Ключевые слова: коррекционно-развивающая работа, особенности коррекционно-развивающей работы, эмоционально-волевая сфера, обучающиеся с РАС.
В настоящее время расстройство аутистического спектра (далее — РАС) предстает как нарушение психического развития и все наибольшую значимую роль в его преодолении занимают педагогическая и психологическая коррекционная работа.
Коррекционно-развивающая работа — это прежде всего система медицинских, педагогических, психологических воздействий, которые способствуют полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации в целом [5, с. 47].
При организации коррекционной работы с детьми с РАС важно учитывать особенности их психики. Необходимо помнить о таких факторах, как качественное своеобразие развития ребенка, возраст проявления дефекта и динамика развития, а также его тяжесть.
Особенность коррекционно-развивающей программы основывается в возможности позволить ребенку почувствовать себя успешным в той деятельности, которая является личностно значимой для него самого. Выделяют следующие особенности коррекционно-развивающей работы: создание положительной психологической атмосферы; задания выполняются в игровой форме; отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребенка ведется на каждом занятии; для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий обучающимися, но на более высоком уровне трудности.
Целесообразно сказать о методах и приемах работы с обучающимися с РАС. Более известные и используемые нами на практике методы это ABA (прикладной анализ поведения), PRT (обучение основным реакциям), TEACCH.
ABA-терапия — это прежде всего набор принципов, формирующих базу для других методов терапии поведения. Ее целью является увеличение уровня желаемого поведения и уменьшение уровня проблемного поведения. Интересно то, что многие практики не одобряют данную технологию, называя ее «дрессировкой».
PRT отличается от некоторых методов ABA, т. к. основное внимание отдается улучшению дефицита развития, а не ориентации на конкретное поведение.
Структурированное обучение с особым вниманием к среде — это то, чем занимается TEACCH-терапия. Она ставит перед собой цели развития независимости ребенка, стимулирование обобщения навыков, а также помощь в создании эффективного взаимодействия с другими и в развитии интеллектуальных навыков.
При компетентном проведении коррекционной и развивающей деятельности необходимо помнить о принципах работы с детьми с РАС: упрощенная инструкция к заданию; индивидуальный стимульный материал; сокращение двойственных требований; уменьшение объема заданий с сохранением сложности; упрощение содержания задания. Важно помнить, что контакт не самоцель, а лишь этап на пути к совместному изучению окружающего мира.
На основе целей, задач и принципов проведения коррекционной работы, нами была разработана собственная коррекционно-развивающая программа эмоционально-волевой сферы для обучающихся младшего школьного возраста с РАС, рассчитанная на 20 занятий. Перед нами стоял вопрос: как много можно скорректировать у ребенка с РАС за небольшое количество времени?
Целью программы является коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у обучающихся с расстройством аутистического спектра.
В качестве задач программы мы видим следующее: отработка плана поведения во время различных социальных ситуаций, развитие способности выражать эмоциональную социальную ответную реакцию, развитие восприятия, понимания эмоций другого человека, снятие психоэмоционального напряжения и смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта.
Разработанная нами программа предназначена для индивидуальной работы с детьми 6–11 лет (1–4 классов), включает 20 занятий 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
При разработке коррекционно-развивающей программы учитывались четыре основных этапа. На первом этапе планирования определялись цели, задачи, тактика проведения коррекционно-развивающей работы. На втором организационном этапе фиксировалось организация условий для выполнения коррекционно-развивающей программы, такие как информирование педагогов и администрации детского учреждения о плане коррекционно-развивающей программы. В этап реализации программы входит проведение коррекционных занятий с детьми и контроль динамики хода работы. Помимо этого, происходит постоянное информирование родителей, педагогов и администрации о ходе коррекционно-развивающей работы, а также о промежуточных результатах коррекции. На завершающем и обобщающем этапе будет происходить оценка эффективности проведенной коррекционно-развивающей программы.
Для набора детей в группу, проводилась диагностика, целью которой является изучение развития эмоционально-волевой сферы. При отборе детей использовались следующие методики:ЦТО Люшера, Контурный САТ-Н, тест «Рука Вагнера», «Эмоциональные лица».
Нами были проведены три этапа диагностики. После проведения входной диагностики мы отобрали 7 детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере, в отличие от других диагностируемых.
Каждое занятие состоит из трех частей: в первую вводную часть входят организационные моменты, настраивающие на дальнейшую работу; игры и упражнения, развивающие произвольность психических процессов, а также дыхательные упражнения. Во вторую, основную, часть включено выполнение основных заданий и упражнений, которые направлены на развитие эмоционально-волевой сферы. В данную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность, развивающие игры и упражнения. В заключительной части выполняются упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. А также рефлексия занятия и подведение итогов работы.
Нами были выбраны такие формы контроля, как наблюдение, беседа, игры-занятия. Данные формы контроля позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам программы.
В качестве планируемых результатов мы видели то, что ребенок получит возможность научиться выражать свои эмоции, чувства и сообщать о них, выражать эмоциональную социальную реакцию, различать эмоциональный процесс по продолжительности и интенсивности. Помимо этого, должен быть отработан план поведения во время различных эмоциональных ситуаций.
Во время проведения работы нами были осуществлены 3 диагностики. Ниже представлены таблицы с результатами, где «З» — это показатель того, знает ли ребенок 6 основных эмоций (радость, грусть, злость, отвращение, удивление, страх), «У» — умеет ли показывать на себе, «Н» — может ли распознавать эмоцию на другом человеке.
Результаты первой диагностики:
ФИО № |
Радость |
Грусть |
Злость |
Отвр-е |
Удив-е |
Страх |
||||||||||||
З |
У |
Н |
З |
У |
Н |
З |
У |
Н |
З |
У |
Н |
З |
У |
Н |
З |
У |
Н |
|
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
2 |
+ |
+ |
+ |
+\- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+/- |
- |
+\- |
+\- |
- |
+\- |
3 |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+\- |
- |
+\- |
- |
- |
- |
+\- |
- |
+\- |
- |
- |
- |
5 |
+\- |
+ |
+ |
+\- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+\- |
- |
+ |
+\- |
- |
+\- |
+\- |
+ |
+\- |
+\- |
+ |
+\- |
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+\- |
- |
- |
+\- |
- |
- |
«+» распознает эмоцию; «-» не распознает эмоцию; «+\-» путает эмоцию.
Результаты первой диагностики дали понять, что обучающиеся с РАС хорошо ориентируются преимущественно в таких эмоциях как радость, грусть, злость. После проведения диагностики мы начали реализовывать коррекционно-развивающую программу.
Результаты второй диагностики:
ФИО № |
Радость |
Грусть |
Злость |
Отвр-е |
Удив-е |
Страх |
||||||||||||
З |
У |
Н |
З |
У |
Н |
З |
У |
Н |
З |
У |
Н |
З |
У |
Н |
З |
У |
Н |
|
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+\- |
+ |
+\- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+\- |
+\- |
- |
+\- |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+\- |
- |
+\- |
+ |
+ |
+\- |
+\- |
+ |
+\- |
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+\- |
+ |
+\- |
+\- |
+ |
+\- |
«+» распознает эмоцию; «-» не распознает эмоцию; «+\-» путает эмоцию.
По итогам второй диагностики, проведенной сразу после окончания проведения коррекционно-развивающих занятий. Результаты заметно улучшились, хотя все еще наблюдаются проблемы с такими эмоциями, как удивление, страх, отвращение.
Результаты третьей диагностики:
ФИО № |
Радость |
Грусть |
Злость |
Отвр-е |
Удив-е |
Страх |
||||||||||||
З |
У |
Н |
З |
У |
Н |
З |
У |
Н |
З |
У |
Н |
З |
У |
Н |
З |
У |
Н |
|
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+\- |
+ |
+ |
+\- |
- |
- |
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+\- |
+ |
+\- |
+\- |
+ |
+\- |
+\- |
+ |
+\- |
+\- |
- |
+\- |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+\- |
- |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
+\- |
7 |
+\- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+\- |
+ |
+\- |
+\- |
+ |
+\- |
«+» распознает эмоцию; «-» не распознает эмоцию; «+\-» путает эмоцию.
Третья диагностика проводилась через две недели после окончания коррекционно-развивающей работы с обучающимися с РАС. По таблице мы видим, что у большинства детей результаты остались неизменными. Это свидетельствует о том, что проведенная нами работа и разработанная программа благотворно влияют на развитие эмоциональной сферы у обучающихся с РАС.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что коррекционно-развивающая деятельность действительно оказывает положительное влияние на развитие обучающихся. Мы предполагали, что разработанная нами коррекционно-развивающая программа поможет ослабить имеющиеся нарушения в эмоционально-волевой сфере у обучающихся с РАС. Можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась.
Литература:
- Беляева, Ю. В. Коррекционно-развивающая работа: теоретические аспекты / статья, журнал «Наука и современность» — 2014.
- Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с аутизмом / И. И. Мамайчук. — СПб. Речь, 2007–288 с.
- Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие / Под общей редакцией Е. В. Бондаревской. — Москва — Ростов-н/Д: Творческий Центр «Учитель», 1999. — 560 с
- Семаго, М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: метод. пособие / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. — М.: АРКТИ, 2005–336 с.
- Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. — М., 1999–85 с.