Что мы подразумеваем под «незрелостью» коры головного мозга?
Кора головного мозга (напомним, что это его верхняя оболочка толщиной 1,5–4,5 мм) представляет собой слой серого вещества. Несмотря на такой невыразительный цвет, функционально заключает в себе основной признак, который отличает человека от животных:
— она выполняет и регулирует множество функций, от которых зависит жизнедеятельность человека и его взаимодействие с окружающей средой: наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкую моторику, характер, общение — всё то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.
У ребёнка центральная нервная система находится на начальной стадии формирования. Так, корковая система определяется к 7–8 годам, а дозревает к периоду полового созревания, поэтому, говоря о «незрелой» коре головного мозга у детей, врачи, психологи и дефектологи подразумевают дисфункцию головного мозга [4; с.105].
Пример . Мальчик (4,5 года) заговорил поздно, около 4-х лет. Развитие речи не соответствует возрасту. Родители жалуются, что обижает других детей. Эта реакция является следствием непонимания ребёнком некоторых ситуаций, в результате чего он ведёт себя «как малыш». Ребёнок беспокойный, быстро утомляется, теряет интерес к любой деятельности, не понимает обращенные к нему инструкции, «выпадает» из диалога. В раннем детстве наблюдались нарушения сна, частые срыгивания и т. д. Роды были тяжёлыми.
Если беременность протекает неблагополучно, то часто заканчивается рождением «несозревших» детей. У новорождённых детей к основным причинам нейрофункциональной незрелости относят [1; с.39]:
— сложное протекание или патологию беременности;
— преждевременные роды, тяжёлое родоразрешение;
— воздействие токсических веществ на организм беременной женщины.
К дисфункции коры головного мозга у ребёнка приводят механическое травмирование черепа, инфекционные заболевания. Признаки «незрелости» нервной системы новорождённого:
— беспокойство или, наоборот, вялость в поведении;
— частый немотивированный крик;
— нарушения сна;
— упорные срыгивания;
— изменение мышечного тонуса;
— дрожание подбородка и кистей рук, усиливающееся при возбуждении, крике, плаче;
— цианоз (синюшность) носогубного треугольника;
— «мраморный» рисунок кожи (нарушение регуляции сосудистого тонуса);
— поперхивание во время еды и питья;
— судороги;
— нестабильность внутричерепного давления;
— глазодвигательные нарушения.
Кроме того, ребёнок бурно реагирует на любые раздражения: звук, свет, перемену положения тела, кормление грудью и т. д. Он вздрагивает, вскидывает ручки, кричит, плачет. Ребёнок пуглив, всего боится.
Согласно статистике, дисфункция головного мозга (минимальная мозговая дисфункция (ММД) или перинатальное поражение центральной нервной системы (ППЦНС)) диагностируется у каждого 5-го ребёнка и обозначается как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии) [3; с.87]. По мере взросления у детей к указанным выше признакам добавляется:
— бессонница;
— нарушения координации движений;
— гиперактивность;
— повышенная нервозность;
— невнимательность;
— рассеянность;
— нарушения поведения.
Дисфункция коры головного мозга приводит к задержке речевого развития (ЗРР), слабости мышления [5; с.19]. Могут быть и более тяжёлые случаи. При этом для ЗРР характерны бедность словаря, трудности воспроизведения и построения фраз, нарушения грамматического строя речи, слоговой структуры слова. Несомненно, нужны специалисты:
— невролог (определяет характер церебральных нарушений, собирает тщательный анамнез, проверяет рефлексы);
— педиатр (исключает наличие воспалительных заболеваний);
— психолог или нейропсихолог (оценивает состояние высших психических функций, эмоционально-волевой сферы);
— логопед (определяет уровень развития речи или нарушения её формирования);
— функциональная диагностика, включающая:
— ЭЭГ (главная цель — поиск судорожного элемента);
— УЗДГ (оценка кровотока сосудов головного мозга и ШОП);
— ВП — метод регистрации ответов различных структур головного мозга на внешние стимулы (слуховые, зрительные, соматосенсорные), оценка проведения по восходящим путям центральной нервной системы;
— КТ и МРТ.
Что делать? Как помочь?
- Не надо отчаиваться или ждать, что все пройдёт по мере взросления ребёнка. Начинайте заниматься его здоровьем прямо сейчас. 70 % детей в результате активно проведенных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и не отличаются от них в поведении.
- Основные направления при лечении: психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, терпение и последовательность родителей [2; с.189].
— Медикаментозные препараты назначаются неврологом. Ведётся динамическое наблюдение за ребёнком.
— В психолого-педагогическую коррекцию могут входить занятия с логопедом, психологом, нейропсихологом, дефектологом.
— Физиотерапия включает БАК, лазеротерапию, электрофорез, амплипульс, баротерапию, микрополяризацию.
— Необходимо соблюдение чёткого режима дня, полноценное питание, организация отдыха и прогулок, количество часов сна, положенное для данного возраста. Выполнение режима делает работу нервной системы синхронной.
— Коррекция двигательной активности ребёнка путем включения физической терапии (ЛФК, АФК), массажа (нормализация тонуса, обменных, репаративных процессов), упражнений на балансире (мозжечковая стимуляция). Продуманная физическая активность — лучший способ для выхода накопившейся энергии. Подойдут занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы (плавание, велосипед, гимнастика).
— Возможно проведение немедикаментозной аппаратной терапии: интерактивный метроном (лечебный ритм), БОС-миотренажёр, Томатис (улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации).
- Воспитание в семье ребёнка с «незрелостью» предполагает:
— единство требований родителей, адекватность и понятность действий, медлительная и доброжелательная речь;
— совместное творчество дома: рисование, лепка, вырезание; семейное чтение, заучивание стихов, прослушивание музыки;
— поощрение игр и занятий, требующих внимания и терпения;
— разделение работы на более короткие, но частые периоды (5–10–15 минут работы, 5 — перерыва), использование физкультминуток;
— собранность и спокойствие родителей.
Литература:
- Артищева, Л. В. Логопсихология [Текст]: учеб.- метод. пособие / Л. В. Артищева. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. — 60 с.
- Валлон, А. Психическое развитие ребёнка [Текст] / А. Валлон. — СПб: Питер, 2001. — 208 с.
- Визель, Т. А. Основы нейропсихологии [Текст]: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — Москва: В. Секачев, 2014. — 262 с.
- Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. — М.: Просвещение, 1995. — 250 с.
- Петрухин, А. С. Детская неврология. В 2-х томах. Том 1. Общая неврология [Текст]: учебник/ А. С. Петрухин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 272 с.