Как известно, данный процесс адаптации охватывает непосредственно самого ребенка, его родителей и социального педагога, и от того, насколько каждая из сторон будет обладать необходимыми знаниями, будет зависеть конечный результат — спокойный и с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение ребенок.
Работа с родителями, чьи дети поступают в дошкольное учреждение, должна начинаться намного заранее до того, как дети поступят в сад. Еще в момент записи ребенка родители должны получить четкую информацию касаемо адаптационного периода, что лично каждый из родителей может сделать, чтобы облегчить данный процесс.
Родители должны предупредить социального педагога о возможных особенностях адаптации детей к новым условиям детского сада. Также в обязательном порядке они должны рассказывать педагогу, как ребенок ведет себя дома. Если ребенок заранее приучен к режиму дня, который будет в детском саду, если он умеет проситься в туалет, приучен к разнообразной пище, умеет обращаться с игрушками, способен хотя бы к непродолжительному контакту с другими детьми, не испытывает к ним боязни, доверяет педагогу, то большинство проблем, которые связаны с процессом адаптации, возможно избежать.
Если же родители не подготовили ребенка к дошкольному учреждению, он испытывает определенные нарушения со стороны нервной системы (перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция и т. п.), что, к сожалению, встречается все чаще, или страдает хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, то процесс его адаптации к детскому саду будет затруднен.
Анализируя результаты исследований, было выявлено, что многие дети оказались не подготовлены к посещению детского сада и столкнулись со следующими проблемами:
– несовпадение режима дня;
– страхи по отношению к воспитателям;
– проблема во взаимоотношении со сверстниками;
– проблема с приемом пищи и сна;
– скованность, трудности включения в деятельность при прямом обращении;
– плаксивость, обидчивость, истерики у детей.
Видится необходимым разработка рекомендаций по организации адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении.
Таблица 1
Рекомендации для воспитателей
Проблема |
Пути решения |
страхи по отношению к воспитателям |
Каким бы не было отношение ребенка к педагогу, рекомендуется ненавязчиво показывать ему заботу, помогать, оказывать поддержку и утешение. Необходимо помнить, что определенные особенности внешнего вида педагога могут вызвать у ребенка страх и неприятия — будь то непривычный рост, громкий голос, резкость в движениях, излишняя суета, длинные ногти, детали одежды. Необходимо учитывать данные нюансы и максимально их уменьшить при общении с ребенком. Необходимо обеспечить благоприятное взаимодействие ребенка с новым взрослым, оно должно приносить ему положительные яркие эмоции, вызывать доверие. |
проблема во взаимоотношении со сверстниками |
Встречать радостно каждого ребенка, особенно испытывающего страх: «Дети, посмотрите, кто к нам пришел! Мы давно тебя ждем, будем вместе играть». Использовать в общении с детьми яркие игрушки, занятия с ними помогают стабилизировать эмоциональное состояние тревожного ребенка, вовремя и к месту подобранные игрушки помогают отвлечь от грустных переживаний, организовать деятельность, привлечь к ребенку внимание других детей. Не стоит настаивать на игровом общении с конкретным человеком или другими детьми. Рекомендуется вовлекать его в общие подвижные игры, где воспитатель-педагог выступает в роли мамы — мамы-курочки, мамы-козы, мамы-кошки, что создаст дополнительную опору для того, чтобы ребенок сумел дождаться маминого прихода вечером. |
скованность, трудности включения в деятельность при прямом обращении |
Рекомендуется чаще помогать ребенку чувствовать безопасность, постоянно изыскивать способы, которые будут вселять в него уверенность, чувство успешности в различной деятельности, помогать справляться в бытовых делах. Любому ребенку требуется веселый, оптимистичный, умеющий сочувствовать и соучаствовать взрослый, который способен поддержать его как в эмоциональном, так и физическом плане. Чаще использовать телесный контакт — поглаживания, объятия, прикосновения, усаживания на колени и пальчиковые игры. |
плаксивость обидчивость, истерики у детей |
Взрыв эмоций легче предотвратить, чем потом думать, что предпринять. Нельзя ждать наступление того момента, когда будет трудно что-либо сделать. Нужно контролировать начинающиеся изменения в настроении ребёнка (недовольство, раздражение, плаксивость), и уметь вовремя отвлечь малыша от предмета, вызвавшего негативную реакцию. Для борьбы с истериками ребёнка, взрослым нужно уметь сохранять спокойствие. Необходимо стараться понять что хочет ребенок, предугадывать его потребности, тем самым это вызовет у него радостное чувство и прилив сил. Рекомендуется применять косвенные методы влияния — переключать внимание с острых переживаний на стихи, потешки, песенки, других детей |
С первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении, педагог должен стараться обеспечить, прежде всего, психологический и физический комфорт для детей, смягчить трудности перехода от домашнего (разного у всех) к общественному (одинаковому для всех) образу жизни. Это определяет возможность решить самые заметные проблемы, которые возникают в первый месяц, когда адаптация малышей к новым условиям доставляет им столько неприятных моментов.
Таблица 2
Рекомендации для родителей
Проблема |
Пути решения |
несовпадение режима дня |
Необходимо проанализировать режим дня ребенка и при необходимости скорректировать его таким образом, чтобы расписание привычных занятий совпадал с режимом дня дошкольного учреждения. При необходимости разработать новый режим дня. |
проблема с приемом пищи и сна |
Приблизить домашний режим питания и сна к тому, что будет в детском саду. Научить самостоятельно пользоваться ложкой, аккуратно пить из чашки. Укладываться с приемом пищи во временные рамки. |
трудности в общении с детьми и взрослыми |
Познакомьте ребенка с другими детьми на площадке, в песочнице. Предлагайте ему поиграть вместе с ними, приучайте просить, а не отнимать игрушки, меняться игрушками. Дома спрашивайте малыша, как он играл с детьми, как их зовут. Старайтесь, чтобы ребенок имел возможность общаться со взрослыми, умел обращаться к ним с просьбой. Учите его здороваться и прощаться со взрослыми, выражать благодарность («спасибо», «пожалуйста»), выполнять элементарные правила поведения в помещении и на улице. |
страхи по отношению к воспитателям и детскому саду |
Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду. Рассказывайте при ребенке родственникам, знакомым о том, что вам повезло: его приняли в очень хороший детский сад! Не обсуждайте проблемные вопросы, связанные с садом, в присутствии ребенка. Никогда не пугайте малыша детским садом! Накануне поступления ребенка в детский сад ведите себя спокойно, ведь ваша тревожность передается ему, что может отрицательно воздействовать на процесс адаптации. |
В сложный период привыкания малыша к детскому саду социальный педагог часто выступает не только в качестве консультанта, но и посредника, цель которого — установить более тесный контакт родителей с воспитателем и детьми.
Социальный педагог изучает (по разрешению всех членов семьи) психологическую атмосферу в семье, выявляет причины, которые могут вызвать сложности при адаптации ребенка, и проводит соответствующую коррекционную работу. Исходя из индивидуальных особенностей детей, он совместно с воспитателем может составить индивидуальную программу работы с каждым ребенком, вести работу по формированию у малышей навыков социального общения и позитивного отношения к себе.
Всю работу по сопровождению детей к новым условиям дошкольного учреждения целесообразно осуществлять поэтапно.
Таблица 3
Работа социального педагога
Этап |
Содержание работы |
первый (подготовительный) этап |
Предполагает мероприятия по повышению профессионального мастерства воспитателей, работу с семьей, сбор информации о ребенке, помощь в подборе игрушек и создания предметной среды. Задачи социального педагога на данном этапе можно условно разделить на шесть групп: – психологическое просвещение педагогического коллектива и родителей; – составление подвижного графика поступления детей в группу; – создание банка данных о детях, испытывающих трудности; – профилактика возможных эмоциональных нарушений у детей; – выявление проблемных семей, родителей «группы риска» в целях социально-психологической поддержки; – помощь воспитателям в подборе игрового инструментария. |
Второй (основной) этап |
Сложный и длительный этап. Усилия направлены на обеспечение наиболее благоприятного психологического климата в адаптационной группе, проведение интеграционных игр на сплочение детского коллектива. Большое количество времени на основном этапе отводится консультированию родителей. На первый план выступает взаимодействие с родителями на основе диалога. Для родителей готовится информация в родительский уголок и информационные стенды: «Приглашение в детский сад», «Я хожу в сад», «С детьми работают…", «Детские капризы», «Детская самостоятельность» и т. д. |
Третий (заключительном) этапе |
Осуществляется анализ процесса адаптации детей к дошкольному учреждению, обследование их эмоционального состояния, включенности в воспитательно-образовательный процесс; анализ причин эмоционального неблагополучия, выработка индивидуальных рекомендаций. |
В обязанности социального педагога входит не только умение координировать усилия между воспитателями при реализации индивидуального подхода к каждому ребенку, но и грамотное взаимодействие с другими специалистами. Воспитателям, как и родителям, не всегда удается облегчить процесс привыкания малышей к условиям дошкольного учреждения. Нередко это связано с тем, что в группу одновременно поступает несколько новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним. Обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку воспитателю помогает социальный педагог и педагог-психолог дошкольного учреждения.