В статье автор пытается определить правовую принадлежность, а также юридический статус субъектов деятельности в сфере промышленности Российской Федерации.
Ключевые слова: промышленные предприятия, правовой статус, Закон о промышленной политике, отрасль промышленности, вид экономической деятельности.
Основным законом, регулирующим деятельность в сфере промышленности на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Закон). В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона, совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, в рамках одной или нескольких классификационных группировок одного или нескольких видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, определяется как отрасль промышленности [1]. Таким образом, любая отрасль объединяется по субъектам, осуществляющим определенную деятельность в промышленном секторе экономики.
Итак, под субъектами деятельности в сфере промышленности законодатели понимают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации деятельность в сфере промышленности [1], т. е. деятельность, определенную на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Однако правомерно ли относить всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, чей основной вид деятельности в соответствии с единым государственным реестром юридических лиц/индивидуальных предпринимателей относится к разделу С «Обрабатывающие производства»?
В соответствии с распоряжением Росстата от 31.12.2014 № 742, основным видом экономической деятельности является тот, который создает наибольшую часть валовой добавленной стоимости [2]. Фактически же не представляется возможным получить достоверные данные о добавленной стоимости отдельно по каждому виду деятельности. Налоговым кодексом РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов контролировать правильность указания налогоплательщиками кодов по ОКВЭД (письмо ФНС России 30.05.2018 № ЕД-4–15/10392@) [3]. Таким образом, коды видов предпринимательской деятельности определяются организациями самостоятельное и могут не соответствовать фактическому виду деятельности, осуществляемому субъектов.
В то же время, поскольку предоставление ряда налоговых льгот и преференций напрямую зависит от конкретного вида деятельности, налоговый орган вправе проверять соответствие кодов по ОКВЭД, указанным в реестре, фактическому виду деятельности, осуществляемому налогоплательщиком.
Для определения статуса исследуемых субъектов обратимся к позиции научного сообщества. Т. А. Фролова относит к дополнительному критерию, присущему промышленному предприятию, наличие у субъекта в хозяйственном ведении, праве собственности или на оперативном управлении имущества, обеспечивающего материально-технические возможности функционирования предприятия в рамках определённой отрасли промышленности [5, С. 5]. Сухарев О. С. и Стрижакова Е. Н., определяют промышленные предприятия более глобально, относя к ним не только сугубо производственные секторы и виды экономической деятельности, но и включая также ряд инфраструктурных элементов, создающих базу развития промышленности [4, С. 2].
Определение субъекта деятельности в сфере промышленности также указывает на местонахождение указанных субъектов. В целях регулирования отношений посредством норм Федерального закона о промышленной политике юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны осуществлять свою деятельность:
– на территории Российской Федерации;
– на континентальном шельфе Российской Федерации;
– в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Необходимо отметить, что «осуществление деятельности» не тождественно государственной регистрации юридического лица или ИП на территории РФ. Очевидно, что законодатель понимает под субъектами деятельности в сфере промышленности и иностранные юридические лица, чьи представительства осуществляют деятельность на территории государства. Вместе с тем, необходимо понимать, что нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регулирующие государственную поддержку промышленности, устанавливают императивные требования по государственной «прописке» субъекта деятельности в сфере промышленности на территории Российской Федерации или конкретного региона.
Например, участник инфраструктуры государственной поддержки промышленных предприятий — государственное автономное учреждение Астраханской области «Фонд развития промышленности Астраханской области», осуществляющий деятельность по льготному заемному финансированию проектов в соответствии со статьей 11 Законa, определяет в своих внутренних локальных актах (стандартах) субъектов деятельности в сфере промышленности как юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Астраханской области [6]. Таким образом, территориальное предназначение промышленного предприятие имеет значение, в том числе, при получении им тех или иных мер государственного стимулирования деятельности.
Отдельно стоит отметить соотношение понятия «субъект промышленной политики» и «субъект деятельности в сфере промышленности». Закон о промышленной политике в РФ, не смотря на формальный подход к понятийному аппарату, четко разделяет субъект и объект влияния. Так, многочисленные субъекты хозяйственной деятельности, в том числе предприятия, корпорации, отдельные предприниматели как производители товаров и услуг, позиционируются как объекты промышленной политики. Субъектом же промышленной политики является государство, понимаемое как институт.
Литература:
- Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // Система Гарант: [сайт]. — URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 10.05.2021).
- Распоряжение Росстата от 31.12.2014 № 742 «О Методических указаниях по определению основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) для формирования сводной официальной статистической информации» // Система Гарант: [сайт]. — URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 10.05.2021).
- Письмо ФНС России 30.05.2018 № ЕД-4–15/10392@ «О предоставлении информации» // Система Гарант: [сайт]. — URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 10.05.2021).
- Сухарев, О. С. Индустриальная политика и развитие промышленных систем / О. С. Сухарев, Е. Н. Стрижакова. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — № 15. — С. 2–21.
- Фролова, Т. А. Экономика предприятий. Конспект лекций / Т. А. Фролова. — Таганрог: ТТИ ФЮУ, 2012.
- Официальный сайт ГАУ АО «Фонд развития промышленности Астраханской области»: [сайт]. — URL: http://frp30.ru/loans/regional-development-projects/ (дата обращения: 11.05.2021)