Художественные росписи России как фактор развития творческого мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 13.05.2021

Статья просмотрена: 162 раза

Библиографическое описание:

Савельева, Е. А. Художественные росписи России как фактор развития творческого мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства / Е. А. Савельева, Э. А. Мухетдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80940/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы поднимают важную проблему — обучение и воспитание младших школьников в условиях общеобразовательной школы средствами приобщения к народным художественным промыслам России. Одним из факторов развития творческого мышления школьников на уроке изобразительного искусства является кистевая роспись, изучаемая в рамках программы внеурочной деятельности «Расписных дел мастера».

Ключевые слова: творческая активность, креативное мышление, городецкая роспись, народные промыслы России, младшие школьники.

В современном обществе в последние годы приоритетным направлением системы образования стало формирование у младших школьников функциональной грамотности. Педагог, член — корреспондент РАО Н. Ф. Виноградова определяет функциональную грамотность как «базовое образование личности» [1]. Международная программа по оценке качества образования (PISA) один раз в год обновляет направления функциональной грамотности. Так, в PISA-2021 появилось новое направление — креативное мышление [2].

Творческое (креативное) мышление — мышление, связанное с процессом создания инновационной идеи, образа, нового знания либо усовершенствования существующего. Способность к творческому мышлению базируется не только на врожденных особенностях индивида, но и на приобретенных знаниях и опыте. На основе мониторинга уровня творческого мышления младших школьников педагог может оценить способности школьников к дивергентному мышлению [3].

Исследованиям особенностей развития творческого мышления младших школьников посвятили свои труды как отечественные ученые (Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Я. И. Пономарев и др.), так и зарубежные (Э. П. Торренс, Дж. Гилфорд, Д.Джонсон, Г. Груббер и др.)

Так, основными характеристиками креативного мышления Э. П. Торренс выделял [4]:

  1. Беглость мышления — количественный показатель предлагаемых ребенком идей, образов, ассоциаций за определенную единицу времени;
  2. Гибкость мышления — показатель, отражающий способность школьника выдвигать различные подходы к решению проблемы;
  3. Оригинальность мышления — качественный показатель оригинальности и самобытности предлагаемых идей;
  4. Разработанность мышления — показатель, отражающий уровень детализации и проработки предлагаемых идей, образов.

Опираясь на практические исследования ученых в сфере креативного мышления, мы ставим перед собой задачу — создать условия для развития творческого мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в рамках курса внеурочной деятельности.

Занятия в рамках внеурочной деятельности на уроках изобразительного искусства способствуют развитию творческой активности и креативного мышления. Творческое развитие младших школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного промысла и художественных росписей России, работу над авторским изделием и оттачиванием навыка росписи.

Разработанная нами программа внеурочной деятельности «Расписных дел мастера» призвана поддерживать интерес младших школьников к декоративно-прикладному искусству и художественным росписям России, развивать творческую активность школьников через наглядный принцип работы с изделиями мастеров и процессом создания собственной композиции по технологии кистевой росписи (на примере Городца).

Программа «Расписных дел мастера» состоит из четырех разделов:

  1. «Знакомство с художественными росписями России. Городецкая роспись»
  2. «Аппликация «Городецкие мотивы»
  3. «Пластилинография «Волшебные птицы»
  4. «Расписных дел мастера»

В качестве исследовательской платформы мы выбрали МОАУ СОШ с. Амзя ГО г.Нефтекамск Республики Башкортостан на базе 3Б класса. В эксперименте принимали участие 20 человек.

В качестве методов обучения младших школьников в рамках программы мы выбрали словесные методы (беседы, лекции), наглядные (демонстрация обучающих схем, готовых образцов, просмотр обучающих видеоматериалов о народных промыслах России, дидактические игры) и практические (практические работы по созданию композиций по мотивам городецкой росписи, отработка растительных и животных элементов росписи).

Первый раздел «Знакомство с художественными росписями России. Городецкая роспись» характеризуется деятельностью учащихся по приобретению знаний и умений:

различать изученные виды художественной росписи, устанавливать их роль в жизни человека и общества;

знать историю появления городецкой росписи;

знать основные цвета, используемые в городецкой росписи;

знать названия и технику выполнения традиционных элементов и мотивов Городца;

развить уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

В рамках уроков первого раздела проводятся беседы и лекции об истории народных промыслов России, с помощью дидактического материала «Городецкая роспись» школьники составляют паззлы по художественным росписям, определяют основные элементы, цвета и мотивы городецкой росписи.

Разделы «Аппликация «Городецкие мотивы» и «Пластилинография «Волшебные птицы» характеризуется практической направленностью занятий. На вводных занятиях школьники обновляют знания о направлениях декоративно-прикладного искусства — аппликации и пластилинографии, проходят инструктаж техники безопасности.

На примере аппликации «Городецкие мотивы» школьники в формате двухмерной работы закрепляют знания о городецкой росписи. Творческая активность развивается в процессе выбора материалов, определении цветовой гаммы и композиционных составляющих работы.

Творческая работа «Волшебные птицы» в формате трехмерной объемной работы позволяет ученикам закрепить технологию поэтапного «оживления» элементов городецкой росписи: подмалевок, теневка,оживка.

Развитие творческой креативности младших школьников в процессе изучения городецкой росписи в разделе «Расписных дел мастера» проводится по трем этапам, выделенными учеными Т. Я. Шпикаловой и Г. А. Поровской [5]: повтор, вариация, импровизация.

  1. Повтор — репродуктивное воссоздание простейших элементов городецкой росписи (дуги, капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки), растительных и животных мотивов.
  2. Вариация — совершенствование изученных элементов с привнесением своего видения,трактовок.
  3. Импровизация по мотивам Городца, создание авторской композиции с сохранением технологии росписи.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки, на которых школьники имеют возможность представить свою работу не только перед классом, но и перед школой, рассказать об итогах работы в течение курса и провести саморефлексию, тем самым программа обеспечивает ситуацией успеха каждого школьника.

Результаты апробации программы «Расписных дел мастера» позволяют выявить, что использование декоративно-прикладного искусства и художественных росписей в рамках учебного процесса эффективно развивает творческое мышление младших школьников, его критериев (беглость, гибкость, оригинальность и разработанность), а также чувство гордости за культуру и искусство своего народа, малой Родины, государства.

Литература:

  1. Виноградова Н. Ф., Рыдзе О. А. Формирование познавательных универсальных действий. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе. Методическое пособие. Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Просвещение. Учебная литература, 2018, 107 с.
  2. PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) [Электронный ресурс] //Федеральный институт оценки качества образования.- Режим доступа: https://fioco.ru/pisa
  3. Глебова М. В. Дивергентные особенности когнитивной сферы старших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 8 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/08/16549 (дата обращения: 03.03.2021).
  4. Торренс, Э. П. Диагностика креативности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya
  5. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество (под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской). - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): городецкая роспись, креативное мышление, творческое мышление, школьник, внеурочная деятельность, художественная роспись России, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, творческая активность, функциональная грамотность.


Ключевые слова

творческая активность, младшие школьники, креативное мышление, городецкая роспись, народные промыслы России

Похожие статьи

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Данная статья посвящена анализу эффективности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. В исследовании оценивается влияние литературного материала на формирование и развитие нравственных понятий у детей начальной шко...

Творческие задания на уроках в начальной школе

В статье раскрывается значение активного использования творческих заданий в условиях внедрения ФГОС. Значимость подобных заданий связано с необходимостью развивать познавательную активность, интеллектуального творчества младших школьников. Автор стат...

Значение изучения народной культуры для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании (при подготовке к профессии дизайнера)

В статье освещена тема необходимости изучения народной культуры и ремёсел в системе дополнительного образования для детей младшего школьного возраста с целью воспитания необходимых качеств и навыков для дальнейшего развития по профессии дизайнера. В ...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях

Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — развитию креативной личности. Период дошкольного детства является благоприятным для развития в ребенке творческих способностей. Раскрываются подходы отечественных и зарубежных исследоват...

Проблемы формирования гибких навыков младших школьников во внеурочной деятельности

Статья посвящена актуальной теме, связанной с проблемами формирования гибких навыков у младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Выделены и описаны проблемы процесса формирования гибких навыков, раскрыты пути их решения на основе анализа...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Роль конструирования в приобщении младших школьников к народному прикладному творчеству

В статье представлена точка зрения на приобщение младших школьников к народному прикладному творчеству средствами конструирования. В работе рассматривается суть конструктивной деятельности, прослеживается ее связь с народным прикладным творчеством, о...

Похожие статьи

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Данная статья посвящена анализу эффективности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. В исследовании оценивается влияние литературного материала на формирование и развитие нравственных понятий у детей начальной шко...

Творческие задания на уроках в начальной школе

В статье раскрывается значение активного использования творческих заданий в условиях внедрения ФГОС. Значимость подобных заданий связано с необходимостью развивать познавательную активность, интеллектуального творчества младших школьников. Автор стат...

Значение изучения народной культуры для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании (при подготовке к профессии дизайнера)

В статье освещена тема необходимости изучения народной культуры и ремёсел в системе дополнительного образования для детей младшего школьного возраста с целью воспитания необходимых качеств и навыков для дальнейшего развития по профессии дизайнера. В ...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях

Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — развитию креативной личности. Период дошкольного детства является благоприятным для развития в ребенке творческих способностей. Раскрываются подходы отечественных и зарубежных исследоват...

Проблемы формирования гибких навыков младших школьников во внеурочной деятельности

Статья посвящена актуальной теме, связанной с проблемами формирования гибких навыков у младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Выделены и описаны проблемы процесса формирования гибких навыков, раскрыты пути их решения на основе анализа...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Роль конструирования в приобщении младших школьников к народному прикладному творчеству

В статье представлена точка зрения на приобщение младших школьников к народному прикладному творчеству средствами конструирования. В работе рассматривается суть конструктивной деятельности, прослеживается ее связь с народным прикладным творчеством, о...

Задать вопрос