В статье авторы поднимают важную проблему — обучение и воспитание младших школьников в условиях общеобразовательной школы средствами приобщения к народным художественным промыслам России. Одним из факторов развития творческого мышления школьников на уроке изобразительного искусства является кистевая роспись, изучаемая в рамках программы внеурочной деятельности «Расписных дел мастера».
Ключевые слова: творческая активность, креативное мышление, городецкая роспись, народные промыслы России, младшие школьники.
В современном обществе в последние годы приоритетным направлением системы образования стало формирование у младших школьников функциональной грамотности. Педагог, член — корреспондент РАО Н. Ф. Виноградова определяет функциональную грамотность как «базовое образование личности» [1]. Международная программа по оценке качества образования (PISA) один раз в год обновляет направления функциональной грамотности. Так, в PISA-2021 появилось новое направление — креативное мышление [2].
Творческое (креативное) мышление — мышление, связанное с процессом создания инновационной идеи, образа, нового знания либо усовершенствования существующего. Способность к творческому мышлению базируется не только на врожденных особенностях индивида, но и на приобретенных знаниях и опыте. На основе мониторинга уровня творческого мышления младших школьников педагог может оценить способности школьников к дивергентному мышлению [3].
Исследованиям особенностей развития творческого мышления младших школьников посвятили свои труды как отечественные ученые (Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Я. И. Пономарев и др.), так и зарубежные (Э. П. Торренс, Дж. Гилфорд, Д.Джонсон, Г. Груббер и др.)
Так, основными характеристиками креативного мышления Э. П. Торренс выделял [4]:
- Беглость мышления — количественный показатель предлагаемых ребенком идей, образов, ассоциаций за определенную единицу времени;
- Гибкость мышления — показатель, отражающий способность школьника выдвигать различные подходы к решению проблемы;
- Оригинальность мышления — качественный показатель оригинальности и самобытности предлагаемых идей;
- Разработанность мышления — показатель, отражающий уровень детализации и проработки предлагаемых идей, образов.
Опираясь на практические исследования ученых в сфере креативного мышления, мы ставим перед собой задачу — создать условия для развития творческого мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в рамках курса внеурочной деятельности.
Занятия в рамках внеурочной деятельности на уроках изобразительного искусства способствуют развитию творческой активности и креативного мышления. Творческое развитие младших школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного промысла и художественных росписей России, работу над авторским изделием и оттачиванием навыка росписи.
Разработанная нами программа внеурочной деятельности «Расписных дел мастера» призвана поддерживать интерес младших школьников к декоративно-прикладному искусству и художественным росписям России, развивать творческую активность школьников через наглядный принцип работы с изделиями мастеров и процессом создания собственной композиции по технологии кистевой росписи (на примере Городца).
Программа «Расписных дел мастера» состоит из четырех разделов:
- «Знакомство с художественными росписями России. Городецкая роспись»
- «Аппликация «Городецкие мотивы»
- «Пластилинография «Волшебные птицы»
- «Расписных дел мастера»
В качестве исследовательской платформы мы выбрали МОАУ СОШ с. Амзя ГО г.Нефтекамск Республики Башкортостан на базе 3Б класса. В эксперименте принимали участие 20 человек.
В качестве методов обучения младших школьников в рамках программы мы выбрали словесные методы (беседы, лекции), наглядные (демонстрация обучающих схем, готовых образцов, просмотр обучающих видеоматериалов о народных промыслах России, дидактические игры) и практические (практические работы по созданию композиций по мотивам городецкой росписи, отработка растительных и животных элементов росписи).
Первый раздел «Знакомство с художественными росписями России. Городецкая роспись» характеризуется деятельностью учащихся по приобретению знаний и умений:
различать изученные виды художественной росписи, устанавливать их роль в жизни человека и общества;
знать историю появления городецкой росписи;
знать основные цвета, используемые в городецкой росписи;
знать названия и технику выполнения традиционных элементов и мотивов Городца;
развить уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
В рамках уроков первого раздела проводятся беседы и лекции об истории народных промыслов России, с помощью дидактического материала «Городецкая роспись» школьники составляют паззлы по художественным росписям, определяют основные элементы, цвета и мотивы городецкой росписи.
Разделы «Аппликация «Городецкие мотивы» и «Пластилинография «Волшебные птицы» характеризуется практической направленностью занятий. На вводных занятиях школьники обновляют знания о направлениях декоративно-прикладного искусства — аппликации и пластилинографии, проходят инструктаж техники безопасности.
На примере аппликации «Городецкие мотивы» школьники в формате двухмерной работы закрепляют знания о городецкой росписи. Творческая активность развивается в процессе выбора материалов, определении цветовой гаммы и композиционных составляющих работы.
Творческая работа «Волшебные птицы» в формате трехмерной объемной работы позволяет ученикам закрепить технологию поэтапного «оживления» элементов городецкой росписи: подмалевок, теневка,оживка.
Развитие творческой креативности младших школьников в процессе изучения городецкой росписи в разделе «Расписных дел мастера» проводится по трем этапам, выделенными учеными Т. Я. Шпикаловой и Г. А. Поровской [5]: повтор, вариация, импровизация.
- Повтор — репродуктивное воссоздание простейших элементов городецкой росписи (дуги, капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки), растительных и животных мотивов.
- Вариация — совершенствование изученных элементов с привнесением своего видения,трактовок.
- Импровизация по мотивам Городца, создание авторской композиции с сохранением технологии росписи.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки, на которых школьники имеют возможность представить свою работу не только перед классом, но и перед школой, рассказать об итогах работы в течение курса и провести саморефлексию, тем самым программа обеспечивает ситуацией успеха каждого школьника.
Результаты апробации программы «Расписных дел мастера» позволяют выявить, что использование декоративно-прикладного искусства и художественных росписей в рамках учебного процесса эффективно развивает творческое мышление младших школьников, его критериев (беглость, гибкость, оригинальность и разработанность), а также чувство гордости за культуру и искусство своего народа, малой Родины, государства.
Литература:
- Виноградова Н. Ф., Рыдзе О. А. Формирование познавательных универсальных действий. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе. Методическое пособие. Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Просвещение. Учебная литература, 2018, 107 с.
- PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) [Электронный ресурс] //Федеральный институт оценки качества образования.- Режим доступа: https://fioco.ru/pisa
- Глебова М. В. Дивергентные особенности когнитивной сферы старших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 8 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/08/16549 (дата обращения: 03.03.2021).
- Торренс, Э. П. Диагностика креативности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya
- Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество (под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской). - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.