Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по использованию ролевых игр при изучении различных тем.
Ключевые слова : игровые технологии, коммуникативная компетенция, образовательный инструмент, ролевая игра, навыки сотрудничества и взаимодействия.
В настоящее время образование нацелено на формирование личности, готовой к самостоятельному решению жизненно важных задач. Учащийся должен усвоить ряд ключевых компетенций, таких как способность к исследованию, самореализации, критике и осмыслению собственного продукта деятельности, эффективной коммуникации. Применение игровой деятельности на уроках английского языка является актуальным и эффективным способом обучения. Игровые технологии становятся все более востребованными. Учитель разрабатывает формы подачи материала, выявляет соревновательный компонент. Игра является упражнением по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные, конкурентные условия деятельности ребенка, позволяя ему наиболее полно раскрыть свой потенциал. Кроме того, применение игровых технологий предполагает высокую заинтересованность школьников в процессе обучения, повышает их мотивацию. Задачей игровой деятельности, осуществляемой педагогом, является развитие коммуникативных компетенций у школьников.
Игра — это вид деятельности, в котором учащийся может проявить себя; учитель имеет возможность активно взаимодействовать с учеником. развивать у школьников навыки сотрудничества, организовывать эффективно межличностное взаимодействие в процессе учебной игры. Игры на английском языке на уроке могут быть разминкой, во время игры ученики могут весело проводить время и отдыхать от изучения монотонных тем. Для этих задач подойдут сотни разнообразные игр. Учитель имеет возможность научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности. С помощью игры легче создать естественную ситуацию для употребления различного языкового материала. Игра мотивирует речевую деятельность школьников, они вынуждены говорить, общаться с целью выяснить что-либо, задать вопрос, прояснить ситуацию. Учитель помогает детям в организации контакта, взаимодействия. Учащимся приходится преодолевать барьер в общении, педагог добивается овладения различными элементами коммуникации. Различные памятки показывают, как начать беседу, поддержать ее, согласиться или выразить несогласие с чужим мнением. Участники игры вынуждены слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. В ходе игры возникает активное взаимодействие между участниками.
Именно игра вовлекает учащихся в занимательное интерактивное действие. Значение игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе достаточно большое, поэтому для учителя очень важна организация и проведение игр. Для педагога необходимо вовлечь учащихся в процесс обучения через использование игры на уроке как эффективного образовательного инструмента. При проведении игры важно помнить о режиссуре, эстетике, соревновательности и рефлексии. Игровая деятельность отличается от деятельности обычной, от деятельности реальной.
Совместная игровая деятельность в образовательном процессе всегда связана с решением определенной обучающей или развивающей цели. Игра включает ряд обязательных элементов, таких как единая цель, общность мотивов, побуждающая обучающихся к совместной деятельности, ограниченное пространство и время, правила проведения игры. Все это определяет совместную деятельность учеников.
Ролевая игра выступает как активная форма оптимизации взаимодействия учащихся. Школьники распределяют игровые роли, где каждый принимает свой образ в игровой ситуации. Учитель или участники игры задают игровые правила, определяющие возможные действия учащихся. Сюжет игры задается через описание игровой ситуации и ее изменений в процессе игры. Все участники игрового взаимодействия имеют возможность сделать свою роль индивидуальной.
Для повышения эффективности взаимодействия учитель может использовать коммуникативные игры, где создаются условия для активного общения и группового решения задач. Педагог через игровую ситуацию целенаправленно развивает навыки сотрудничества при взаимодействии в игре. Ситуация ролевого общения должна быть динамичной, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач, должна моделировать реальный процесс общения. Ролевые игры применяются, например, в 6 классах при обучении по УМК «Английский в фокусе», под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули.
Ролевые игры на уроке английского языка в 6 классе
Тема |
класс |
ролевая игра |
Межличностные отношения в семье, со сверстниками |
6 |
«Записываемся в библиотеку» «Приглашение на день рождения» «Моя новая квартира» «Разговор по телефону» «Работаю гидом» «Разговор на улице» |
Досуг и увлечения |
6 |
«На празднике» «Выступление на конференции» «Выбираю цветы» |
Виды отдыха |
6 |
«Провожу опрос» «Настольные игры» «Покупаем подарок на день рождения» «Делаем театральную куклу» «Мой супергерой» «В бюро находок» «Правила проживания в общественных местах» «Строим планы на день» «Идем в зоопарк» |
Здоровый образ жизни |
6 |
«В кафе» «Готовим рекламу» «Заказ столика в ресторане» «Разговор о погоде» |
Использование данных ролевых игр способствует вовлечению всех обучающихся в процесс обучения, повышению интереса к предмету, осознанному освоению иностранного языка, помогает учителю оптимально организовать учебную деятельность на уроке. Учащиеся овладевают элементами общения, начинают активно взаимодействовать друг с другом.
Игра позволяет в полной мере осуществлять формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Литература:
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: АРКТИ, 2003.
- Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991.
- Колесникова О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. ИЯ-ИЯШ 1989 г. № 4
- Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. — М.: Высшая школа, 2007.
- Мильруд Р. П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка. ИЯ-ИЯШ 1991 г. № 6
- Олейник Ю. П. Игрофикация в образовании: к вопросу об определении понятия // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3.
- Панфилова А. П. Игровая образовательная деятельность как условие развития навыков сотрудничества // Интерактивная наука. 2016. — № 6.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends