Модель смешанного обучения доказала свою эффективность в мировой практике высшего образования. Во Вьетнаме использование модели смешанного обучения также применялось в некоторых учебных заведениях и принесло определенные результаты. В данной статье представлено использование модели смешанного обучения в преподавании русского и китайского языков в Ханойском юридическом университете в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Некоторые данные в статье собраны посредством прямых интервью с университетскими преподавателями русского и китайского языков. В статье авторы оценивают использование модели смешанного обучения для дисциплин русского и китайского языков в Ханойском юридическом университете с ее преимуществами и недостатками.
Ключевые слова: русский язык, китайский язык, модель смешанного обучения, Ханойский юридический университет.
Keywords: Russian language, Chinese language, blended learning, Hanoi Law university.
В условиях глобализации и инновационного контекста методов обучения во всем мире в целом и во Вьетнаме в частности, методы обучения иностранным языкам также должны быть инновационными и соответствовать новым требованиям. Особенно в 2020 году, когда началась вспышка и ситуация осложнялась в связи с развитием эпидемии коронавируса, по всей стране был введён 15-дневный режим социальной изоляции. В этой ситуации преподаватели и студенты Ханойского юридического университета, изучающие русский и китайский языки, начали применять способы интеграции традиционного и дистанционного образования с использованием современных технологий. Преподаватели и студенты, которые преподавали и учились непосредственно в аудиториях, в период социальной изоляции перешли на дистанционное обучение, и по окончании социальной изоляции вернулись к прямой форме. В рамках данного исследования рассматривается модель, сочетающая традиционное и дистанционное обучение русскому и китайскому языкам в Ханойском юридическом университете, а также преимущества и недостатки использования этой модели при обучении русскому и китайскому языкам.
Обзор смешанного обучения
Определение смешанного обучения
Смешанное обучение — термин не новый. Он появился в последние десятилетия. Многие ученые во всем мире дали определения смешанному обучению, но до сих пор нет единого определения.
Дрисколл (2002) выделил четыре различных концепции комбинированного метода обучения, а именно:
1) Сочетание или комбинирование веб-технологии (например, виртуальные классы в прямом эфире. Учащиеся самостоятельно регулируют расписание занятий и совместное обучение; скачивают видео, аудио и документы) для достижения цели образования.
2) Сочетание нескольких подходов к обучению (например, теории конструктивизма, теории поведения, теории познания) для создания оптимальных результатов обучения с использованием технологии обучения или без нее.
3) Сочетание различных технологий обучения (например, видеокассеты, компакт-диски, онлайн-обучение, фильмы) с личным обучением под руководством наставника.
4) Смешивание или комбинирование обучающих технологий с практическими занятиями, чтобы создать гармоничный эффект обучения и практической деятельности.
Первые три концепции больше подходят для контекста высшего образования.
Гаррисон и Канука (2004) утверждают, что смешанное обучение — это комбинация очного обучения с дистанционным обучением.
Уильямс, Бланд и Кристи (2008) определяют смешанное обучение как комбинацию традиционного очного обучения и распределенного обучения, «представляющего собой модель обучения, которая позволяет преподавателям, студентам и стажёрам использовать их в разных местах».
Гаррисон и Воган (2008) определяют смешанное обучение как сочетание традиционного обучения с дистанционным обучением и подчеркивают необходимость тщательно обдумывать традиционные подходы и пересматривать обучение в этой новой области.
Пун (2013) утверждает, что комбинированное обучение — это фундаментальная переработка модели обучения с переходом от обучения, ориентированного именно на преподавание и изучение, к обучению, ориентированному на студентов, при котором студенты становятся более активными и интерактивными.
Таким образом, большинство ученых считают, что смешанное обучение — это комбинация прямого обучения и дистанционного обучения, но это не просто механическая комбинация, а требуется правильная организации и структурирование занятий для достижения целей обучения.
Модель смешанного обучения
Поскольку существует множество определений смешанного обучения, ученые также предлагают множество моделей комбинированного обучения, в которых авторы Алмари и др. (2014) приводят три тенденции в формате смешанного обучения:
Комбинированный формат низкого уровня: добавление ряда ассоциативных заданий к традиционно доступному курсу. Этот формат подходит для новичков, которые не уверены в использовании технологических инструментов в обучении. В этом формате в дополнение к занятиям в классе преподаватели часто добавляют занятия через онлайн-платформы, такие как назначение и отправка заданий, предоставление документов в Интернете... Преимущество этого формата заключается в том, что преподавателю не нужно менять метод обучения в классе, а просто добавить несколько онлайн-мероприятий. Однако добавление онлайн-занятий, но не сокращение живых занятий в классе также создаст дополнительную нагрузку, как для учителей, так и для учеников.
Комбинированный формат среднего уровня: заменять некоторые виды деятельности курса, доступные в традиционной форме, на комбинированный формат. В этом формате преподаватели должны обладать определенными знаниями и уверенностью в использовании инструментов информационных технологий. Им нужно оценить и определить, какие учебные занятия в традиционном классе превратить в интерактивные для повышения эффективности обучения. Из-за необходимости использовать больше онлайн-инструментов, студенты также должны пройти обучение, чтобы получить определенное представление об использовании онлайн-инструментов.
Комбинированный формат высокого уровня: преобразовать весь курс в интегрированный формат. Преподавателям необходимо разработать совершенно новый курс, а не добавлять или изменять некоторые традиционные занятия в классе с помощью интерактивных занятий. Здесь преподаватели должны хорошо разбираться в инструментах и средствах информационных технологий, знать, как создавать курсы, уроки, которые надлежащим образом и эффективно сочетают как прямые, так и онлайн-формы. Для этого преподавателям необходимо пройти обучение на курсах по информационным технологиям и разработке программ в соответствии с методом смешанного обучения.
Преимущества и недостатки смешанного обучения
Многие ученые со всего мира изучали использование смешанного обучения в преподавании. Большая часть исследований показала преимущества смешанного обучения. Гарнхэм и Калета (2002) предполагают, что курсы смешанного обучения помогают улучшить результаты обучения учащихся. Москаль, Дзюбан и Хартман (2013) заявили, что смешанное обучение помогает расширить возможности обучения для учащихся в любое время и в любом месте, а также уменьшить административное управление учебной деятельностью благодаря применению технологий. Кроме того, можно увидеть, что использование смешанного обучения помогает учащимся получить доступ к разнообразным и богатым источникам материалов, а также снижает некоторые затраты за счет применения технологий.
Кроме того, использование смешанного обучения в преподавании также создает определенные проблемы, как для учащихся, так и для учителей и школ. Смит и коллеги (2012) в своем исследовании показали, что студенты, проходящие интегрированные курсы, сообщают, что чувствуют себя изолированными из-за ограниченных возможностей для социального взаимодействия в личной среде. Лумади (2013) указал на некоторые ограничения при применении смешанного обучения, если учебные заведения не приняли своевременных мер для поддержки учащихся и преподавателей для онлайн-обучения. Дзюбан и коллеги (2006) утверждают, что еще одна проблема, с которой сталкиваются университеты, — это отсутствие поддержки разработки курсов. Чтобы обеспечить успешный комбинированный опыт обучения для студентов, требуется помощь университета для перепроектирования курса, которая может быть задействована в принятии решения о том, какие цели курса могут быть лучше всего достигнуты. Что можно лучше всего сделать в классе и как интегрировать эти две обучающие среды.
И спользования модел и смешанного обучения при обучении русскому и китайскому языкам в Ханойском юридическом университете в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
В последние годы преподаватели русского и китайского языков Ханойского юридического университета все больше используют информационные технологии в своем учебном процессе. В ходе интервью мы выяснили, что в процессе обучения, в дополнение к занятиям в классе, большинство преподавателей используют онлайн-платформы для таких действий как предоставление документов, отправки ссылок на онлайн-ресурсы, а также просят учащихся составлять и отправлять документы онлайн.... Вышеуказанные действия выполняются каждым наставником независимо (каждый преподаватель использует разные платформы, такие как facebook, google classroom, quizlet...). Таким образом, преподаватели и студенты не получают поддержки со стороны профессиональной технической команды учебного заведения. Кроме того, добавление дополнительных занятий без ущерба для непосредственных занятий в классе также увеличивает нагрузку, как на преподавателей, так и на студентов.
Из-за эпидемии коронавируса Ханойский юридический университет трижды запускал дистанционное обучение.
1-й период: с 9 марта 2020 по 9 мая 2020
2-й период: с 17 августа 2020 по 13 сентября 2020
3-й период: с 22 февраля 2021 по 14 марта 2021
За это время традиционные целенаправленные занятия в классе были полностью заменены занятиями в системе онлайн-обучения. Когда закончилось вышеупомянутое время, Ханойский юридический университет продолжил применять традиционные методы прямого обучения в классе. Таким образом, несмотря на отсутствие плана с самого начала, но с сочетанием прямого преподавания в классе и онлайн-обучения, Ханойский юридический университет применил модель смешанного обучения.
1-й период: Ханойский юридический университет использовал систему управления онлайн-обучением LMS (Learning Management System) для организации обучения. В частности, занятия непосредственно в классе были заменены интерактивными занятиями в LMS. В каждом традиционном классе был 1 онлайн-класс в системе. Преподавателям предоставлялось право участвовать в занятиях, активно создавать контент, проводить другие учебные мероприятия, оценивать и тестировать учащихся. Учащимся предоставлялось право участвовать в курсах, на которые они зарегистрировались, подключаться к системе и активно участвовать в учебных мероприятиях, созданных учителем. Некоторые из отличительных особенностей LMS:
Виртуальный класс Vclass: студенты и преподаватели присоединяются к занятию одновременно, как это делают в обычном классе.
Форум: место, где учителя и ученики могут поговорить на самые разные темы. Темы могут создаваться преподавателями или студентами.
Тесты и упражнения: Тесты и упражнения в LMS могут быть разработаны в форме множественного выбора или эссе, в зависимости от выбора учителя. Учителя могут выставлять оценки и назначать время тестирования, а также создавать банк экзаменационных работ и выбирать экзаменационные работы и упражнения из этого банка. Особенностью системы LMS, позволяющей ученикам проходить тесты, является то, что учителя могут видеть прогресс каждого ученика.
Материалы: преподаватели могут загружать тематические материалы, электронные учебники, лекции, другие документы, а также делиться ссылками на ресурсы...
Через два месяца использования LMS мы смогли увидеть преимущества, которые дает система, такие как: удовлетворение потребностей образования при социальной изоляции в период эпидемии, преподаватели и студенты могут присоединиться к занятиям в любое время и в любом месте (за исключением виртуальных классов vclass, когда учителя и студенты должны подключаться одновременно, как при прямых занятиях в классе)... Однако есть некоторые недостатки, такие как: системное соединение часто перегружается, тогда использование Vclass приводит к прерыванию занятий, поэтому некоторые преподаватели должны были применять другие платформы и приложения, такие как Zoom, Facebook, Google meet..., техническая поддержка со стороны образовательного учреждения не была своевременной. Из-за слабой группы технической поддержки, слишком большой рабочей нагрузки и того, что некоторые действия по обучению иностранному языку требуют прямого взаимодействия со студентами, недостаточно проводить только онлайн-обучение для достижения всех образовательных целей. Также надо учитывать, что некоторые студенты находятся в отдаленных районах, поэтому доступ к Интернету для онлайн-обучения у них может быть затруднен.
2-й и 3-й период: Ханойский юридический университет продолжил использовать систему управления онлайн-обучением Microsoft team. В этой системе преподаватели каждой дисциплины были сгруппированы вместе. Преподаватели составляли расписание для каждой группы и каждого занятия. Они также могли публиковать документы, ссылки, общаться в группах, назначать и просить студентов сдавать задания... Из-за более тщательной подготовки по сравнению с этапом 1 онлайн-обучения возникали некоторые трудности.
Были обновлены программные приложения и исправлены проблемы первого периода, так было обеспечено лучшее качество передачи, больше людей участвовало в группе технической поддержки и в отделах для поддержки каждой дисциплины, поэтому технические проблемы быстро исправлялись.
Преподаватели, прошедшие первую серию онлайн-обучения, имели больше опыта в подготовке материалов для предоставления студентам в онлайн-формате (согласно интервью 1/5 преподавателей использовали записанные ими видео-лекций)... Кроме того, есть недостатки, такие как ограничение прямого взаимодействия между лекторами и студентами, ограничение групповой деятельности, контроль над вниманием. Студенты, участвовавшие в онлайн-обучении, испытывали трудности из-за качества передачи (большинство студентов не включали видеокамеры), в отдаленных труднодоступных районах всё ещё имеются проблемы со стабильным доступом в Интернет...
Видно, что использование моделей смешанного обучения преподавателями русского и китайского языков в Ханойском юридическом университете прекратилось в форме комбинирования на низком и среднем уровне. Большинство действий, таких как предоставление учебных материалов и распределение заданий, выполнялись самими преподавателями. Замена прямого обучения онлайн-форматом осталось ситуационным решением из-за социального дистанцирования для предотвращении распространения эпидемии коронавируса без надлежащего исследования и организации.
Заключение
Смешанное обучение стало неизбежным трендом и популярным во многих вьетнамских и зарубежных учебных заведениях. По мере активного развития информационных технологий эта модель будет приносить все больше преимуществ, как учащимся, так и преподавателям и образовательным учреждениям. В Ханойском юридическом университете смешанное обучение все еще было относительно новым опытом, поэтому требуется лучшая подготовка со стороны университета и преподавателей в процессе организации, разработки учебной программы, технической поддержки и активного обучения студентов, чтобы использование этой модели было более успешным и приносило практическую пользу.
Литература:
- A.Alammary, J.Sheard & A.Carbone, 2014. Blended learning in higher education: Three different design approaches. Australasian Journal of Educational Technology, 2014, 30(4).
- Driscoll, M. (2002). Blended learning: Let's get beyond the hype.
- Dziuban, C., Hartman, J., Juge, F., Moskal, P., & Sorg, S. (2006). Blended learning enters the mainstream. In C. J. Bonk & C. R. Graham (Eds.), Handbook of blended learning: Global perspectives, local designs (pp. 195–208). San Francisco, CA: Pfeiffer
- Garrison, D. R., & Kanuka, H. (2004). Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education. The Internet and Higher Education, 7(2), 95–105.
- Garrison, D. R., & Vaughan, N. D. (2008). Blended learning in higher education: Framework, principles, and guidelines. San Francisco, CA: Jossey-Bass
- Garnham, C., & Kaleta, R. (2002). Introduction to hybrid courses. Teaching with Technology Today, 8(6).
- Lumadi, M.W.(2013). E-Learning’s Impact on the Academic Performance of Student-Teachers: A Curriculum Lens. Mediterranean Journal of Social Sciences, 4(14), 695–703
- Moskal,P., Dziuban,C.,&Hartman,J.(2013).Blended learning: A dangerous idea? The internet anh Higher Education, 18, 15–23
- Poon, Joanna 2013, Blended learning: an institutional approach for enhancing students' learning experiences , Journal of online learning and teaching , vol. 9, no. 2, pp. 271–288.
- Smyth, S., Houghton, C., Cooney, A., & Casey, D. (2012). Students' experiences of blended learning across a range of postgraduate programmes. Nurse Education Today, 32(4), 464–468
- Williams, N. A., Bland, W., & Christie, G. (2008). Improving student achievement and satisfaction by adopting a blended learning approach to inorganic chemistry. Chemistry Education Research and Practice, 9(1), 43–50
- Полат Е.С, Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. — М., «Академия», 2010. — 262 c.
- Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. — 2001. — № 2. — С.30–35.
- Шахмаев Н. М. Технические средства дистанционного обучения. М. — «Знание», 2008. — 276 с.