Для выполнения государством правоохранительной функции важную роль играет изучение сущности общественного порядка и общественной безопасности. Эти категории активно применяются в российском законодательстве, но не имеют легального определения. Поэтому данная тема является актуальной.
Ключевые слова: правоохранительная функция государства, общественный порядок, общественная безопасность.
The study of the essence of public order and public security plays an important role in the implementation of the state law enforcement function. These categories are actively used in Russian legislation, but do not have a legal definition. Therefore, this topic is relevant.
Keywords: law enforcement function of the state, public order, public security.
Одной из внутренних функций современного российского государства является правоохранительная, включающая в себя виды деятельности, направленные на обеспечение охраны и защиты прав и интересов личности, общества. Реализация этой функции происходит в рамках создаваемой системы органов охраны правопорядка. Среди них органы внутренних дел, Росгвардия.
Нормативно-правовой основой правоохранительной деятельности и охраны прав граждан являются отдельные статьи Конституции РФ. О государственной защите прав и свобод граждан говорится также в ст. 7, 37, 48, 52, 71, 72, 114 Конституции РФ. Самостоятельная защита прав и свобод даёт гражданину широкую возможность использовать в этих целях свои конституционные права и свободы, установленные ст. 31, 33, 35, 36, 74 Конституции.
Ключевым понятием, раскрывающим суть правоохранительной функции государства, являются «общественный порядок» и «общественная безопасность». Основной Закон использует термин «безопасность» в различных контекстах двенадцать раз, раскрывая различные вопросы регулирования поддержания правопорядка в обществе. В частности, определено, что вопросы общественной безопасности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Немаловажным для исследуемой темы является и упоминание в Конституции РФ о том, что «защита прав и свобод человека и гражданина» является и предметом исключительного ведения Российской Федерации на основании пункта в) ст. 71 Конституции РФ.
Базовым федеральным актом, конкретизирующим положения Конституции РФ в сфере обеспечения безопасности, является Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» [1], предметом правового регулирования которого является определение основных принципов и содержания деятельности по обеспечению безопасности. Данный закон в качестве важнейшего принципа, лежащего в основе поддержания безопасности в обществе лежит принцип соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; принцип взаимодействия государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Одним из видов безопасности, выделяемого федеральным законом «О безопасности», является общественная безопасность. Обеспечение данного направления государственной деятельности является одной из важнейших сфер приложения сил государства к охране интересов каждого гражданина и общества в целом.
Категория «общественная безопасность» часто упоминается в законодательных актах, но само понятие нигде не определено. Так, общественная безопасность упоминается в Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 года № 683. В нем общественная безопасность как элемент национальной безопасности понимается как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются общественный порядок и общественная безопасность [2].
В Концепции общественная безопасность рассматривается в неразрывной связи с государственной безопасностью. В ней определено, что «интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России».
Важнейшим документом, раскрывающим сущность общественной безопасности, является Концепция общественной безопасности в Российской Федерации [3]. Она определяет основные подходы к понятию общественной безопасности, раскрывает перспективы ее регулирования.
Учеными выработаны разные подходы к определению общественной безопасности. Приведем некоторые из них.
Б. Т. Хамхоев определяет общественную безопасность как «состояние общества и человека, когда обеспечены стабильность и устойчивость развития общества как целостного социального механизма, права и свободы человека, благоприятные условия и возможности для удовлетворения и реализации его жизненных потребностей» [4].
А. Г. Коротких в широком смысле определяет как «состояние защищенности личности и общества от совокупности угроз противоправного, техногенного, природного, космического, экологического и иного характера различными по своему характеру и значимости мерами» [5]. В узком смысле «это состояние защищенности жизни и здоровья граждан, интересов общества от противоправных посягательств на улицах, стадионах, парках, скверах, всех видах общественного транспорта, культурных, образовательных, религиозных учреждениях и иных общественных местах правовыми, организационными, инженерно-техническими, воспитательными, принудительными и иными мерами на законных основания».
Исходя из приведенных определений можно выделить следующие признаки общественной безопасности:
1) состояние защищённости человека и гражданина, проживающего на территории Российской Федерации;
2) защите подлежат такие ценности как честь, достоинство, жизнь и здоровье, материальные и духовные ценности личности
3) угрозами, от которых осуществляется защита являются преступления, административные и иные виды правонарушений, социальные и межнациональные конфликты, а также чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Парной категорией общественной безопасности, имеющей значение для реализации правоохранительной функции государства, является «общественный порядок». Как правило, в действующем законодательстве он в основном используется для обозначения определенной сферы общественных отношений, подлежащих государственной охране, и конкретизации полномочий правоохранительных органов. Несмотря на частое упоминание, данное понятие в нормативных актах не раскрыто.
М. Н. Марченко рассматривает общественный порядок «как определенный правом порядок поведения на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях» [6].
Как указано в учебнике С. А. Комарова «под общественным порядком в широком смысле понимается весь строй, вся система общественных отношений, существующих в данном обществе» [7].
Сферой регулирования общественного порядка являются следующие отношения:
а) общественные отношения, обусловливающие общественное спокойствие жителей городов, сел, транспортной инфраструктуры;
б) общественные отношения, регулирующие обычные отношения в сфере быта (не обязательно в общественных местах);
в) общественные отношения, обеспечивающие уважение общественной морали и нравственности и связанные с защитой чести и достоинства личности.
Таким образом, общественная безопасность — это безопасность всех общественных интересов отношений, в том числе и тех, которые не являются правовыми. Общественный порядок понимается как урегулированная правовыми нормами совокупность общественных отношений, обеспечивающих защиту чести и достоинства личности, поддержание общественной нравственности, общественного и личного спокойствия. Целью юридического анализа этих категорий является выявление, устранение и предотвращение угроз, которые могут нанести ущерб общественным интересам и соответствующим общественным отношениям во всех сферах.
Литература:
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
- Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685) // Российская газета. 2013. 20 ноября.
- Хамхоев Б. Т. Проблемы определения общественной безопасности // Административное право и процесс. 2011. № 7. С. 40.
- Коротких А. Г. К дискуссии о понятии «Общественный порядок»: проблемы применения в административном законодательстве // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2016. № 2. С. 159.
- Марченко М. Н. Государство и право в условиях глобализации. М., 2008. С. 54.
- Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры. М., 2019. С. 45.