Научная статья посвящена исследовательскому обзору методов и инструментов, направленных на управление затратами в логистике российских предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что расходы на логистическую деятельность бизнеса в России занимают долю до 20 %, когда в странах Европы и США до 10 %. В рамках статьи проанализировано развитие логистики в России. Описана характеристика основных проблем в управлении логистической деятельностью российских предприятий. Выделен ряд факторов, который приводит к росту затрат в логистике. Предложен список мероприятий, направленных на оптимизацию логистических расходов предприятий России.
Ключевые слова: управление затратами, оптимизации затрат, логистика, транспортная логистика, управление логистикой, затраты на логистику.
The scientific article is devoted to a research review of methods and tools aimed at managing costs in the logistics of Russian enterprises. The relevance of the study is due to the fact that the costs of logistics activities of business in Russia account for up to 20 %, while in Europe and the United States up to 10 %. The article analyzes the development of logistics in Russia. The characteristics of the main problems in the management of the logistics activities of Russian enterprises are described. A number of factors are highlighted, which leads to an increase in costs in logistics. A list of measures aimed at optimizing the logistics costs of Russian enterprises is proposed.
Keywords: cost management; cost optimization; logistics; transport logistics; logistics management; logistics costs.
На сегодняшний день логистическая деятельность предприятий российской экономики обеспечивает эффективность функционирования всех процессов операционного цикла, начиная от снабжения производства и производственной деятельности, заканчивая реализацией готовой продукции через торговые сети.
Организация и контроль за системой транспортно-логистических процессов позволяет предприятию:
— обеспечивать высокий уровень ликвидности и рентабельности;
— поддерживать необходимую скорость снабжения сырьем производственных объектов;
— способствовать переработки сырья и реализации продукции.
Значение практической роли транспортно-логистической системы отражается по динамике объема рынка логистики в экономике России, что изображено на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика рынка логистики в России за период 2015–2019 гг., в трлн рублей [1]
В периоде с 2015 по 2019 года динамика рынка логистических услуг в экономике России демонстрирует устойчивый рост. Масштабы логистики выросли с 2,325 трлн рублей до 3,594 трлн рублей.
Однако несмотря на такие положительные тенденции динамики рынка транспортно-логистических услуг, в современной практике российских предприятий наблюдается следующая главная проблема, как высокая доля расходов на логистику (см. рисунок 2).
Рисунок 2 — Затраты на логистику в общей структуре расходов предприятий, в % [2]
Стоит обратить внимание, что у малых и средних предприятий российской экономики доля расходов на логистику составляет до 20 %, когда у крупного бизнеса — до 15 %. Однако, это все равно в 2 раза выше, чем в странах США и Еврозоны, где доля логистических затрат в общей структуре финансовых расходов составляет от 7 % до 11 %.
Исходя из такого сравнительного анализа затрат на логистику российских и зарубежных предприятий, можно заключить следующее: что для современных отечественных организаций важным является проведение мероприятий по оптимизации логистических затрат.
Однако стоит сперва отметить то, что причинами формирования такой проблемы выступают следующие характерные черты российской логистики, как [3]:
— низкий уровень профессионализма кадров логистического менеджмента;
— частое дублирование логистических функций внутри организации;
— неоптимальное формирование структуры логистических цепочек транспортировки товарно-материальных ценностей предприятия;
— использование устаревших технологий и оборудования, а также высокий износ транспортных средств.
Для того, чтобы провести эффективную процедуру оптимизации затрат в логистике предприятий России, важно применение следующих инструментов и механизмов, как [4]:
- Использование оптимальных норм расходов смазочно-горючего материала для каждого по отдельности автомобиля с учетом всех факторов, которые влияют на характеристику его эксплуатации.
- Автоматизация системы управления маршрутами для оптимизации системы загрузки транспортных средств, что повысит коэффициент эффективности их использования.
- Снижение затрат на обслуживание и ремонт транспортного парка без потери качества проведенных работ (например, при подключении к деятельности партнеров, занимающихся ремонтными работами транспорта, то есть передача данной функции на аутсорсинг).
- Автоматизация механизмов погрузки и выгрузки товаров на транспорт, что снижает количество времени его простоя без работы.
- Повышение уровня производительности труда работников предприятия, путем проведения профессионального обучения, переподготовки или повышения квалификации.
- Реорганизация системы материальной мотивации рабочего персонала. Включение оплаты труда, которая зависит от достижение ключевых показателей эффективности. При этом, главным индикатором оценки эффективности трудовой деятельности будет соблюдение норм бережливости и компетентного использования материальных ценностей фирмы.
- Применение технологий интеллектуализации транспортно-логистических процессов. Их ключевым преимуществом является повышение скорости решения задач, автоматизация бизнес-процессов, повышение производительности труда персонала и обеспечение роста качества предоставления транспортно-логистических услуг.
Таким образом, в заключении научной работы, можно подытожить следующее, что для российских предприятий крайне важной задачей при управлении конкурентоспособности и устойчивым развитием выступает принятие мероприятий по оптимизации логистических расходов, доля которых составляет до 20 % от всей структуры затрат бизнеса.
Литература:
- Объем рынка транспортно-логистических услуг в денежном выражении за последние годы увеличился. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/11675/ (дата обращения: 13.05.2021).
- Карамин В. М. Проблемы транспортной логистики в России // Экономические науки. — 2016. — № 57–3.
- Чумакова Н. И., Капчегашева И. В. Проблемы логистики на предприятиях и пути их решения // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. — 2016. — № 3. — С. 154–157.
- Егорова Д. С. Теоретические основы управления затратами на техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) на автотранспортном предприятии // Молодой ученый. 2017. № 10 (144). С. 224–226.
- Евсеева А. А., Кобиашвили Е. И. Анализ современных подходов к повышению экономической эффективности работы автотранспортных предприятий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — Т. 20. — С. 3476–3480.