В статье раскрывается проблема изменений мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Особое внимание уделено нарушениям Бюджетного кодекса РФ, которые влекут за собой привлечение к бюджетной, административной или уголовной ответственности. Данное направление дополняется также рассмотрением последствий нарушения налогового законодательства и специфика механизма правового регулирования налоговых отношений.
Ключевые слова: бюджетное законодательство, ответственность, бюджетный кодекс, нарушение, санкции, бюджетные средства, правовые норм.
В последнее время уделяется особое внимание развитию бюджетного законодательства Российской Федерации. Российская экономика вынуждена интегрировать в мировое хозяйство, российское бюджетное законодательство взаимодействовать с международными финансовыми структурами, что позволяет осуществить децентрализацию внешнеполитических связей российских предприятий с иностранными партнерами. Но при этом, процесс развития механизмов бюджетного регулирования сопровождается большим количеством соответствующих нарушений.
При несоблюдении нормативности бюджетного законодательства необходимостью становится привлечение разных категорий лиц к ответственности. Нарушение — это реализация деятельности, противоречащей нормам действующих нормативно-правовых актов в сфере правового регулирования бюджетных отношений. В некоторых случаях причиной неблагоприятных тенденций может стать бездействие всех видов распорядителей финансовых ресурсов. В связи с вышесказанным, появляется необходимость изменения норм и порядка привлечения к ответственности при нарушении бюджетного законодательства.
Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует ответственность за нарушение бюджетного законодательства, так же в кодексе перечислены виды правонарушений и санкции за данные нарушения. Ответственность за нарушение бюджетного кодекса предусматривается Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ. Проблемной стороной бюджетного законодательства является комплексный подход, который подтверждается наличием в Бюджетном Кодексе РФ большого количества бланкетных норм, отсылающих к Кодексу об Административных Правонарушениях РФ и Уголовному Кодексу РФ.
Большая часть бюджетных отношений связанна с нарушениями различного рода обязательств, к примеру: использование бюджетных средств, возврат бюджетных средств, предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного бюджетным законодательством порядка будут охраняться административно-правовыми и уголовно-правовыми нормами.
Нарушения Бюджетного кодекса РФ влекут за собой привлечение к бюджетной, административной или уголовной ответственности, объединенные законодательством в части IV Бюджетного Кодекса РФ «Ответственность за нарушения бюджетного законодательства».
Итак, на сегодняшний день имеется ряд систематизированных правовых норм, устанавливающих правонарушения в бюджетной сфере и санкции за их совершение.
Обязательства, следующие за нарушения бюджетного законодательства, входят в компетенции не только бюджетно-правовой ответственности. В законе об «Ответственности за нарушения бюджетного законодательства» закреплены бюджетно-правовая ответственность, административная ответственность, уголовная ответственность и будет использоваться та или иная ответственность в зависимости от степени общественной опасности при нарушении.
Существует проблема в разъяснении понятия «ответственность». Под ответственностью за нарушения бюджетного законодательства понимается обязанность гражданина, нарушившего бюджетное законодательство, подвергнутся лишению имущественного характера в результате применения к нему государством в лице органов, контролирующих бюджетную деятельность, а также суда соответствующих мер принуждения.
А вот «юридическая ответственность» за нарушение бюджетного законодательства выступает в качестве особого вида государственного принуждения, где гражданин бюджетных правоотношений имеет отрицательные последствия, предусмотренные санкциями нарушенных норм бюджетного права и осуществляемые в форме охранительного правоотношения.
Налоговые правонарушения нарушают регламентированный порядок общественных отношений по взиманию налогов и сборов. У правонарушителей после совершения налогового правонарушения возникают обязанности подвергнуться установленного законом наказанию, после чего происходит восстановление нарушенного общественного порядка.
Исходя из вышесказанного, обязанностью возмещать причиненный ущерб это и есть обязанность, способствующая восстановлению нарушенных общественных норм в сфере взимания налогов. Одной из мер налоговой ответственности будет являться компенсация ущерба государства, возникшего из-за неуплаты установленных налогов.
Последствия за нарушения налогового законодательства имеют собственную специфику, которая обусловлена особенностями налоговой деятельности государственных органов. Детальное изучение требуется и механизму правового регулирования налоговых отношений.
Институт налоговой ответственности будет являться межотраслевым правовым институтом, состоящим из отдельных элементов Бюджетного кодекса РФ. Отраслевые институты ответственности при нарушении налогового законодательства будут регулировать конкретные виды правоотношений в сфере налоговой ответственности в финансовом, административном, уголовном, таможенном праве. Представленные элементы института налоговой ответственности выступают в качестве самостоятельных институтов названных отраслей права. Налоговое правонарушение входит в компетенции института финансовой ответственности, когда нарушается законодательство о налогах и сборах, содержащее признаки административного правонарушения.
Таким образом, появляются предпосылки для увеличения бюджетных правонарушений, вследствие чего возникнет ответная реакция государства, которое защищает свои имущественные интересы.
Потребность государственных органов сохранить и поддержать установленный правовой порядок в бюджетной деятельности требует анализа и пересмотра правовой охраны этой сферы общественных отношений. Это объясняет необходимость и возможность государственного принуждения, форма которого и есть бюджетная ответственность. Ответственность в сфере бюджетных отношений, будет являться разновидностью финансово-правовой ответственности.
Таким образом, законодательство, должно пересмотреть методы и подходы к выявлению нарушений ответственности в сфере экономической деятельности, что поможет обеспечить рациональное и продуктивное развитие всей экономической сферы в Российской Федерации.
Литература:
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://budget.gov.ru/epbs/faces/ (дата обращения: 25.04.2021).
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/677001638 (дата обращения: 27.04.2021).
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://base.garant.ru/21838452/a573badcfa856325a7f6c5597efaaedf/ (дата обращения: 27.04.2021).
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://studme.org/199311026449/pravo/otvetstvennost_narushenie_byudzhetnogo_zakonodatelstva (дата обращения: 30.04.2021).
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://www.simtreas.ru/old/old/otvet.htm (дата обращения: 30.04.2021).
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/1075d904a7f5cedc7a333c96ecfb333e01d834f3/ (дата обращения: 30.04.2021).