Ключевые слова: дидактико-методическая компетентность педагогов, экологическое образование дошкольников, детская психология, дошкольная педагогика, дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов.
В пункте 3.4.2 Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») говорится о том, педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей [1].
Исследуя Профессиональный стандарт педагога (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»), мы можем заметить, что согласно пункту 3.2.1 педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования должна быть реализована в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений [2].
Повышение компетентности и профессионализма педагога ДОО — одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. Достичь этого можно путем создания в ДОО методической службы, цель которой — эффективное и планомерное использование сил, средств и человеческих ресурсов для формирования такой образовательной среды, где будет реализован творческий потенциал каждого отдельного педагога и всего педагогического коллектива в целом [3].
Так что же такое «профессиональная компетентность» педагогов ДОО и какую роль в ее повышении играют интерактивные технологии? Ответим на эти вопросы.
Н. Н. Нечаев определяет компетентность, как доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченной цели [4].
Профессиональная компетентность педагога дошкольной организации на современном этапе представляет собой совокупность общечеловеческих и профессиональных установок, которые позволяют как эффективно управлять образовательным процессом, так и успешно справляться с трудностями, возникающими в процессе решения задач профессиональной деятельности [5].
Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения представляет собой целый комплекс компетенций: методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, презентационную, ИКТ — компетентность, эмоциональную компетентность [5].
В нашей работе мы выделили несколько компетентностей — нормативно-правовую, дидактико-методическую, управленческую, раскрыли их определение, диагностировали уровень сформированности этих компетентностей у педагогов ДОО и составили модель управленческой деятельности, включающую в себя интерактивные технологии и направленную на повышение выделенных нами компетентностей.
В рамках изучения сформированности дидактико-методической компетентности педагогов ДОО, мы выбрали такие направления компетентности, как изучение знаний педагогов о детской психологии и дошкольной педагогики и об экологическом образовании дошкольников.
Базой для исследования мы выбрали МКОУ «Новоаннинский детский сад № 5» Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.
Проводить исследование здесь мы решили не случайно, так как это сад с экологической направленностью и работает над проблемой «Экологизация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении» (сад имеет статус РИП, реализует проект 2018–2023гг.).
Далее мы хотим раскрыть содержание нашей работы, направленное на изучение дидактико-методической компетентности педагогов ДОО, диагностирование уровня сформированности этой компетентности у воспитателей и дальнейшую работу, направленную на повышение данной компетентности.
Анализируя психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, мы определили, что Т. Б. Руденко считает, что дидактико-методическая компетентность педагога — это система знаний, умений, навыков и оптимальных сочетаний методов планирования, организации и управления учебно-воспитательным процессом [6].
Л. М. Перминова говорит о том, что дидактико-методическая компетентность включает в себя совокупность знаний:
— нравственное знание — знание о личностных ценностях, критериях оценок, правилах взаимоотношений во время обучения;
— специальное знание — знание сущности процесса обучения, нормативных документов, регламентирующих содержание образования, о содержании образования, путях достижения образовательных результатов, а также о развивающей и коррекционной работе с детьми в процессе обучения;
— технологическое знание — знание особенностей организации процесса обучения, его процессуальных основ [7].
Обобщая вышесказанное, мы можем сказать о том, что дидактико-методическая компетентность педагогов ДОО включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для грамотного и эффективного выстраивания своей работы.
Говоря об интерактивных технологиях, как средстве повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО, мы раскрыли содержание данного понятия и выделили некоторые формы, которые многие исследователи отмечают, как наиболее эффективными в работе с педагогами.
Так, по мнению В. В. Гузеева, интерактивные технологии — это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой [8].
По мнению А. П. Панфиловой, к интерактивным технологиям относятся обучающие и развивающие личность игровые технологии, которые построены на целенаправленной специально организованной групповой и межгрупповой деятельности, включающей в себя «обратную связь» между всеми ее участниками. Обратная связь необходима для достижения лучшего взаимопонимания между участниками деятельности и коррекции учебного и развивающего процесса [9].
В. Н. Кругликов относит к интерактивным технологиям обучения деловые и дидактические игры, тренинги, кейсы, дискуссии и семинары, «мозговой штурм» и другие. Перечисленные методы могут как входить в состав друг друга, включать в себя другие, более мелкие методы, так и быть обособленными [10].
В диагностическую методику, направленную на выявление уровня сформированности дидактико-методической компетентности педагогов вошел опросник, содержащий вопросы дошкольной педагогики и детской психологии, разработанный нами на основе работ А. Г. Гогоберидзе, Н. В. Микляевой, Г. А. Урунтаевой и других и инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой [11, 12].
Вторая часть диагностической методики была направлена на выявление дидактико-методической компетентности педагогов с точки зрения экологического образования и включала в себя опросник, созданный на основе работ Н. А. Рыжовой [13].
Проводя анализ результатов диагностики дидактико-методической компетентности педагогов, а именно их знаний о дошкольной педагогике и детской психологии, мы получили следующие данные.
Таблица 1
Уровень сформированности дидактико-методической компетентности педагогов ДОО (знания в области детской психологии и дошкольной педагогики) на констатирующем этапе
Уровень |
Количество педагогов |
|
Абс. |
% |
|
Базовый |
0 |
0 |
Достаточный |
9 |
41 |
Высокий |
13 |
59 |
Мы можем сказать, что результаты педагогов по данному направлению достаточно высоки, что говорит о хорошей подготовленности педагогов и их профессиональной компетентности в данном вопросе. Однако, мы отметили некоторые вопросы, которые вызвали затруднения у педагогов и на их основе составили мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов.
Далее мы проанализировали ответы педагогов на опросник, направленный на выявление у них знаний об экологическом образовании дошкольников, и получили следующие данные.
Таблица 2
Уровень сформированности дидактико-методической компетентности педагогов ДОО (в области экологического образования дошкольников) на констатирующем этапе
Уровень |
Количество педагогов |
|
Абс. |
% |
|
Базовый |
22 |
100 |
Достаточный |
0 |
0 |
Высокий |
0 |
0 |
Таким образом, мы можем судить о том, что 100 % педагогов (22 педагога) на начальном этапе нашего исследования имеют базовый уровень сформированности знаний в области экологического образования дошкольников.
Кроме того, следует выделить вопросы, которые вызвали наибольшие затруднения у педагогов. Так, вопрос, предполагающий выбор принципа отбора содержания информации, который не соответствовал перечисленным выражениям, оказался сложным для всех педагогов (22 педагога — 100 %), 18 педагогов (81 %) частично справились с выбором экосистемы из предложенных понятий, 15 педагогов (68 %) не справились с отнесением выражений к стереотипам, выделенным Н. А. Рыжовой.
Тщательный анализ ответов педагогов также показал, что в области знаний о конкретных животных и их жизни педагоги недостаточно эрудированны (63 % — 14 педагогов не справились с этим заданием). С остальными вопросами педагоги справились значительно лучше и затруднения носят единичный характер.
Таким образом, по результатам исследования сформированности дидактико-методической компетентности педагогов можно судить о том, что, если в области знаний детской психологии и дошкольной педагогики, педагоги показали хорошие результаты, то наибольшие затруднения у педагогов представляют знания об экологическом образовании дошкольников, в связи с чем, нам необходимо выстроить систему мероприятий, направленную на устранение данных затруднений и повышение уровня сформированности дидактико-методической компетентности педагогов.
В качестве форм работы с педагогами, направленных на повышение их дидактико-методической компетентности, мы использовали квест «Экологическое образование дошкольников», интерактивную игру «Алфавит», предложенную С. С. Кашлевым и направленную на улучшение знаний педагогов по вопросам экологического образования дошкольников, семинар-практикум «Анализ педагогических ситуаций» и кейс-метод «Реши сам», куда вошли проблемные ситуации, составленные нами, а также взятые из работ Л. Л. Тимофеевой и О. В. Бережновой, Н. В. Микляевой [14, 15, 16].
Контрольный этап позволил подвести итоги апробации модели повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО, включающей в себя интерактивные технологии, и выявить эффективность проведенной работы.
Мы сравнили результаты, полученные в ходе проведения констатирующего эксперимента и контрольного, проанализировали их, а также определили, появилась ли динамика повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО. Повторная диагностика проводилась по тем же диагностическим материалам, что и первичная.
Таблица 3
Уровень сформированности дидактико-методической компетентности педагогов ДОО (знания в области детской психологии и дошкольной педагогики) на контрольном этапе
Уровень |
Количество педагогов |
|
Абс. |
% |
|
Базовый |
0 |
0 |
Достаточный |
3 |
14 |
Высокий |
19 |
86 |
Сравнив и проанализировав данные, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, мы можем сказать, что общий уровень дидактико-методической компетентности педагогов значительно повысился. Так, высокий уровень знаний в области детской психологии и дошкольной педагогики мы выявили у 13 педагогов (59 %) на констатирующем этапе и у 19 педагогов (86 %) на контрольном этапе. Все это говорит о высокой эффективности работы, проводимой с педагогами на формирующем этапе.
Таблица 4
Уровень сформированности дидактико-методической компетентности педагогов ДОО (в области экологического образования дошкольников) на контрольном этапе
Уровни |
Количество педагогов |
|
Абс. |
% |
|
Базовый |
5 |
23 |
Достаточный |
11 |
50 |
Высокий |
6 |
27 |
Таким образом, мы можем наблюдать, как изменились знания педагогов. Если на констатирующем этапе эксперимента у всех педагогов (22 педагога — 100 %) мы выявили базовый уровень сформированности знаний об экологическом образовании дошкольников, то на контрольном этапе эти данные значительно изменились. Так, базовый уровень знаний все еще присутствует, но составляет лишь 23 % (5 педагогов), 11 педагогов (50 %) показали достаточный уровень знаний и у 6 педагогов (27 %) мы диагностировали высокий уровень сформированности знаний об экологическом образовании дошкольников.
Таким образом, в ходе контрольного этапа эксперимента была доказана эффективность проведенной нами работы, так как было выявлено, что дидактико-методическая компетентность педагогов повысилась, а значит, интерактивные технологии являются эффективным средством формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО.
Литература:
- ФГОС. — Текст: электронный // https://fgos.ru/: [сайт]. — URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 27.07.2020).
- Профессиональный стандарт Педагог. — Текст: электронный // http://www.consultant.ru/: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (Дата обращения: 27.07.2020).
- Вепрева, И. И. Методическая служба в дошкольном учреждении / И. И. Вепрева. — Текст: непосредственный // Управление ДОУ. — 2010. — № 4. — С. 86–90.
- Нечаев, Н. Н. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста / Н. Н. Нечаев, Г. И. Резницкая. — Текст: непосредственный // Вестник УРАО. — 2002. — № 1. — С. 3–21.
- Корешкова, М. Н. Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования / М. Н. Корешкова, М. А. Рыжевская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 466–469.
- Руденко, Т. Б. Формирование дидактико-методической компетентности будущего учителя начальных классов в современных условиях: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Руденко Татьяна Борисовна; Волгоградский гос. пед. ун-т. — Волгоград, 1999. — 181 c. — Текст: непосредственный.
- Перминова, Л. М. Дидактическая модель обучения: методология, структура / Л. М. Перминова. — Текст: непосредственный // Гуманитарные науки и образование. — 2015. — № 3. — С. 61–68.
- Гузеев, В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий / В. В. Гузеев. — Москва: Сентябрь, 2006. — 191 c. — Текст: непосредственный.
- Панфилова, А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала / А. П. Панфилова. — Санкт-Петербург: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. — 536 c. — Текст: непосредственный.
- Кругликов, В. Н. Интерактивные образовательные технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. — 2-е изд. — Москва: Юрайт, 2017. — 353 c. — Текст: непосредственный.
- Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова. — 2-е изд. — Москва: Юрайти, 2019. — 411 c. — Текст: непосредственный.
- Урунтаева, Г. А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. — Москва: Академия, 2013. — 336 c. — Текст: непосредственный.
- Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. — Текст: электронный // https://dob.1sept.ru/: [сайт]. — URL: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200502310 (дата обращения: 21.08.2020).
- Кашлев, С. С. Интерактивные методы эколого-педагогической деятельности / С. С. Кашлев. — Москва: ГОРИЗОНТ, 2004. — 174 c. — Текст: непосредственный.
- Энциклопедия педагогических ситуаций / Н. В. Микляева, Н. А. Виноградова, И. И. Гоший, Ф. С. Гайнулова. — Москва: Сфера, 2011. — 128 c. — Текст: непосредственный.
- Тимофеева, Л. Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 1. Учебно-методическое пособие / Л. Л. Тимофеева, О. В. Бережнова. — Москва: Педагогическое общество России, 2013. — 96 c. — Текст: непосредственный.