Ключевые слова: прокуратура Российской Федерации, надзор, национальный проект «Демография», прокурорская проверка, защита прав и законных интересов граждан, общества и государства.
Приказом Генерального прокурора РФ от 14.03.2019 № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» [1] перед органами прокуратуры поставлена задача обеспечить системное и эффективное надзорное сопровождение реализации 12 национальных проектов, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Целью национального проекта «Демография» выступает обеспечение устойчивого естественного роста численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни населения нашей страны. Всего в национальный проект включены пять федеральных проектов.
Национальный проект «Демография» носит комплексный межведомственный и междисциплинарный характер и затрагивает сферы:
— поддержки семей при рождении детей;
— создания условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей;
— создания условий для доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;
— здорового образа жизни, активного долголетия и повышения качества жизни пожилых лиц;
— занятия физической культурой и спортом [2].
Эффективная реализация национальных проектов неразрывно связана с необходимостью расходования значительного объема бюджетных денежных средств, выделенных на эти цели. Указанное обуславливает необходимость обеспечения действенного надзорного сопровождения реализации мероприятий, предусмотренных национальными, и разработанными на их основе федеральными проектами.
На расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ по итогам работы ведомства за 2020 год Генеральный прокурор РФ И. В. Краснов также отдельно отметил, что на реализацию национальных проектов выделяются значительные государственные денежные средства, и эти средства должны работать на повышение качества жизни людей, а нарушения и злоупотребления в данной сфере должны пресекаться и строго наказываться [3].
В целях организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 14.03.2019 № 192 прокурорам необходимо закрепить в распоряжениях о распределении обязанностей за конкретными прокурорскими работниками вопросы надзора в данной сфере, осуществлять регулярное их заслушивание, систематически осуществлять сбор и анализ сведений, в том числе мониторинг публикаций в СМИ и в сети «Интернет», принять меры к организации эффективного взаимодействия, обеспечению обмена статистической и другой необходимой информацией с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями, создать в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур межведомственные рабочие группы, обеспечивать постоянный и эффективный надзор за исполнением законодательства поднадзорными объектами и субъектами при реализации национальных проектов, в том числе при издании ими правовых актов [1].
Прокуроры, в целях надлежащего проведения проверок на данном направлении деятельности должны правильно выстроить алгоритм их проведения.
Так, проведение прокурорской проверки включает в себя три этапа:
— подготовка к проведению проверки;
— проведение проверочных мероприятий;
— оценка полученной информации, оформление результатов и выбор средств (в том числе актов) прокурорского реагирования [4, с. 110].
На этапе подготовки к проведению проверок прокуроры должны обладать информацией о мероприятиях, предусмотренных паспортами федеральных проектов, о принятых нормативных правовых актах, регламентирующих правоотношения в сфере реализации соответствующих проектов на поднадзорной территории, о финансовом обеспечении проектов, о заключенных, исполненных и принятых на оплату контрактах при их реализации, о подрядчиках, осуществляющих работы в соответствии с контрактами, заключенными для реализации проектов, об объемах выполненных работ (фактически оплаченных), а также о других имеющих для надлежащего осуществления надзора обстоятельствах.
В ходе проводимых проверок прокурорам необходимо обращать особое внимание, в том числе, на полноту применяемых уполномоченными органами и организациями мер к реализации предусмотренных проектами мероприятий, законность и своевременность принятия нормативных правовых актов, полноту отражения мероприятий национальных проектов и расходов на их реализацию в региональных бюджетах, государственных программах, соблюдение органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядка и условий получения из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на указанные цели, законность, полноту и своевременность расходования выделенных из бюджетов всех уровней на реализацию указанных мероприятий денежных средств, в том числе межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований.
Анализ и оценка полученной по результатам проведения проверок информации могут осуществляться как самостоятельно прокурором, проводившим проверку, так и с привлечением к обсуждению результатов проверки других лиц (прокуроров, осуществляющих надзор в смежных направлениях, заинтересованных должностных лиц проверяемого органа).
В сфере реализации национального проекта «Демография» обязательной оценке подлежит, в том числе, состояние соблюдения прав граждан на получение мер социальной поддержки, гарантированных национальным проектом (ежемесячных денежных выплат семьям в связи с рождением детей, материнского (семейного) капитала, ипотечных кредитов (займов) и пр.).
Прокуроры в ходе проведения проверок должны проверять не только сами факты назначения и перечисления выплат денежных средств, положенных отдельным категориям граждан, но и правомерность производства таких выплат.
Так, к примеру, прокуратурой г. Дзержинска проведена проверка исполнения национального проекта «Демография» должностными лицами ГКУ НО «Управление социальной защиты населения г. Дзержинска».
Установив в ходе проведения проверки факты осуществления выплат по уходу за детьми, предусмотренных федеральным проектом «Финансовая поддержка семей при рождении детей» п. 4.1 паспорта национального проекта «Демография», прокуратурой была также проверена правомерность перечисления и получения указанных денежных средств.
По результатам проведения проверки было установлено, что неустановленными лицами из числа работников ГКУ НО «Управление социальной защиты населения г. Дзержинска» жителю г. Дзержинска, как неработающему лицу, назначены ежемесячные пособия по уходу за тремя малолетними детьми.
Вместе с тем, в ходе осуществления проверочных мероприятий прокуратурой было установлено, что получатель выплат является отцом только одного малолетнего ребенка, других детей у него нет, кроме того, на момент назначения и получения выплат он был официально трудоустроен, получал заработную плату. Назначенных ему в отсутствие на то законных оснований выплат он фактически не получал.
Таким образом, меры социальной поддержки, назначенные в нарушение закона, были получены неустановленными лицами из числа работников ГКУ НО «Управление социальной защиты населения г. Дзержинска», а федеральному бюджету Российской Федерации и бюджету Нижегородской области был причинен ущерб в размере 353 738 рублей 20 копеек.
По результатам проверки прокурором г. Дзержинска было вынесено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, вследствие чего следственным отделом по г. Дзержинск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области в отношении неустановленных лиц из числа ГКУ НО «Управление социальной защиты населения г. Дзержинска» было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ.
Таким образом, надлежащая организация, осуществление и оформление каждого этапа проведения проверки, законность, обоснованность, своевременность и целесообразность актов прокурорского реагирования, принципиальность и настойчивость в защите прав человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, являются необходимыми элементами деятельности органов прокуратуры для обеспечения эффективности реализации возложенных функций на данном направлении деятельности.
Литература:
- Приказ Генпрокуратуры России от 14.03.2019 № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» // «Законность», № 5, 2019.
- Итоги года: демографическое развитие и поддержка семей с детьми. — Текст: электронный // Минтруд России: [сайт]. — URL: https://mintrud.gov.ru/social/76 (дата обращения: 10.05.2021).
- Заседание коллегии Генпрокуратуры. — Текст: электронный // Президент России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/634/events/65165 (дата обращения: 10.05.2021).
- Борисенко, Е. А., Бут Н. Д. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина / Е. А. Борисенко, Н. Д. Бут. — Москва: Университет прокуратуры Российской Федерации, 2020. — 152 c.