В данной статье представлены материалы сравнения показателей физического состояния гимнасток в феврале 2020 и октябре 2021 г. Также рассмотрены возможность и эффективность применения дистанционного обучения в художественной гимнастике.
Ключевые слова: художественная гимнастика, дистанционное обучение, физические показатели.
Художественная гимнастика в настоящее время очень популярна в России. Средства ее универсальны (танцевальные шаги, прыжки, повороты, равновесия, волны, наклоны, музыка, предметы и др.), позволяют решать самые разные задачи физического, эстетического, эмоционального, духовного воспитания занимающихся. Кроме того, разнообразие средств позволяет оптимально и сбалансировано развивать рекордное проявление координации, гибкости, равновесия, прыгучести спортсменов, стремящихся показать выдающиеся технические результаты [1]. Длительный перерыв в тренировочном процессе может негативно сказаться на физическом состоянии спортсменок.
Актуальность данной темы обусловлена введением в нашей стране карантинных мер в связи со сложной эпидемиологической ситуацией. Учреждения дополнительного образования не стали исключением. В спортивных школах, также как и в других образовательных учреждениях, были введены дистанционные образовательные технологии. К сожалению, не все обучающиеся могли иметь возможность для занятий в таком формате.
Целью работы был анализ физических показателей гимнасток в 2020–2021 г. при очном и дистанционном тренировочных процессах.
В исследованиях принимало участие 16 гимнасток в возрасте 11–12 лет. Девочки, имеющие возможность заниматься под руководством тренера, используя электронное обучение и дистанционные образовательные технологии — экспериментальная группа (8 человек), и девочки, не имеющие возможности тренироваться онлайн и самостоятельно поддерживающие физическую форму в домашних условиях — контрольная группа (8 человек). Для начальных показателей были взяты результаты аналогичного тестирования, проведенного до введения дистанционного обучения в рамках плановых контрольных тренировок (февраль 2020).
Оценка эффективности дистанционных занятий проводилась по тестам, характеризующим уровень развития координационных способностей, гибкости, равновесия, способности к ориентированию в пространстве. Было выполнено 6 упражнений: 1 — Мост из положения стоя, расстояние между руками и пятками, см; 2 — Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи), см; 3 — Жонглирование двумя булавами ведущей рукой, кол-во раз; 4 — Высокий бросок и ловля гимнастического мяча ведущей рукой (кол-во удачных попыток), 10 попыток; 5 — Удержание ведущей ноги вперед (под углом 90°) стоя на полупальце, сек; 6 — Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 30 сек).
Данные тестирования обеих групп в феврале 2020 года практически совпадают, что говорит о схожих физических показателях (Рис. 1.).
Рис. 1. Сравнение показателей экспериментальной и контрольной групп в феврале 2020 г.
В показателях октября 2021 года наблюдаются некоторые различия между группами (Рис. 2.). В упражнениях на гибкость выражена положительная динамика у экспериментальной группы. Девочки значительно сократили расстояние между кистями рук и пятками в упражнении мост, а также улучшили показатели в наклоне со скамейки. У контрольной группы, наоборот, несколько ухудшились результаты в этих упражнениях.
Рис. 2. Сравнение показателей экспериментальной и контрольной групп в октябре 2021 г.
Положительная динамика в экспериментальной группе также наблюдается и в тестах на равновесие. У контрольной группы небольшой регресс.
В упражнениях на координацию и ориентирование в пространстве, для выполнения которых предполагается наличие довольно большого пространства и использование гимнастических предметов, обе группы показали результат хуже, чем в феврале 2020 года.
У контрольной группы наблюдается небольшой прогресс в выполнении упражнения на пресс. У девочек из экспериментальной группы показатели остались практически на одном уровне.
Сравнение этих данных позволяет сделать вывод о недостаточности только дистанционного обучения при занятии гимнастикой. Девочки, которые не имели возможности заниматься с тренером посредством онлайн тренировок, показали результат несколько хуже, чем те, которые поддерживали свою физическую форму дистанционно с преподавателем. Им было сложнее адаптироваться ко вновь регулярным очным тренировочным нагрузкам, нежели гимнасткам из экспериментальной группы. Но, тем не менее, при выполнении упражнений на координацию и ориентирование в пространстве все спортсменки показали результат хуже, чем год назад. Это объясняется тем, что если в домашних условиях возможно поддерживать физическую форму, а применяя дистанционные технологии, даже улучшить, то навыки работы с предметом сохранить и, тем более, совершенствовать технически сложно.
Литература:
- Винер-Усманова И., Крючек Е., Медведева Е., Терехина Р. «Художественная гимнастика. История, состояние, и перспективы развития». — Москва: Человек. 2014г. — 300 с.