В статье автор пытается дать определение понятию «музыкальное произведения» и рассмотреть его основные признаки.
Ключевые слова: произведение, музыка, авторское право, творчество, музыкальное произведение
Согласно ст. 1259 Гражданского кодекса произведение литературы науки и искусства подлежат охране в качестве объектов авторского права [1]. Однако, в Гражданском кодексе отсутствует определение даже такого базового понятия как «произведение». Такое положение, на наш взгляд, связано с тем, что четкое законодательное определение любого результата творческой деятельности в сфере искусства по сути будут устанавливать некие ограничительные рамки и диктовать, что может являться произведением, а что нет. Такого рода ограничения будут ущемлять авторов произведений и негативно влиять на процесс творчества. Кроме того, общество достаточно активно развивается, появляются все новые способы творческого самовыражения и их результаты, законодатель просто объективно не может предусмотреть все «сценарии» такого развития в нормативно-правовых актах. В связи с этим для исследования данного вопроса считаем нужным обратиться к доктрине.
Д. Н. Ушаков понимал под музыкой «искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически-организованных звуков и тонов» [2]. По мнению Ю. В. Келдыша же музыка — это «вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из звуков определённой высоты (тонов)» [3, с. 470]. По нашему мнению, именно определение Ю. В. Келдыша наиболее точно раскрывает понятие музыки.
Под понятием произведения ученые также толкуют по-разному. Так, С. А. Чернышева под произведением понимает совокупность элементов, воплощённых через форму и содержание в самостоятельном, чуждом, новом, подражательности результате творческой деятельности [4, с. 21]. Э. П. Гаврилов же понимает «результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме» [5, с. 44]. Однако наиболее полное и развернутое определение произведению, по нашему мнению, дал В. И. Серебровский. Произведение — это совокупность образов, мыслей, которые получили в результате творческой деятельности автора, выражение в доступной для восприятия человеком конкретной форме, допускающие возможность воспроизведения [6, с. 32].
Несмотря на отсутствие определения произведения в авторском праве, законодатель все же закрепил его основные признаки, которые по факту являются условиями его охраноспособности.
Первый признак — произведение должно являться результатом творческой деятельности.
В Гражданском кодексе и не содержится определения творчества, однако законодатель все же попытался дать определение данному явлению в ст. 3 Закона Российской Федерации об основах законодательства Российской Федерации о культуре. В соответствии с вышеуказанным актом творчество — это деятельность, которая направлена на создание культурных ценностей и их интерпретация. Под культурной ценностью же понимается в том числе произведения культуры и искусства [7]. На наш взгляд данное определение является слишком широким, и под творчеством следует понимать интеллектуальную деятельность человека в области литературы, искусства и науки, которая направлена на создание нового оригинального результата.
Следует также отметить, что в соответствии с Гражданским кодексом в российской федерации не существует презумпции оригинальности произведения, претендующего на правовую охрану. Однако, Верховный суд в своем постановлении № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» указал в п. 80, что «пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом» и также отметил, что отсутствие уникальности такого результата не может свидетельствовать о том, что он создан не творческим трудом и не является объектом авторского права [8]. С одной стороны, данное положение, возможно, может быть более справедливым по отношению к авторам, однако оно отменяет суть творческой деятельности — оригинальность (новизну) результата. Поскольку процесс создания чего-либо также может быть творческим и оригинальным, но результат в конечном итоге может и не носить такой характер, то есть творческая деятельность наличествует, но отсутствует сам охраняемый авторским правом ее результат.
Вторым важным признаком произведения является его выражение в объективной форме. Поэтому, если музыкальное произведение запечатлено в сознании автора даже в оконченном виде, то оно все равно не будет охраняться авторским правом.
Наиболее традиционным способом выражения музыкального произведения нотная запись. Однако в настоящее время с помощью видео-уроков почти любой желающий может получить минимальные навыки игры на музыкальном инструменте или вокалу и без знания нотной грамоты.
Еще одной объективной форма выражения произведения — устная, однако законодатель установил главное условие — публичность. При этом под публичностью ст. 1270 Гражданского кодекса понимается представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств, в месте, открытом для посещения, или, где присутствует значительное число лица, которые не принадлежат к обычному кругу семьи [1]. Из чего следует, что произведение, которое исполняется автором в домашнем кругу или в одиночестве, не будет считаться выраженным в объективной форме, поскольку в случае возникновения споров будет почти невозможно доказать права на музыкальное произведение ввиду заинтересованности.
Способом фиксации устной формы может также являться звуко- или видеозапись. При этом не имеет значения качество этой записи. Главным условием тут будет выступать возможность идентифицировать зафиксированный набор звуков.
Некоторые специалисты в области авторского права также справедливо выделяют в качестве еще одной формы выражения произведения цифровую форму. Она обязана своим появлением техническому прогрессу, в результате которого расширились границы в области звукозаписи и получили развитие специальные компьютерные программы. В данном случае, объективной формой выражения музыкального произведения является непосредственно электронный файл любого формата, который содержится в памяти компьютера или другой техники. Однако, следует отметить, что пока цифровая форма никак не отражена в законодательстве, но в настоящее время она является одной из наиболее распространенных.
Таким образом, на основании вышеизложенного, под музыкальным произведением следует понимать совокупность мыслей, образов, получившие в результате творческой деятельности выражение в форме организованных по высоте и во времени звуковых последований, допускающие возможность воспроизведения.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Российская газета. 2006.
- Толковый словарь Ушакова Д. Н.// (Электронный ресурс) https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=30927.
- Келдыш Ю. В. Музыкальная энциклопедия. Том 3. — М.: Курсив. — 1996.
- Чернышева С.А Авторское право России: основные положения: Учеб. пособие / Ин–т государства и права РАН, Акад. правовой ун–т. — М. — 2001
- Гаврилов Э. П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. — М.: Экзамен. — 2005
- Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. — М.: Издательство Академии наук СССР.
- Закон Российской Федерации Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612–1) // Российская газета. 1992
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 23.04.2019 О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Российская газета. 2019