре [13; 15]. Автор приходит к выводу о том, что к концу XIX века рекламное дело в Туле стало значимой частью экономики, а сама реклама стала качественной и разнообразной. Н. И. Шелкоплясова исследует процесс появления новых типов рекламы, таких как буклеты, рекламные проспекты [14, с.196–205].
Е. В. Симонова и Н. А. Биленко отмечают, что процессы модернизации второй половины XIX в. существенно сказались на состоянии хозяйственной деятельности тульских предпринимателей. Вследствие железнодорожного строительства Тула получила мощный стимул к развитию. Однако такие центры торговли, как Белёв и Ефремов частично утратили своё значение [11].
По данным Губернского статистического комитета, которые приводит в своей публикации В. В. Нехаев, в списке промышленных предприятий Тульской губернии на 1917 г. имелось 885 объектов [10, с.118]. Среди них: 2 электростанции, 1 железопрокатный завод, 4 чугунолитейных, 2 чугуноплавильных, 19 меделитейных и латунопрокатных, 3 сахаро-рафинадных, 17 колбасных, 7 кожевенных, 5 химических заводов, 31 скобяная фабрика, 10 кондитерских, 46 самоварных, 14 копей и рудников.
Обзор историографии хозяйственной деятельности тульских предпринимателей позволяет сделать вывод о том, что исследователей в равной степени интересуют проблемы различных сфер экономики тульского региона. Историки тульского предпринимательства в своих исследованиях освещали вопросы, как промышленной, так и торговой деятельности. Кроме того, существует корпус работ, посвящённый и предпринимательству Тулы XIX века в сфере услуг.
Литература:
- Биленко Н. А. Крестьянское предпринимательство в губернском городе Туле второй половины XIX в.: формы, масштабы, тенденции развития. // Ученые записки Курского государственного университета. № 4 (48). с.157
- Васильков В. Ю. Купцы Васильковы. // Федеральный бизнес-журнал. Тула.23 апреля 2018
- Дзиговская Л. Н. Многопрофильные Лялины: первые поколения. // Федеральный бизнес-журнал. Тула. 8 октября 2015.
- Дзиговская Л. Н. Тульские оружейники Алпатовы. // Федеральный бизнес-журнал. Тула.4 сентября 2015.
- Камоликов А. А. Штрихи о купечестве // Тени старинного кладбища — Всехсвятский некрополь в Туле (продолжение).— Тула: ОО «Борус-Принт», 2013.— С. 203–209.
- Майорова Т. В. Воскресенский спирт: шталмейстер Мальцев и XXI век. // Федеральный бизнес-журнал. Тула. 1 августа 2017.
- Майорова Т. В. Кто рисовал тульскую рекламу 100 лет назад? // Федеральный бизнес-журнал. Тула. 25 июня 2015
- Майорова Т. В. Основатели и содержатели ссудных касс в Туле.// Федеральный бизнес-журнал. Тула. 7 сентября 2017
- Майорова Т. В. Часовых дел мастера XIX-XX вв. // Федеральный бизнес-журнал. Тула. 3 февраля 2017
- Нехаев В. В. Статистические аспекты социально-экономического положения региона. Тульская губерния в 1917–1921 годах.// // Великая революция в региональном измерении. 1917–1921 гг. в Тульской губернии. Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Великой российской революции. Тула, Изд-во ТПГУ им. Л. Н. Толстого, 2017. 376 с. С.118
- Симонова Е. В. Биленко Н. А. Торговля Тульской губернии во второй половине XIX в.: участники, масштабы, тенденции // Ученые записки Курского государственного университета, 2018, № 2 (46).
- Шариков В. Е. Повседневная жизнь туляков во второй половине XIX — начале XX века. Тула: ООО «Борус-Принт». С.149–256
- Шелкоплясова Н.И Упаковка тульских производителей к. XIX как один из видов печатной рекламной продукции / Н. И. Шелкоплясова // Интеллектуальный потенциал региона и управление знаниями: Сб. ст. по материалам Международной научно-практической конференции. — М. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. — С. 142- 145.
- Шелкоплясова Н. И. Реклама торговых предприятий центра Тулы второй половины XIX — начала XX вв. / Н. И. Шелкоплясова // Теория и практика современной торговли. Часть 2 [Текст]. — Тула: Тульский филиал РГТЭУ, 2011. — Тула: «Папирус», 2011. — С.196–205.
- Шелкоплясова Н. И. Реклама Тульского охотничьего оружия в XIX — начале XX вв. / Н. И. Шелкоплясова // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. С.70–72.