В статье рассматривается взаимосвязь экологического просвещения студентов колледжа и их социального стремления к экологической безопасности.
Ключевые слова: экологическая безопасность, экологическое мышление, экологическое просвещение, экологическое поведение.
Современное экологическое образование и просвещение в большей степени опирается на социокультурные навыки, общечеловеческие ценности, чем на предметные знания и законы природы.
Бытует мнение, что выпускники средних профессиональных образовательных учреждений (СПО) должны быть, не столько предметно образованы, сколько социально адаптированы к постоянно меняющейся окружающей среде, иметь способность самостоятельно самообразовываться и самосовершенствоваться. Относится ли это также к формированию экологического поведения человека в современном обществе? Как зависит стремления личности к экологической безопасности от экологических знаний, полученных при изучении общей экологии в школьном курсе и экологических основ природопользования в колледже?
Экологическое поведение личности основывается на социальной активности, на неравнодушном отношении к окружающей среде, решении экологических проблем общества.
По мнению Курманова А. В. «экологическое поведение личности включает соблюдение параметров: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе. Экологические знания, инициатива, нацеленность на результат — всё это составляющие экологического поведения» [4, с. 181].
Экологически воспитанная и образованная личность через общение с природой реализует свои основные потребности — практические, адаптивные, личностные и эстетические. Создает, таким образом, ценностные ориентиры. Любовь к природе выражается уже не в простом любовании красотой ландшафтов, а переживанием за сохранение объектов природы и попыткой создания не только комфортной, но и благоприятной и безопасной окружающей среды.
Экологическое образование дает основные эколого-ориентированные навыки. Однако формирование экологического поведения происходит длительное время, и чаще не на уроках, а за пределами учебного учреждения. Сначала экологическое сознание проявляется в эстетическом восприятии природы, развиваются чувства возвышенного и прекрасного. Загрязнение окружающей среды, уничтожение объектов природы вызывает эмоциональное переживание. Затем экологическое сознание, опираясь на полученные знания, проявляется в бытовой и в профессиональной деятельности. Со временем формируются экологические убеждения и привычки экологического поведения.
Изучение формирование экологического поведения невозможно без изучения профессионально-экологической ответственности выпускников колледжа.
Исследователи в этой области выделяют несколько критериев оценки профессионально-экологической ответственности [5].
Результативные критерии включают в себя комплекс полученных в процессе обучения знаний и способность их применения в решении учебных задач.
Нормативные критерии включают знания законов природы, основ природопользования и применение этих знаний в различных профессиональных и жизненных ситуациях.
Социальные и дидактические критерии включают выбор способа решения экологических задач и возможность адаптивного применения знаний и полученных экологических навыков в меняющихся условиях профессиональной деятельности, способность к рефлексии.
В работах Осиповой С. В. выделяется три структурных элемента модели формирования профессионально-экологической ответственности: ценностный, содержательно-информационный и деятельностно-поступочный [5].
Исследование сути экологического поведения личности, а именно выявление взаимосвязи между экологическими знаниями и экологическим поведением студентов СПО, сводятся к изучению взаимосвязи трех вышеуказанных компонентов.
В рамках проведенного исследования, выявлялось отношение студентов к окружающей среде, экологической культуре, к художественным ценностям, связанными с природой и ее компонентами. Также студенты оценивали уровень знаний законов природы, оценивали свой уровень информации о природе родного города, определяли влияние природы на свое поведение и изменение поведения в сторону экологически ориентированного.
Сведем данные нашего исследования в таблице 1.
Таблица 1
Основные компоненты модели формирования профессионально-экологической ответственности у студентов СПО
Ценностный |
Содержательно-информационный |
Деятельностно-поступочный |
|
Контрольная группа |
63 % |
42 % |
44 % |
Экспериментальная группа |
70 % |
58 % |
63 % |
Проиллюстрируем это на рис. 1.
Рис. 1. Диаграмма изменения компонентов экологической ответственности
У опрошенных респондентов из экологических ценностей преобладают явления природы, красота природы в картинах художников, родные ландшафты. Свои экологические знания студенты оценивают на среднем уровне, и указывают на отсутствие способностей обучить кого-либо правильному взаимодействию с природой. Экологически-ориентированное поведение в самооценке студентов проявилось у большинства опрошенных экспериментальной группы.
Однако, при проведении исследования на установление взаимосвязи между экологическими знаниями и экологическим поведением учащихся, выявилось также противоречие между стремлением к благоприятной окружающей среде и отсутствием или недостаточной заботой о сохранении природы. Этот аспект требует дополнительной педагогической работы с молодежью, направленной на возможность практического применения изученных форм безопасного и познавательного взаимодействия с природой.
Исследование показало, что наряду с повышением ценностного и образовательного компонентов экологической ответственности, увеличилось количество студентов готовых к практическому взаимодействию с природой.
В результате статистического исследования между компонентами экологической ответственности обнаружена статистически достоверная значимая связь. Значение корреляции составило 0,749–0,799, что показывает на связь между экологическими знаниями студентов и экологической ответственностью за безопасность окружающей среды. Данная корреляционная связь является статистически значимой (р ˂ 0,01).
Поскольку, «экологическая компетентность является имманентным качеством любого специалиста», экологическому образованию и просвещению, формированию знаний законов природы и навыков общения с природой следует уделять особое внимание при воспитании будущих профессионалов.
Литература:
1. Гулько Е. Ю. Проблемы экологического сознания и поведения студенческой молодежи // Социологический альманах. 2017. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ekologicheskogo-soznaniya-i-povedeniya-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 14.04.2021).
2. Голод Н. В. Социально-экологическая активность молодежи. Формы и методы. // URL: Социально-экологическая активность молодежи формы и методы | статья по биологии: | образовательная социальная сеть (nsportal.ru) (дата обращения 14.04.2021).
3. Захарова Н. Экологичное студенчество — реальность 2020-х. Зачем студенту мыслить экологически, а ВУЗу становиться «зеленым». // URL: Экологичное студенчество — реальность 2020-х. Зачем студенту мыслить экологически, а вузу становиться «зеленым» — Эковики (ecowiki.ru) (дата обращения 14.04.2021)
4. Курманов А. В. Профессионально-направленная воспитательная работа как фактор формирования экологической компетентности студентов колледжа // «Партнерство бизнеса и образования в инновационном развитии региона». Сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции. — Тверь, 2010.
5. Осипова С. В. Формирование профессионально-экологической ответственности у студентов колледжа // [Электронный ресурс]// URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalno-ekologicheskoi-otvetstvennosti-u-studentov-kolledzha (дата обращения 14.04.2021)