Произведения казахских композиторов в репертуаре учащихся-пианистов детских музыкальных школ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 15.05.2021

Статья просмотрена: 2336 раз

Библиографическое описание:

Митина, Н. А. Произведения казахских композиторов в репертуаре учащихся-пианистов детских музыкальных школ / Н. А. Митина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80980/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье автор рассматривает значимость фортепианного репертуара для учащихся-пианистов ДМШ, основанного на произведениях композиторов Казахстана.

Ключевые слова: произведения казахских композиторов, фортепиано, дополнительное музыкальное образование, репертуар, Детская музыкальная школа.

Для Казахстана сохранение самобытной национальной культуры является важнейшим условием полноценного государственного суверенитета. Характер дополнительного музыкального образования детей в нашей стране побуждает педагогику искать те пути обучения в Детских музыкальных школах, которые позволят через обращение к истокам национальной музыкальной культуры воспитать личность, осознающую свою идентификацию, знающую свою историю, культуру своего народа.

Так как музыкальный язык является одной из форм проявления самосознания нации, то включение произведений казахских композиторов и казахского фольклора в фортепианную школу, позволят решить проблему формирования у детей ценностного отношения к национальной культуре, осознания принадлежности к своему народу. А.Затаевич указывал на важность приобщения к пианистической культуре с опорой на произведения, «в которых близкий казахам интонационный, ладовый и ритмический материал переосмысливался бы в жанрах фортепианной музыки [1, с.]

Задачи каждого педагога ДМШ весьма глубоки и многообразны. Формируя важнейшие музыкально-исполнительские навыки учащихся, развивая их музыкальные способности, преподаватели фортепиано неуклонно и систематически проводят работу по развитию художественного вкуса, музыкального мышления, исполнительского мастерства на основе лучших образцов фортепианной музыки композиторов Казахстана.

Актуальные вопросы, связанные с обращением к казахской фортепианной музыке, в разной степени освещены в специальной литературе. Так, А.Сапожникова осветила использование в репертуаре пианистов пьес А.Затаевича; в свою очередь С Мулдашева и Д.Камалиева исследовали особенности фортепианного изложения казахских и таджикских танцев А.Жубанова; Т.Пылаева изучала фортепианные миниатюры композиторов Казахстана, А.Досаева исследовала историю развития фортепианного искусства в Казахстане. Она выделяет ранний этап развития фортепианной музыки в Казахстане, к которому относятся первые обработки казахских народных песен А.Затаевича [2]. В дальнейшем к фортепианным обработкам обращаются Е.Брусиловский, М.Сагатов, Л.Хамиди, А.Жубанов, Д.Мацуцин, А.Исакова, Н.Мендыгалиев, А.Великанов и др.

Фортепианная музыка Казахстана представлена различными жанрами: от миниатюры до крупных форм. Среди произведений для фортепиано достаточно много циклов пьес программного характера, которые с огромным интересом исполняются учащимися ДМШ. Это: циклы фортепианных миниатюр А.Исаковой: «Добрый день», «Сказки», «Фортепианные пьесы для детей», «В зоопарке», «Школьные годы»; Г.Жубановой — «Миражи», цикл Ж.Дастенова — «Листопад»; «Таджикские танцы», «Восемь казахских танцев» А.Жубанова, «Хореографические танцы» Е.Брусиловского. К жанрам фортепианной миниатюры относятся также концертные виртуозные пьесы Е.Брусиловского, А.Бестыбаева, Е.Андосова, А.Токсанбаева, Б.Баяхунова и Н.Мендыгалиева др.

Из композиторов и музыкантов современного поколения хочется выделить фортепианные произведения и обработки таких авторов: В.Завгороднего, А.Абдинурова, С.Абдинурова, Т.Жангутина, А.Сагат, Р.Кали, Л.Жумановой, Ж.Ким, К.Измаиловой, А. Мамбетова-Жубанова, Д. Останькович, М.Сутюшева, С. Еркимбекова, Н.Федоровой и др.

Практика работы показывает на необходимость дополнения педагогического репертуара ДМШ лучшими произведениями казахских авторов. Индивидуальный характер обучения игре на инструменте создает огромные возможности для правильного подбора репертуара каждому ученику, который целенаправленно будет содействовать его музыкальному становлению и развитию. В этой связи, выбор репертуара приобретает наиважнейшее значение, ибо умело составленный репертуар — важнейший фактор воспитания пианиста. Подбирая репертуар, педагог просматривает огромное количество литературы, останавливаясь только на том, что интересно и полезно для данного ученика. При отборе должна быть проявлена максимальная гибкость и проницательность: то, что необходимо одному ученику, может быть совершенно бесполезно для другого. Чем шире репертуарный кругозор преподавателя, яснее его представление о сильных и слабых сторонах своего ученика, тем разумнее и целесообразнее будет репертуарный план, выбранный им для учащегося.

В течение всего периода обучения в ДМШ в классе фортепиано каждый ученик, наряду с другими произведениями, должен ежегодно осваивать по несколько пьес авторов Казахстана. Таким образом, музыка казахстанских композиторов исполняется учащимися с первого по седьмой класс и существует острая необходимость в постоянном дополнении и расширении такого рода репертуара. Таким образом, спектр исполнительских задач, поставленных при обучении, довольно широк: это и произведения для начинающих, и для уже вполне состоявшихся исполнителей. Многие педагоги фортепиано ДМШ, в практической деятельности сталкиваются с проблемой выбора репертуара казахских композиторов, представляющим начальный и средний уровень сложности, в виду его незнания. Позволим себе познакомить с некоторыми из них.

Если рассматривать репертуар для начинающих, то здесь хочется отметить очень яркие и образные миниатюры А.Исаковой из цикла «Доброе утро» [3]. Все произведения данного цикла программные, что позволяет маленьким исполнителям (1–3 классы ДМШ) сразу живо и образно представить картинку исполняемого: «Ку-ка-ре-ку!», «Бабочка», «Солдатик», «Игра в мячик», «Васька, выходи!», «Обиделся», «Купили велосипед», «Новая машина», «Все будет хорошо». Не менее интересны детям данной возрастной категории цикл пьес Ляззат Жумановой «Балалық шақ», в который вошли: «Ежик», «Жайлау», «Кюй», «Қогершін», «Пьеса», «Ананың мұны» и многие другие [4]. Хочется отметить также замечательные пьесы Алиби и Серикжана Абдинуровых: «Би», «Бесік жері», «Ақ жол», «Щенок», «Верблюжонок», «Козленок», «Котенок», «Мектеп вальсі», «Ақ сүйек», и др. Эти миниатюры дети исполняют с огромным удовольствием и интересом, полностью погружаясь в музыкальный материал.

Другой цикл А.Исаковой — «Добрый день», предназначен для детей младших и средних классов. Задача, которую ставит композитор в этом цикле, заключается не только в том, чтобы развить технические навыки исполнения, но и чтобы ребенок научился понимать суть музыкального образа. В названиях пьес отражены близкие, понятные детям темы: «Мальчики-девочки», «Допрыгался», «Солнечный зайчик», «Страшная тайна», «Алло, алло!», «Одуванчики», «Ромашковый бал», «Солнечный зайчик» и др [5]. Пьесы носят ярко изобразительный характер, понятны и интересны детям.

Фортепианные миниатюры композиторов Казахстана сыграли важную роль в становлении нового национального композиторского стиля. Композиторы разных поколений используют различные фактурные приемы, более смело пользуются возможностями фортепиано, экспериментируют.

Для возрастной категории учащихся (5–7 классы ДМШ) хочется порекомендовать для исполнения новые произведения С. Абдинурова: «Алғашқы романс», «Бұзылған қуыршақ», «Той базар», «Аударысақ» [6]. Очень интересны для учащихся два сборника произведений Л.Жумановой, в которые входят более 80 пьес разного характера. Многие пьесы имеют эпиграф ввиде четверостишия, что создает эмоционально-образный настрой еще до их прослушивания. Музыкальный язык отличается естественностью и гибкостью, в большей части пьес основан на интонациях казахской народной музыки. Самые яркие из них: «Музыка снега», «На волне», «Ностальгия», «Бесік жері», «Сакура». Заслуживают должного внимания также обработки Р.Кали: «Джайляу», «Құсни Қорлан», обработки Ж.Ким: «Дайдидау», «Гүлдер-ай», «Бір бала», «Қосалқа» [7].

Для учащихся старших классов ДМШ будет очень полезен сборник миниатюр А.Абдинурова «Көкшолақ желісімен», в который вошли замечательные образцы авторской музыки и переложений казахского народно-песенного материала: «Үкілім-ай желісімен», «Гүл-гүл жайна желісімен», «Жеңеше желісімен», «Дударай», «Көкшолақ желісімен» [8]. Очень интересен новый совместный авторский проект С.Абдинурова и А.Абдинурова «Әбдінұр» [9], в который включены замечательные фортепианные произведения для сольного и ансамблевого исполнения.

Весь вышеназванный репертуар с успехом апробирован в процессе практической работы с учащимися Детской музыкальной школы им Н. Тлендиева. Ученики с огромным интересом исполняют произведения казахских композиторов как на занятиях, на академических концертах, так и выступая на различных исполнительских конкурсах. Особую значимость при этом приобретает индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей ученика, разнообразие методов воздействия на него — все это определяет стратегию и тактику деятельности преподавателя. В связи с этим еще более актуально звучит проблема комплексного развития ученика посредством произведений композиторов Казахстана. Современный фонд фортепианной литературы казахстанских композиторов включает в себя произведения самых разных жанров. От простых пьес малой формы до сложных сочинений, в которых элементы казахского фольклора взаимодействуют с европейской композиторской техникой. Казахская фортепианная музыка, сохранив самобытную национальную культуру и стилистическое своеобразие, стоит на одной ступени с мировым фортепианным искусством.

Широкое ознакомление учащихся-пианистов ДМШ с музыкой композиторов Казахстана разных времен и стилей, соответствие отобранных для работы в классе произведений с поставленными педагогическими задачами, интерес ученика к этим произведениям, индивидуальная направленность репертуара — все это положительно сказывается на результатах обще музыкального и технического развития учащегося.

Литература:

  1. Затаевич А. В. Казахские песни в форме миниатюр для фортепиано — Алма-Ата: Өнер, 1971.
  2. Досаева А.Фортепианная музыка Казахстана- Алматы: Өнер, 1995.
  3. Исакова А. Доброе утро (Фортепианный цикл для детей) — М: Музыка, 2004.
  4. Жуманова Л. А. Фортепианные произведения.- Семей: Интеллект, 2013.
  5. Исакова А. Добрый день- М: Музыка, 2011.
  6. Music Sovenir KZ Фортепианные произведения казахских композиторов. Хрестоматия. Составление и редакция Латышовой Л. В.- Нур-Султан, 2020.
  7. Митина Н. А., Ким Ж. В. Основной музыкальный инструмент (фортепиано): Музыка Казахстана — Талдыкорган, 2015.
  8. Абдинуров А. Көкшолақ желісімен. Хрестоматия. Ред. Л. В. Латышова — Нур-Султан: ЦТИ, 2020.
  9. Абдинуров С., Абдинуров А. Әбдінұр. Хрестоматия, Балалар мен жас өспірімдерге арналған фортеианолық шығармалар. Құрас., ред. Л. В. Латышова — Нур-Султан: ЦТИ, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): произведение, Казахстан, композитор, пьеса, ребенок, Детская музыкальная школа, дополнительное музыкальное образование, казахская фортепианная музыка, казахский фольклор, музыкальный язык.


Ключевые слова

фортепиано, репертуар, произведения казахских композиторов, дополнительное музыкальное образование, Детская музыкальная школа

Похожие статьи

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся на духовом инструменте венова

Статья посвящена проблеме развития эмоционального интеллекта в рамках дополнительного образования в классе духовых инструментов на основе освоения материалов на новом музыкальном инструменте венова. Были выявлены факторы развития эмоционального интел...

Роль ансамбля в формировании основополагающих навыков учащихся в классе виолончели

В статье говорится о роли ансамбля в процессе обучения детей в классе виолончели в детской музыкальной школе.

Филармония в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре

В статье рассматривается проблема привлечения школьников к музыкальной культуре средствами школьной филармонии. Подчеркивается важность классических произведений и эмоциональная восприимчивость на музыку. Рассматривается специфика формирования интере...

Методические аспекты коррекционной работы на музыкальных уроках с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития

В статье изложены методы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития средствами музыкального искусства. Освещение обозначенной актуальной темы имеет практическую и научную значимость для реализации коррекционных задач образования.

Влияние музыкального ритма на физическое и психическое здоровье юного пианиста

Статья посвящена развитию музыкального ритма и его воздействию на здоровье человека. Целью статьи является анализ изучения музыкального ритма. В статье рассмотрены основные особенности музыкального ритма, приемы и способы его развития, влияние музыка...

Программность в инструментальных произведениях А. Прибылова

Цель данной работы: изучение произведений А. Прибылова, которым композитор дал программные названия; классификация форм программности в указанных произведениях; выявление форм изобразительности в этих программных произведениях; определение уровня реа...

Проблема приобретения интерпретационного опыта обучающимися дирижированию оркестром народных инструментов в процессе освоения образовательных программ в вузе культуры

В статье рассмотрена проблема приобретения опыта интерпретации музыкальных произведений студентами, обучающимися в вузах культуры (институты культуры, академии культуры и/или искусства) по направлению подготовки «Дирижирование» (бакалавриат, магистра...

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Роль эмоционального отношения учащихся к занятиям в классе фортепиано

В статье раскрывается роль эмоциональных чувств в процессе занятий учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано. Автор работы рассмотрел возрастные психофизические особенности учащихся, роль педагога в развитии эмоций, понятийный аппарат ...

Похожие статьи

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся на духовом инструменте венова

Статья посвящена проблеме развития эмоционального интеллекта в рамках дополнительного образования в классе духовых инструментов на основе освоения материалов на новом музыкальном инструменте венова. Были выявлены факторы развития эмоционального интел...

Роль ансамбля в формировании основополагающих навыков учащихся в классе виолончели

В статье говорится о роли ансамбля в процессе обучения детей в классе виолончели в детской музыкальной школе.

Филармония в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре

В статье рассматривается проблема привлечения школьников к музыкальной культуре средствами школьной филармонии. Подчеркивается важность классических произведений и эмоциональная восприимчивость на музыку. Рассматривается специфика формирования интере...

Методические аспекты коррекционной работы на музыкальных уроках с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития

В статье изложены методы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития средствами музыкального искусства. Освещение обозначенной актуальной темы имеет практическую и научную значимость для реализации коррекционных задач образования.

Влияние музыкального ритма на физическое и психическое здоровье юного пианиста

Статья посвящена развитию музыкального ритма и его воздействию на здоровье человека. Целью статьи является анализ изучения музыкального ритма. В статье рассмотрены основные особенности музыкального ритма, приемы и способы его развития, влияние музыка...

Программность в инструментальных произведениях А. Прибылова

Цель данной работы: изучение произведений А. Прибылова, которым композитор дал программные названия; классификация форм программности в указанных произведениях; выявление форм изобразительности в этих программных произведениях; определение уровня реа...

Проблема приобретения интерпретационного опыта обучающимися дирижированию оркестром народных инструментов в процессе освоения образовательных программ в вузе культуры

В статье рассмотрена проблема приобретения опыта интерпретации музыкальных произведений студентами, обучающимися в вузах культуры (институты культуры, академии культуры и/или искусства) по направлению подготовки «Дирижирование» (бакалавриат, магистра...

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Роль эмоционального отношения учащихся к занятиям в классе фортепиано

В статье раскрывается роль эмоциональных чувств в процессе занятий учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано. Автор работы рассмотрел возрастные психофизические особенности учащихся, роль педагога в развитии эмоций, понятийный аппарат ...

Задать вопрос