В данной статье раскрываются некоторые проблемы и предложения по совершенствованию подзаконного правового регулирования государственной службы в Российской Федерации. В статье автор представил выводы о том, что завершение подготовки качественных нормативных правовых актов в сфере гражданской службы хоть и важнейший, но первый шаг к созданию эффективного института государственной службы.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, муниципальная служба, Российская Федерация, служащий.
В настоящее время государственная и муниципальная служба в России существует и выполняет свои функции не в полной мере и недостаточно эффективно. Государственные и муниципальные служащие испытывают неуверенность, так как имеется множество неуточненных, противоречивых моментов в законодательстве. На законодательном уровне существует ряд проблем в организации государственной и муниципальной службы Российской Федерации. Первая, связанная с обеспечением функционирования государственной службы — наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной и муниципальной службе. Вторая — неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы. И третья — низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества.
В целях обеспечения принципа единства системы государственной службы предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности установления федеральным законодательством единых требований к порядку закрепления законом субъекта Российской Федерации соотношения классных чинов федеральной гражданской службы с классными чинами гражданской службы субъектов Российской Федерации. Необходимость данных мер вызваны тем, что при переходе из одного органа в другой государственные и муниципальных служащие теряют свои чины.
Также требуется установить унифицированный порядок правового механизма закрепления на уровне регионального законодательства соотношения классных чинов государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, например, требование о заключении соответствующего соглашения между субъектами Российской Федерации — такая же проблема существует, когда человек переезжает на работу из одного субъекта в другой.
Требуется доработка процедуры конкурсного отбора, установленной Указом Президента РФ от 01.02.2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации». Как показывает практика субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, на данном этапе система оценочных процедур фактически функционирует в децентрализованном механизме. В связи с этим, важным направлением работы, является переход к созданию определенной централизованной базы оценочных заданий для того, чтобы ряд процедур оценки мог проходить по унифицированным заданиям. Прежде всего, речь идет о том, чтобы выделить ту базовую составляющую, которую должен продемонстрировать любой кандидат, который хочет поступить на государственную и муниципальную службу. В перспективе необходимо утвердить единые требования к базовой оценочной процедуре, которая должна использоваться госорганами при проведении оценки кандидатов, которые приходят на службу.
Еще одной назревшей проблемой, требующей нормативно-правовой доработки, является совершенствование форм и методов профессионального развития государственных и муниципальных служащих. Решение данной проблемы предполагает реализацию на системной основе широкого комплекса правовых, организационных, финансово- экономических и информационно-технологических задач. Это станет необходимым условием не только обеспечения непрерывного мотивированного повышения профессионализма и компетентности служащих, но и роста качества государственных и муниципальных услуг, а, в конечном счете, повышения уровня удовлетворенности населения страны.
Следует также сказать о реализации права на пенсию государственных служащих за выслугу лет, назначаемую лицам, замещавшим должность федеральной государственной службы. В настоящее время в связи с увеличением размера трудовой пенсии складывается ситуация с практическим обнулением пенсии за выслугу лет по ряду младших должностей гражданской службы. Это требует проработки и внесения изменений.
Другой проблемой, требующей внимания, является необходимость уточнения порядка взаимодействия кадровых подразделений федеральных органов исполнительной власти с представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и с руководителями соответствующих субъектов Федерации. В настоящее время законодательно закреплено, что при рассмотрении вопроса о назначении на должности проводятся конкурсы. По результатам конкурсов, как правило, определяются победители. В случае, если речь идет о руководителе территориального органа, то чтобы его назначить, в обязательном порядке должно пройти согласование и с представителем Президента Российской Федерации, и с руководителем субъекта Российской Федерации. В настоящее время данный вопрос выстраивается не на законодательном порядке, поскольку отсутствует структурированная правовая система.
Законодательство о государственной гражданской службе уделяет большое внимание вопросу профессионального развития служащих. Этому посвящён ряд статей закона о государственной гражданской службе, базовый Указ Президента Российской Федерации «О дополнительном профессиональном образовании» и ряд других нормативно-правовых актов. Сложности приводят к тому, что государственные органы вынуждены при выполнении государственного заказа формировать группы, которые в той или иной степени охватывают все потребности гражданских служащих. Численность группы должна быть такой, чтобы она вызвала интерес у исполнителя данного заказа. На практике возникают сложности с привлечением учебных организаций на конкурс.
Еще одним немаловажным вопросом является оплата труда гражданской службы. Привлекательность гражданской службы во многом зависит от тех условий оплаты труда и размеров, которые будут предлагаться гражданскому служащему. Поэтому является необходимым внести изменения в действующую схему должностных окладов в части пересмотра размера должностных окладов гражданских служащих категории «обеспечивающие специалисты». В настоящее время это ведущие и старшие группы должностей, по которым нарушено соответствие в размерах оплаты труда между категорией «специалист» и «обеспечивающие специалисты». Например, ведущий специалист-эксперт по классному чину соответствует главному консультанту в государственном органе, а оплата труда у него установлена ниже должности «консультант». Оклады «обеспечивающих специалистов» являются одними из самых низких в системе. В результате выстраивания данной схемы оплаты труда многих «искусственно» назначают на должности специалистов, чтобы обеспечить достойным размером оплаты труда.
Еще одним показателем необходимости пересмотра действующей системы оплаты труда гражданских служащих является большое количество дополнительных выплат, что привело к тому, что удельный вес должностного оклада в общих размерах оплаты труда составляет по ряду должностей менее 20 процентов, а по должностям руководителей высшей группы менее 10 процентов. Примером может служить и Республика Коми. Установление такой схемы ещё имеет косвенную проблему — это влияет на пенсионное обеспечение гражданских служащих. Требуется на законодательном уровне определить базовые должностные оклады, а также утвердить систему коэффициентов, в зависимости от стоимости жизни в регионе и ситуации на рынке труда. Корректирование размеров должностных окладов может повысить привлекательность государственной гражданской службы.
Исходя из вышесказанного, особое внимание стоит уделить разработке мер законодательного характера, направленных на решение вопросов о соотношении классных чинов государственных служащих федерального и регионального уровней, уточнения процедуры проведения аттестации, а также системы оплаты труда, пенсионного обеспечения, укрепления социальных гарантий государственных служащих.
Литература:
- Поликанов Д. В. «Кадровый голод» на государственной и муниципальной службе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5. С. 53.
- О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 года № 112 (ред. 31.12.2020) // СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 439.
- Госслужба. — Режим доступа https://gossluzhba.gov.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
- Козбаненко В. А. Публично-правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 3. С. 30.