В статье раскрываются особенности судопроизводства по делам с участием иностранного элемента. Рассматривается международное законодательство. Поднимается вопрос актуальности проблем, указанных в Концепции Единого гражданского процессуального кодекса РФ.
Ключевые слова: иностранные лица, гражданское судопроизводство, международные отношения, Концепция Единого ГПК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
В международном праве существует множество правовых актов, регламентирующих процессуальные моменты в деятельности государств. В частности, Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 01.03.1954 г.; Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961; Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961; Венская конвенция о консульских сношениях от 24.04.1963; Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15.11.1965; Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18.11.1970; Европейская конвенция об иммунитете государств от 16.05.1972. [3]
В рамках Европейского союза унифицированные правила гражданского судопроизводства с участием иностранных лиц устанавливает Брюссельская конвенция от 27 сентября 1968 г. «О подсудности и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам». [3]
Рассматривая российскую правовую сферу, в частности, Гражданский процессуальный кодекс РФ, стоит отметить, что особого внимания заслуживает правовой статус иностранных лиц в области российского гражданского судопроизводства. В его основе лежит принцип национального режима, который соответствует принципу, изложенному в Конституции РФ. Иностранные граждане вправе пользоваться процессуальными правами и нести процессуальные обязанности, обращаться в суды РФ для защиты своих прав, свобод и законных интересов. Иностранные лица в гражданском судопроизводстве могут быть истцами, ответчиками, третьими лицами, участвовать лично или через представителя, в качестве которых чаще всего выступают адвокаты — члены Инюрколлегии, специализирующейся на оказании правовой помощи по делам с “иностранным элементом”, юридические фирмы, иностранные адвокаты.
Также в ст. 399 ГПК РФ закреплен принцип lex patria. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяется их личным законом. Иностранный гражданин, находясь на территории РФ и подчиняясь российскому праву, продолжает сохранять правовую связь и с собственным государством. [3]
Касательно иностранных организаций, их личный закон определяется страной учреждения организации. Если организация международная, то ее правоспособность определяется на основе международного договора. Из сферы судебной компетенции государств исключаются лица, перечисленные в Венских конвенциях о дипломатических и консульских сношениях, поскольку они обладают неприкосновенностью — профессиональным и служебным иммунитетом. У этих видов иммунитета есть разительное отличие — личный иммунитет действует на весь срок службы лица и нахождения его в определенной должности, и отпадет после окончания лицом служебной деятельности. Иммунитет служебный продолжает действовать во времени безгранично [1, ст. 39 и 53].
Согласно Венской конвенции о дипломатической службе иммунитетом обладают дипломаты, сотрудники управленческого и технического персонала, а также члены их семей [1].
Помимо указанного деления на профессиональный и личный иммунитет, ч. 1 ст. 401 ГПК РФ выделяет: иммунитет от привлечения к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица; иммунитет от наложения ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и принятию к имуществу каких-либо мер; иммунитет от обращения взыскания на это имущество. [2]
Конвенции содержат также ряд важных положений. К примеру, Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. запрещает предъявление к гражданам государства — участника Конвенции требований о залоге или обеспечении судебных расходов лишь на том основании, что они являются иностранцами.
Решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Также ГПК РФ содержит положения о принятии мер по обеспечению иска, особенности направления извещения, предварительного судебного заседания, а также исполнения решений. Эти нормы содержатся также и в уже названных международных документах (Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам). [2]
Решением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 08.12.2014 № 124(1) была принята Концепция Единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Необходимость принятия такой концепции продиктовано динамичным развитием российского общества и отечественной экономики.
Основная цель разработки Концепции — повышение эффективности российского судопроизводства за счет унификации гражданского и арбитражного процессуального законодательства.
При разработке Концепции предполагалось, что она устранит противоречия между гражданским и арбитражным процессом, введет новые правила разрешения спорных правовых вопросов, укрепит альтернативные способы разрешения споров, упрощенный процесс решения споров, выявит кардинальные проблемы обоих кодексов и внесет в них необходимые правки [4].
Конечно же, данная концепция не могла не коснуться и производства с участием иностранных граждан. В преамбуле к Концепции определяется важность международных обязательств России, договоров, результатов деятельности международных организаций по правам человека и практики международных судов при отправлении судопроизводства.
В Концепции производство с участием иностранных лиц занимает один из семи разделов. Поднимается проблема различия сроков в арбитражном и гражданском процессах, российского и международного уровня и необходимость их унификации как внутри российской правовой среды, так и в соответствии с международными актами, что позволит значительно сократить сроки судебного разбирательства и избежать затягивания процесса [4]. Унификация сроков должна стать еще одним шагом к стандартизации нормативно-правовых актов внутри страны и этапом процесса глобализации в международном масштабе. Принятие решения о сроках должно опираться на судебную практику и быть максимально приближено к существующим реалиям.
Законодатель также отмечает необходимость закрепления в нормативно-правовых актах концепции функционального иммунитета иностранного государства. Чтобы понять смысл этого иммунитета, необходимо обратиться к статье 124 ГК РФ, согласно которой «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации..., а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами» [5]. Возникновение теории функционального иммунитета обусловлено активными действиями частноправового характера между юридическими и физическими лицами разных государств, то есть теми ситуациями, когда государство не может пользоваться абсолютным иммунитетом, а действует в отношениях со своими иностранными контрагентами на равных. Вопрос о функциональном иммунитете поднимается многими юристами, среди которых В. В. Ярков [6, стр. 419], активно работающий с международными правовыми проектами. Функциональный иммунитет обозначен в международном акте — Конвенции для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов от 10 апреля 1926 г., принятой в Брюсселе. Это нашло смысловое отражение в российском национальном законодательстве, а точнее, в гл. 45.1 ГПК РФ и законе «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации». [7]
Значительным пробелом ГПК РФ относительно исполнения судебных поручений является то, что кодекс не предусматривает момент, когда выполнение отдельных процессуальных действий не охватывается компетенцией суда, но относится к компетенции какого-либо другого органа. Целесообразно предусмотреть отдельную норму, охватывающую те обстоятельства, когда поручение направляется для исполнения в соответствующий орган, а также процедуру данного направления.
Концепция также отмечает отсутствие консолидированного списка дел (с участием иностранных лиц), рассматриваемых как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами. В идеале, этот перечень содержал бы общие правила о компетенции дел теми и другими судам, а также о территориальной подсудности дел в обеих судебных системах [4].
Таким образом, исходя их разрозненности нормативно-правовых актов, касающихся иностранных граждан в гражданском судопроизводстве, и обилия международных нормативно-правовых актов, следует согласиться с доводами, предложенными в Концепции Единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принять во внимание необходимость законодательных изменений.
Литература:
- Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961. — Текст: электронный // https://www.un.org.ru: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml (дата обращения: 23.04.2021).
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения: 23.04.2021).
- Блажеев, В. В. Гражданский процесс / В. В. Блажеев. — Текст: электронный // https://be5.biz.html: [сайт]. — URL: https://be5.biz/pravo/g006/20.html (дата обращения: 23.04.2021).
- Концепция Единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 08.12.2014 № 124(1). — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://vip.1gl.ru/#/document/99/420241545/infobar-card/ (дата обращения: 23.04.2021).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 29.04.2021).
- Ярков, В. В. «Арбитражный процесс: Учебник» (7-е издание, переработанное и дополненное) («Статут», 2017) / В. В. Ярков. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://lib.tau-edu.kz/wp-content/uploads/2020/08/arbitrazhnyj_process_uchebnik_av_bsalyamov_db_abushenko_kl_branovickij_i_dr_otv_red_vv_yarkov.pdf (дата обращения: 29.04.2021).
- Федеральный закон «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» от 03.11.2015 N 297-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188328/ (дата обращения: 29.04.2021).