Автор анализирует проблемы и вызовы, стоящие перед российскими антимонопольными и законодательными органами, в аспекте совершенствования существующего антимонопольного законодательства, которое, как представляется, должно быть приспособлено к новым практическим реалиям, которые появились в результате начала глобальной пандемии COVID-19.
Ключевые слова: антимонопольное законодательство, Российская Федерация, пандемия COVID-19, правотворческая деятельность.
The author analyzes the problems and challenges which are faced by Russian antitrust and legislative government structures in terms of improving the existing antitrust legislation, which, it seems, should be adapted to the new practical realities that have emerged as a result of the outbreak of the global COVID-19 pandemic.
Keywords: Antimonopoly law, Russian Federation, COVID-19 pandemic, lawmaking.
Как известно, различные катаклизмы природного, биологического, военного или социального характера непосредственно влияют на самые разные стороны жизни социума. И это неудивительно, ведь подобные явления зачастую выступают своеобразными катализаторами развития и заполнения тех лакун в системе, затронутой тем или иным масштабным бедствием. Более того, такие кризисы через побуждение к совершенствованию различных систем как составных частей, зачастую служат самосовершенствованию и прогрессу социума в целом. Именно поэтому задача адекватного, всестороннего и рационального реагирования на подобные катаклизмы является сегодня как некогда актуальной и важной.
С одной из таких проблем человечеству в целом, и Российской Федерации в частности, пришлось столкнуться в конце 2019 — начале 2020 года — причём качественного окончания кризиса не удалось достичь до сих пор (по состоянию на март 2021 года). Имя рассматриваемому катаклизму — глобальная вирусная пандемия COVID-19, берущая начало с распространения в китайском городе Ухань, затем охватившая весь Китай, и наконец распространившаяся по всему миру. Очевидно, что глобальный характер данной угрозы просто не мог не сказаться на самых разных областях функционирования как различных общественных институтов (образовательных, культурных и трудовых), так и на непосредственной жизнедеятельности людей, включая быт и досуг. Большинство текущих проблем, связанных с потенциальной опасностью, а следовательно, и с невозможностью физического контакта между собой большого числа людей удалось решить с помощью широкого внедрения дистанционных технологий , с помощью которых стало возможным учиться, работать и проводить досуг удалённо .
Одной из областей, подвергнувшейся исключительному влиянию последствий пандемии COVID-19, стало антимонопольное законодательство, ведь в условиях тотального карантина искушение нарушать закон посредством искусственного завышения цен или заключения рыночного сговора заметно возросло у целого ряда российских фирм, особенно у компаний в сфере производства и сбыта продовольствия и лекарственных препаратов. В свете данных событий вполне закономерно встал вопрос о том, как можно усовершенствовать российское антимонопольное законодательство таким образом, чтобы пресечь любые попытки получения сверхприбыли незаконными способами на фоне глобальной пандемии со стороны российских компаний.
Своеобразной прелюдией к созданию новых нормативно — правовых актов в области антимонопольного регулирования является ряд практических мер Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, принятых практически сразу после начала пандемии:
— ФАС Российской Федерации ввела мораторий на назначение и проведение всех плановых проверок сроком до конца декабря 2020 года. Однако к этому не относятся внеплановые проверки, которые связаны с защитой жизни и здоровья граждан, законодательства в сфере государственных закупок и законодательства в сфере государственного оборонного заказа. В условиях пандемии усиливается регулирование и контроль ФАС в отношении социально значимых товарных рынков;
— ФАС Российской Федерации инициировала Проект национального плана развития и поддержания конкуренции на 2021- 2025 года с учетом изменений, вызванных COVID-19;
— Срочные заседания комитетов ФАС Российской Федерации по рассмотрению поступивших обращений граждан стали проводиться с использованием дистанционных технологий и удалённого доступа участников. Остальные заседания были отложены на максимально возможные по текущему законодательству сроки;
— ФАС Российской Федерации допустила возможность введения отсрочек по уплате санкционированных ей штрафов.
Также важно упомянуть о таком важном нововведении, как антимонопольный комплаенс. Антимонопольный комплаенс — это внутренняя система и деятельность компании, направленные на предотвращение появления антимонопольных рисков, а также на устранение самих рисков, связанных с возможностью нарушения компанией антимонопольного законодательства.
Уже 12 марта 2020 года начали действовать дополнения к Федеральному закону от 1 марта 2020 года № 33-ФЗ, вносящие в российское антимонопольное законодательство предложения о введении антимонопольного комплаенса (статья 9.1 Закона о Защите конкуренции), который становится все более важным и востребованным в условиях пандемии COVID-19. Комплаенс необходим для того, чтобы нивелировать риски формирования картелей, иных антиконкурентных рыночных образований, помочь компании избежать штрафов и уберечь сотрудников от потенциальной ответственности за антимонопольные нарушения. Однако компаниям предоставляется право самим решать, вводить ли антимонопольный комплаенс или отказаться от него.
Для внедрения антимонопольного комплаенса фирма должна принять отдельные локальные внутрикорпоративные нормативно — правовые акты или применять общие нормативно — правовые акты этой фирмы, которые должны содержать следующую информацию:
— метод ознакомления сотрудников фирмы с указанными внутрикорпоративными нормативно — правовыми актами;
— формальные требования к оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства;
— реальные и предполагаемые меры, направленные на снижение антимонопольных рисков;
— меры по контролю за соблюдением антимонопольного комплаенса;
— сведения о должностном лице, несущее ответственность за антимонопольный комплаенс внутри фирмы.
В случае согласия на внедрение антимонопольного комплаенса, фирма обязана публиковать внутрикорпоративные нормативно — правовые акты на своем официальном сайте на русском и английском языках и может также отправить их на проверку в ФАС Российской Федерации. ФАС Российской Федерации будет учитывать внедрение системы антимонопольного комплаенса при занесении компании в ту или иную категорию в рамках риск-ориентированного подхода при контроле за соблюдением антимонопольного законодательства. Ответ на запрос из ФАС Российской Федерации может быть получен в течение тридцати дней с момента отправки.
Итак, мы видим, что ФАС Российской Федерации предпринимает реальные в шаги в сторону практического изменения антимонопольного законодательства в условиях пандемии COVID — 19. С помощью подобных мер российские антимонопольные органы способны не только решить краткосрочные проблемы, вызванные мировым катаклизмом, но и оптимизировать российское антимонопольное законодательство в долгосрочной перспективе, сделать его более устойчивым и эффективным.
Литература:
- Макконнелл К., Брю С., Флинн Ш . Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Учебник/ Издательство Инфра — М.2019–1152 с.
- Варламова А. Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: Учебное пособие. — М.: Статут, 2019.
- Шишкин, М. В. Антимонопольное регулирование / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 143 с.