Умение выполнять экспериментально-исследовательские лабораторные работы как важнейшая профессиональная компетенция будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 14.05.2021

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Попов, Д. В. Умение выполнять экспериментально-исследовательские лабораторные работы как важнейшая профессиональная компетенция будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства / Д. В. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 181-182. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80998/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются материалы выполненных экспертных исследований по обоснованию содержания и структуры профессиональной экспериментальной компетенции студентов технического вуза — будущих специалистов по специальности «Физические процессы в нефтегазовом производстве».

Ключевые слова : студенты, экспериментально-исследовательские компетенции, виды профессиональной деятельности, экспертные исследования.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 13.12.03 — физические процессы в нефтегазовом производстве определяет профессиональную компетенцию (по виду научно-исследовательской деятельности специалиста под индексом ПК-23) как готовность выполнять экспериментальные исследования в натурных и лабораторных условиях с использованием современных методов и средств измерения, готовность обрабатывать и интерпретировать полученные результаты, составлять и защищать отчеты [1]. В тоже время профессиональные корпоративные стандарты нефтегазовой отрасли (ОАО «Роснефть, ОАО «Газпром») и другие представляют более высокие и расширенные требования к специалистам по физическим процессам в нефтегазовом производстве по выполнению экспериментально-исследовательских работ, по владению профессиональной экспериментально-исследовательской компетенцией.

В интересах максимального удовлетворения потребностей и требований работодателя к содержанию и уровню сформированности профессиональной экспериментально-исследовательской компетенции у выпускников технического вуза — будущих специалистов по физическим процессам в нефтегазовом производстве были проведены экспериментальные исследования [1]. Целью этих исследований: выявление роли и места лабораторных экспериментально-исследовательских работ в служебной деятельности к выявлению содержания и структуры экспериментально-исследовательской компетенции специалистов этого профиля. В исследованиях принимали участие 2 группы экспертов:

а) ведущие специалисты регионального нефтегазового кластера: ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром», АК «Транснефть»;

б) ученые и преподаватели института нефтегазовых технологий Самарского государственного технического университета, ученые и специалисты бикорпоративных научно-образовательных центров нефтегазового кластера при СамГТУ общей численностью 118 человек.

По результатам статистической обработки анкетных экспертных данных установлено, что из четырех наиболее характерных видов профессиональной деятельности специалистов по физическим процессам в нефтегазовом производстве доминирующее место занимает научно-исследовательская деятельность (56 % служебного времени, из которого 48 % приходится на выполнение экспериментально-исследовательских лабораторных и 8 % — аналитических научных работ, тогда как проектная деятельность в среднем занимает 14 %, производственно-технологическая — 18 %, организационно-управленческая — 12 %.

Таким образом, экспериментальные исследования позволили прежде всего установить доминирующее место экспериментально-исследовательских работ в профессиональной деятельности специалистов по физическим процессам нефтегазового производства и подтвердить высокую актуальность проблемы формирования у студентов этой специальности экспериментально-исследовательских компетенций.

Экспертные исследования по уточнению содержания и выявления структуры экспериментально-исследовательской компетенции студентов — будущих специалистов по физическим процессам нефтегазового производства также проводили с использованием метода анкетирования. При этом эксперты в анкете отражали свое мнение о содержании к структуре экспериментально-исследовательской компетенции и свои варианты дефиниций этой компетенции.

На основании результатов статистической обработки полученных анкетных экспертных данных, их обобщения и многокритериального анализа с позиций методологии и лингвистики, автором было дано следующее определение понятия «профессиональная экспериментально-исследовательская компетенция студента — будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства», принятое к практической реализации.

Профессиональная экспериментально-исследовательская компетенция студента — будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства — это интегративная многокомпонентная субстанция, адекватно отражающая его готовность/способность на основе приобретенных знаний, умений, навыков и личностных профессионально-значимых качеств:

– планировать лабораторный эксперимент, конкретизировать его задачи и временную последовательность их выполнения, подготавливать к работе лабораторный стенд/установку, подбирать соответствующие инструментальные средства и измерительные приборы;

– корректно и адекватно целям и задачам эксперимента выполнять комплекс деятельностных, психомоторных и тактильных операций и процедур, обеспечивающих получение необходимой минимально достаточной информации о состоянии и параметрах исследуемого физического/технологического процесса или технического объекта;

– выполнять статистическую обработку полученных экспериментальных данных, анализировать и оценивать результаты эксперимента, составлять и редактировать аргументированные отчеты и презентации по выполненному исследованию, проводить эффективную презентацию/защиту выполненного лабораторного исследования.

Представленное научно обоснованное определение профессиональной экспериментально-исследовательской компетенции студента — будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства явилось системообразующим звеном разработанной и практически реализованной компетентностно-модульной технологией формирования у студентов, обучающихся по специальности «физические процессы нефтегазового производства» [2]. Система успешно апробирована и внедрена в учебный процесс института нефтегазовых технологий Самарского государственного технического университета.

Литература:

  1. Евсюков В. Н. Основы научных исследований: Методическое пособие. — Оренбург: Изд-во СГУ.2011. — 316 с.
  2. Михелькевич В. Н., Попов Д. В. Разработка методики оценки эффективности компетентностно-модульной технологии формирования у студентов профессиональной экспериментально-исследовательской компетенции. — Современные наукоемкие технологии. № 8, 2019 г. — с. 142–146.
Основные термины (генерируются автоматически): нефтегазовое производство, профессиональная экспериментально-исследовательская компетенция, процесс, будущий специалист, статистическая обработка, доминирующее место, профессиональная деятельность специалистов, работа, Самарский государственный технический университет, технический вуз.


Ключевые слова

экспертные исследования, студенты, экспериментально-исследовательские компетенции, виды профессиональной деятельности

Похожие статьи

Экспериментальные исследования эффективности использования компетентностно-модульной технологии формирования профессиональных компетенций у студентов

В статье авторы представляют научные результаты экспериментальных исследований эффективности использования компетентно-модульной технологии формирования профессиональных информационно-аналитических компетенций у студентов — будущих специалистов тамож...

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Развитие профессиональных навыков у студентов средних специальных учебных заведений через участие в научно-исследовательской работе

В статье рассмотрены проблемные вопросы вовлечения студентов средне-специальных учебных заведений в научно-исследовательскую деятельность.

Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО

Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.

Проблема формирования межличностных отношений как средство развития профессиональных компетентностей будущего специалиста в студенческих группах отделения СПО Арзамасского филиала ННГУ

В статье исследуется проблема формирования межличностных отношений студентов СПО Арзамасского филиала ННГУ. Экспериментальным путем выявлена взаимосвязь межличностных отношений в группе c развитием профессиональных компетенций будущего специалиста.

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...

Формирование общекультурных компетенций студентов-будущих государственных служащих

Статья посвящена описанию опытно — экспериментальной работы по формированию общекультурных компетенций студентов — будущих государственных служащих для направления подготовки бакалавр «Государственное и муниципальное управление»

Формирование профессиональных компетенций студентов биологической направленности

В условиях постоянно развивающего общества под влиянием технического и информационного прогресса нарастает потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов, на высоком уровне обладающих профессиональными компетенциями. Данный факт непоср...

Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза

В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза. Описаны примеры проводимых мероприятий во внеурочной деятельности...

Похожие статьи

Экспериментальные исследования эффективности использования компетентностно-модульной технологии формирования профессиональных компетенций у студентов

В статье авторы представляют научные результаты экспериментальных исследований эффективности использования компетентно-модульной технологии формирования профессиональных информационно-аналитических компетенций у студентов — будущих специалистов тамож...

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Развитие профессиональных навыков у студентов средних специальных учебных заведений через участие в научно-исследовательской работе

В статье рассмотрены проблемные вопросы вовлечения студентов средне-специальных учебных заведений в научно-исследовательскую деятельность.

Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО

Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.

Проблема формирования межличностных отношений как средство развития профессиональных компетентностей будущего специалиста в студенческих группах отделения СПО Арзамасского филиала ННГУ

В статье исследуется проблема формирования межличностных отношений студентов СПО Арзамасского филиала ННГУ. Экспериментальным путем выявлена взаимосвязь межличностных отношений в группе c развитием профессиональных компетенций будущего специалиста.

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...

Формирование общекультурных компетенций студентов-будущих государственных служащих

Статья посвящена описанию опытно — экспериментальной работы по формированию общекультурных компетенций студентов — будущих государственных служащих для направления подготовки бакалавр «Государственное и муниципальное управление»

Формирование профессиональных компетенций студентов биологической направленности

В условиях постоянно развивающего общества под влиянием технического и информационного прогресса нарастает потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов, на высоком уровне обладающих профессиональными компетенциями. Данный факт непоср...

Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза

В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза. Описаны примеры проводимых мероприятий во внеурочной деятельности...

Задать вопрос