В статье авторы рассказывают о своём опыте создания и использования ЭОР в преподавании английского языка.
Ключевые слова: ЭОР, ЦОР, английский язык.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) — это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи. Наиболее современные ЭОР воспроизводятся на компьютере, планшете, смартфоне. Их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР). Очень сложно подобрать готовые ЭОР в сети Интернет для детей младшего и среднего школьного возраста, так как изучаемый грамматический материал должен соответствовать лексическому запасу обучающихся и наоборот. Поэтому для своих учеников мы стараемся создавать собственные ЭОР, которые соответствуют сюжетной линии УМК «Forward» и его лексико-грамматическому наполнению.
На этапе знакомства с новым грамматическим материалом мы часто используем презентацию. Она позволяет создать яркий образ грамматического времени или какой-либо грамматической структуры благодаря видео, аудио и графической информации. Чтобы активизировать деятельность учащихся и создать мотивацию к дальнейшей работе, мы придумываем интересный сюжет. Так, при изучении настоящего длительного времени мы отправляемся в путешествие в зимнюю сказку в страну Present Continuous .
Однажды Дед Мороз и его (добрый друг) Санта Клаус попали в сказочную страну Present Continuous, где у них была тройка лошадей: AM , IS , ARE . У каждой лошади были свои верные друзья — снеговики. Они ухаживали за ними, кормили, а также помогали волшебникам с подарками. За работой они часто пели свою любимую песенку (включаем минус к песне «В лесу родилась елочка»):
I AM ,
He IS ,
She IS ,
It IS ,
We ARE ,
You ARE ,
They ARE .
Рис. 1. Грамматическая сказка
Снеговики запрягали лошадей в волшебные сани. Чтобы они взлетели вверх, нужно произнести волшебные слова страны Present Continuous: « Now ! At the moment »! Когда сани летели по небу, Дед Мороз и Санта Клаус могли видеть всё, что происходило на нашей планете (V). И при этом за санями раздавался серебряный звон колокольчиков — ing , ing , ing .
Рис. 2. Визуализация формулы грамматического времени
Далее мы сформулировали закон страны Present Continuous и начали работать с тренировочными упражнениями. Для одного из них мы взяли за основу аутентичный материал: мультфильмы о Винни-Пухе и его друзьях и о Питере Пене. Это позволило создать атмосферу присутствия в англоязычной среде. Мы подобрали несколько глаголов, для которых нашли место в мультфильме и сделали стоп-кадр в местах, где герои выполняли это действие. Мультфильм демонстрировал детям «продолжительность действия» и помог понять смысл употребления времени Present Continuous. По ходу мультфильма дети формулировали предложения всё с меньшим количеством подсказок.
Рис. 3. Тренировочное упражнение на основе мультфильма
К основным инновационным качествам ЭОР относится интегративость, которая обеспечивает использование активно-деятельностных форм обучения. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа заданий: прочитать и узнать из учебника о подводном мире или самому озвучить виртуальное путешествие по морским глубинам.
Один из разворотов учебника «Forward» (5 класс) представляет текст о подводных обитателях. Ребятам было предложено следующее домашнее задание: прослушать аудиозапись к тексту, понять его и ответить на вопросы. На уроке мы погрузились в мир подводных исследований. Детям был предложен ролик о подводном мире из Youtube без звука. Поработав в начале урока над произношением отдельных слов и фраз из текста, ученики попробовали свои силы в озвучивании ролика.
Подобные задания помогают развивать беглость речи, совершенствовать навыки чтения. Подобный вид заданий можно создавать в следующих видеоредакторах: Movie Maker, Camtasia, Pinnacle и другие. Данные программы позволяют монтировать и редактировать видео и графические материалы, добавлять видеоэффекты, звук, надписи. Аудиовизуальное представление реального и воображаемого мира на экране позволяет максимально приблизить детей к реальным условиям коммуникации.
Рис. 4. Озвучивание программы о подводном мире
В начальной школе и частично в среднем звене в УМК «Forward» каждый раздел начинается с комикса. Комиксы не пугают детей объёмом текстового материала и акцентирует их внимание на актуальной лексике и грамматике, отдельных фразах и речевых клише, которые нужно запомнить. Понять содержание комикса помогает большое количество картинок. Мы решили пойти дальше и предложили своим ученикам стать авторами своих собственных комиксов. Чтобы оценить качество своей работы, ребята могли использовать следующие критерии: употребление в диалоге необходимого для запоминания лексико-грамматического материала, оригинальность сюжетной линии, лаконичность (история должна быть изображена в четырех-восьми кадрах).
Для создания комикса некоторые дети воспользовались конструктором Lego , сделали несколько фото, объединили их единой сюжетной линией в рамках темы «A Theme Park» («Тематический парк»). История подружек (Lego friends) включает лексические единицы по данной теме. Высказывания составлены в Present Continuous и содержат структуру would like .
Рис. 5. Пример комикса учениц пятого класса
Несколько ребят создали комиксы в online и offline программах. Программа Make Beliefs Comix , предлагает не только площадку для создания комиксов, но и имеет разделы для учителей и родителей с планами занятий. Write comics является одним из самых простых сайтов для создания комиксов (с доступным для освоения детьми меню). Мы создаем комиксы в программе Story Visualizer , которая позволяет работать с различными изображениями, в том числе включать фотографии, сделанные с помощью веб-камеры.
Рис. 6. Инструменты для создания комиксов
Эффективность процесса изучения иностранного языка, на наш взгляд, напрямую зависит от постоянно поддерживаемого интереса учеников к предмету, что связано с умением правильно подобрать материал для всех этапов урока. Важно, чтобы этот материал был эмоционально окрашен и предполагал высокую активность учеников в ходе его освоения, а также их взаимодействие друг с другом и учителем.