В статье автор рассматривает барьеры получения высшего профессионального образования студентами с ОВЗ и инвалидностью и анализирует возможные пути их преодоления на примере Петрозаводского государственного университета.
Ключевые слова: обучающиеся, инвалиды, барьеры, высшее профессиональное образование.
В современном мире люди с инвалидностью составляют категорию населения, нуждающуюся в особом внимании со стороны государства и общества. Согласно статистике, практически десятая часть жителей нашей страны [5], (а в Республике Карелия эта доля даже выше [5]), нуждается в проведении мероприятий, способствующих их адаптации и интеграции в общество. В этой связи одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования становится «инклюзивное образование», благодаря которому молодые люди с ограниченными возможностями могут получить качественное среднее и высшее образование. Развитие данного направления опирается на ратифицированную Российской Федерацией Конвенцию ООН о правах инвалидов, в которой отмечено, что всеми странами участницами должно быть обеспечено инклюзивное образование на всех уровнях, в том числе и на уровне высшего образования [1]. Следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании» устанавливает правовые основы инклюзивном образовании, вводит четкие определения «обучающийся с ОВЗ», «инклюзивное образование» и гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья. С этой целью государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов [4; ст.6]. Однако реализация этой возможности предполагает преодоление целого ряда проблем, без решения которых невозможна успешная социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья, их качественное профессионального образование и трудоустройство наравне с другими студентами.
За 11 лет (период с 2008/2009 по 2019/2020 учебный год) количество студентов с инвалидностью, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования, увеличилось на 5235 человек, численность обучающихся студентов с инвалидностью возросла на 12251 человека, а численность выпущенных специалистов выросла на 2134 человека. Однако в 2019/2020 учебном году численность студентов с инвалидностью, осваивающих программы среднего профессионального образования составила 1,05 % от общей численности студентов таких учебных заведений [3; 62].
За эти же 11 лет количество студентов, принятых на обучение по образовательным программам высшего образования увеличилось на 2003 человека, количество выпущенных специалистов возросло на 1390 человек, однако численность студентов, находящихся в процессе обучения практически не изменилась за эти годы, и составляет 24773 человека. Всего же численность студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования в 2018/2019 учебном году составляло 4161.7 тыс. человек [3; 62]. Таким образом, численность студентов с инвалидностью составила 0,6 % от общей численности студентов, получающих образование в ВУЗах нашей страны.
Так, мы видим, что обучающиеся с инвалидностью чаще выбирают освоение программ среднего профессионального образования, но даже в этих образовательных учреждениях для студентов с инвалидностью чрезвычайно мала.
Одной из проблем реализации возможности получения высшего профессионального образования людьми с инвалидностью являются определенные физические и психологические барьеры, устранить которые вузы не готовы. Ведущее место среди наиболее часто встречающих трудностей, ограничивающих доступ инвалидов к получению профессионального образования, занимает неприспособленность инфраструктуры в учебных заведениях для нужд инвалидов. Немаловажное значение имеет также психологический аспект инклюзивного образования, предполагающий в данном случае создание общего позитивного настроя, дружественной атмосферы для студентов с ОВЗ, а также позитивный характер складывающихся отношений между лицами с ОВЗ и руководителями, преподавателями и другими студентами. Следует также отметить, что доход лиц с ограниченными возможностями здоровья значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Многие из них не имеют семьи и не готовы участвовать в общественной жизни. И хотя социальная политика государства, его органы и социальные службы постоянно занимаются решением наиболее существенных вопросов социальной реабилитации, большое значение имеет мотивация и возможности самих людей с инвалидностью преодолевать имеющиеся у них медико-социальные и психологические барьеры. Важную роль в этом играет культурный капитал и образовательный уровень, позволяющие объективно оценивать свои силы и возможности, а также быть информированным о социальных услугах [2; 301]. Вот почему одной из задач социальной работы является всемерная поддержка образовательных усилий этих людей и обобщение накопленного ими опыта с целью широкого распространения. И если школьное образование является доступным и обязательным для всех людей с инвалидностью, то вопрос профессионального образования стоит довольно остро.
Нами было проведено эмпирическое исследование, в результате которого удалось выявить основные барьеры, препятствующие получению высшего профессионального образования людьми с инвалидностью, а также возможности смягчения указанных барьеров.
Этап сбора эмпирических данных был реализован в ноябре 2020 года. В рамках этого этапа был проведен анкетный опрос 39 обучающихся с инвалидностью, 174 студентов без инвалидности, обучающихся в инклюзивных группах, 86 преподавателей, проводящих занятия со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Также на этом этапе исследования были проведены глубинные интервью с проректором по воспитательной и социальной работе ПетрГУ, директором молодежного иннопарка, заместителем проректора по воспитательной и социальной работе, и.о. председателя Первичной профсоюзной организации обучающихся ПетрГУ, начальником сектора социальной работы Центра воспитательной и социальной работы, директором Центра адаптивной физической культуры ПетрГУ, активистом Объединенного совета обучающихся.
В результате исследования мнений респондентов можно выделить следующие барьеры получения высшего профессионального образования людьми с ОВЗ и инвалидностью:
— Инфраструктурный барьер (наличие зданий учебных корпусов, общежитий и социальных объектов ВУЗа, характеризующихся отсутствием возможности свободного перемещения и комфортного пребывания в них для студентов с заболеваниями всех нозологий);
— Материально-технический барьер (недостаточность технических средств для комфортного обучения студентов с инвалидностью различных нозологий);
— Методический барьер (слабая методическая поддержка организации обучения студентов с инвалидностью, недостаточность навыков обучения студентов с инвалидностью, использования специальных средств образования у преподавателей);
— Социально-психологический барьер (неготовность преподавателей, обучающихся без нарушений здоровья и обучающихся с инвалидностью к взаимодействию и сотрудничеству).
Наличие указанных барьеров и необходимость их преодоления создает социальное и психологическое напряжение среди студентов с инвалидностью, что может снижать позитивный социальный эффект, а также препятствовать поступлению в ВУЗ выпускников с инвалидностью из средних образовательных учреждений.
В ходе исследования мы попросили респондентов дать свои предложения по минимизации указанных барьеров. Их также можно разделить на смысловые блоки.
- Развитие инфраструктуры. Большинство предложений касалось оборудования входных групп пандусами и перилами, установки подъемников, специального оборудования аудиторий, а также туалетов в учебных корпусах и общежитиях. К рекомендациям в этом блоке также можно отнести закупку специализированной мебели, мультимедийного оборудования и оргтехники для реализации учебных потребностей студентов с заболеваниями различных нозологий, установку кнопок вызова помощи и табличек шрифтом Брайля, а также возможность использования специализированного транспорта.
- Организация образовательного процесса. К этому блоку можно отнести рекомендации создания и практического применения индивидуальных образовательных программ, дистанционных курсов, более практико-ориентированное обучение и гарантии трудоустройства студентов с инвалидностью, организацию повышения квалификации професорско-преподавательского состава по особенностям взаимодействия и образовательным потребностям студентов с различными группами заболеваний, вовлечение обучающихся с инвалидностью в научную и проектную деятельность. Применение указанных рекомендаций может смягчить материально-технический и методический барьеры.
- Адаптационный блок. Здесь можно выделить такие рекомендации как введение адаптеров для студентов с инвалидностью, которые прошли бы специальное обучение по особенностям взаимодействия со студентами с инвалидностью и могли бы снизить стресс в период адаптации и сплотить группу, а также возможность получать образование дистанционно.
- Информационный блок. Многие студенты отмечают важность распространения информации об особенностях взаимодействия с людьми с инвалидностью различных нозологий. Поэтому среди предложений — проведение практикумов, лекций, общественных мероприятий по этой тематике, подготовка студентов и преподавателей к общению и правилам оказания помощи людям с инвалидностью.
Стоит заметить, что если рекомендации, касающиеся инфраструктурных преобразований и организации процесса обучения требуют специальных достаточно серьезных материальных вложений, то рекомендации по смягчению социально-психологического барьера гораздо менее затратны и легко реализуемы на практике.
Так, в ПетрГУ на сегодняшний день можно отметить наличие условий для беспрепятственного доступа людей с инвалидностью в отдельные учебные корпуса и общежития, наличие отдельных специально оборудованных учебных кабинетов, приспособленных объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, питания и охраны здоровья, средств воспитания и обучения. Студенты с инвалидностью имеют доступ электронной информационно-образовательной среде, информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям и электронным ресурсам, приспособленным для инвалидов и лиц с ОВЗ. При необходимости заселения в общежитие особые потребности студента также учитываются.
Литература:
- Конвенция ООН о правах инвалидов: принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года: ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ. — Текст: электронный // Официальный сайт ООН. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения 05.03.2021).
- Красутская О. В. Социальная реабилитация в контексте жизненных траекторий инвалидов // Известия Саратовского университета. — 2018. — Т. 18. –№ 3. — С. 300–305. — (Серия Социология. Политология).
- Образование в цифрах: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг и др. // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 120 с.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ: ред. от 17.02.2021: принят Государственной Думой 21 декабря 2021 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. — Текст: электронный // КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 05.03.2021).
- Федеральный реестр инвалидов: Федеральная государственная информационная система. — Москва. — URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost (дата обращения: 05.03.2021). — Текст: электронный. — Загл. с титул. экрана.