Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 17.05.2021

Статья просмотрена: 323 раза

Библиографическое описание:

Борисова, И. Д. Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке / И. Д. Борисова, Т. С. Чернышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81134/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по использованию ролевых игр при изучении различных тем.

Ключевые слова : игровые технологии, коммуникативная компетенция, образовательный инструмент, ролевая игра, навыки сотрудничества и взаимодействия.

В настоящее время образование нацелено на формирование личности, готовой к самостоятельному решению жизненно важных задач. Учащийся должен усвоить ряд ключевых компетенций, таких как способность к исследованию, самореализации, критике и осмыслению собственного продукта деятельности, эффективной коммуникации. Применение игровой деятельности на уроках английского языка является актуальным и эффективным способом обучения. Игровые технологии становятся все более востребованными. Учитель разрабатывает формы подачи материала, выявляет соревновательный компонент. Игра является упражнением по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные, конкурентные условия деятельности ребенка, позволяя ему наиболее полно раскрыть свой потенциал. Кроме того, применение игровых технологий предполагает высокую заинтересованность школьников в процессе обучения, повышает их мотивацию. Задачей игровой деятельности, осуществляемой педагогом, является развитие коммуникативных компетенций у школьников.

Игра — это вид деятельности, в котором учащийся может проявить себя; учитель имеет возможность активно взаимодействовать с учеником. развивать у школьников навыки сотрудничества, организовывать эффективно межличностное взаимодействие в процессе учебной игры. Игры на английском языке на уроке могут быть разминкой, во время игры ученики могут весело проводить время и отдыхать от изучения монотонных тем. Для этих задач подойдут сотни разнообразные игр. Учитель имеет возможность научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности. С помощью игры легче создать естественную ситуацию для употребления различного языкового материала. Игра мотивирует речевую деятельность школьников, они вынуждены говорить, общаться с целью выяснить что-либо, задать вопрос, прояснить ситуацию. Учитель помогает детям в организации контакта, взаимодействия. Учащимся приходится преодолевать барьер в общении, педагог добивается овладения различными элементами коммуникации. Различные памятки показывают, как начать беседу, поддержать ее, согласиться или выразить несогласие с чужим мнением. Участники игры вынуждены слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. В ходе игры возникает активное взаимодействие между участниками.

Именно игра вовлекает учащихся в занимательное интерактивное действие. Значение игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе достаточно большое, поэтому для учителя очень важна организация и проведение игр. Для педагога необходимо вовлечь учащихся в процесс обучения через использование игры на уроке как эффективного образовательного инструмента. При проведении игры важно помнить о режиссуре, эстетике, соревновательности и рефлексии. Игровая деятельность отличается от деятельности обычной, от деятельности реальной.

Совместная игровая деятельность в образовательном процессе всегда связана с решением определенной обучающей или развивающей цели. Игра включает ряд обязательных элементов, таких как единая цель, общность мотивов, побуждающая обучающихся к совместной деятельности, ограниченное пространство и время, правила проведения игры. Все это определяет совместную деятельность учеников.

Ролевая игра выступает как активная форма оптимизации взаимодействия учащихся. Школьники распределяют игровые роли, где каждый принимает свой образ в игровой ситуации. Учитель или участники игры задают игровые правила, определяющие возможные действия учащихся. Сюжет игры задается через описание игровой ситуации и ее изменений в процессе игры. Все участники игрового взаимодействия имеют возможность сделать свою роль индивидуальной.

Для повышения эффективности взаимодействия учитель может использовать коммуникативные игры, где создаются условия для активного общения и группового решения задач. Педагог через игровую ситуацию целенаправленно развивает навыки сотрудничества при взаимодействии в игре. Ситуация ролевого общения должна быть динамичной, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач, должна моделировать реальный процесс общения. Ролевые игры применяются, например, в 6 классах при обучении по УМК «Английский в фокусе», под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули.

Ролевые игры на уроке английского языка в 6 классе

Тема

класс

ролевая игра

Межличностные отношения в семье, со сверстниками

6

«Записываемся в библиотеку»

«Приглашение на день рождения»

«Моя новая квартира»

«Разговор по телефону»

«Работаю гидом»

«Разговор на улице»

Досуг и увлечения

6

«На празднике»

«Выступление на конференции»

«Выбираю цветы»

Виды отдыха

6

«Провожу опрос»

«Настольные игры»

«Покупаем подарок на день рождения»

«Делаем театральную куклу»

«Мой супергерой»

«В бюро находок»

«Правила проживания в общественных местах»

«Строим планы на день»

«Идем в зоопарк»

Здоровый образ жизни

6

«В кафе»

«Готовим рекламу»

«Заказ столика в ресторане»

«Разговор о погоде»

Использование данных ролевых игр способствует вовлечению всех обучающихся в процесс обучения, повышению интереса к предмету, осознанному освоению иностранного языка, помогает учителю оптимально организовать учебную деятельность на уроке. Учащиеся овладевают элементами общения, начинают активно взаимодействовать друг с другом.

Игра позволяет в полной мере осуществлять формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Литература:

  1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: АРКТИ, 2003.
  2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Колесникова О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. ИЯ-ИЯШ 1989 г. № 4
  4. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. — М.: Высшая школа, 2007.
  5. Мильруд Р. П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка. ИЯ-ИЯШ 1991 г. № 6
  6. Олейник Ю. П. Игрофикация в образовании: к вопросу об определении понятия // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3.
  7. Панфилова А. П. Игровая образовательная деятельность как условие развития навыков сотрудничества // Интерактивная наука. 2016. — № 6.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends
Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровая деятельность, английский язык, игровая ситуация, навык сотрудничества, процесс обучения, ролевая игра, учитель, урок, участник игры.


Ключевые слова

Ролевая игра, коммуникативная компетенция, игровые технологии, образовательный инструмент, навыки сотрудничества и взаимодействия

Похожие статьи

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Применение различных технологий работы с информацией на занятиях объединения дополнительного образования общеинтеллектуальной направленности

В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетентностей учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в обла...

Интеллектуальная игра как способ развития базовых компетенций учащихся

В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетенций учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в области ...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Игровые технологии в обучении (на примере преподавания иностранного языка)

В статье рассматриваются преимущества использования игровых технологий в процессе обучения иностранному языку. С точки зрения эффективности проводится анализ алгоритма использования технологии на различных этапах обучения, выделяется структура игрово...

Применение игровых технологий в преподавании химии: виды химических игр и методические рекомендации

В данной статье рассматриваются эффективные подходы использования игровых технологий в обучении химии, направленные на повышение интереса учащихся к предмету и упрощение процесса освоения материала. Предложенные методы способствуют активизации учебно...

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Похожие статьи

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Применение различных технологий работы с информацией на занятиях объединения дополнительного образования общеинтеллектуальной направленности

В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетентностей учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в обла...

Интеллектуальная игра как способ развития базовых компетенций учащихся

В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетенций учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в области ...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Игровые технологии в обучении (на примере преподавания иностранного языка)

В статье рассматриваются преимущества использования игровых технологий в процессе обучения иностранному языку. С точки зрения эффективности проводится анализ алгоритма использования технологии на различных этапах обучения, выделяется структура игрово...

Применение игровых технологий в преподавании химии: виды химических игр и методические рекомендации

В данной статье рассматриваются эффективные подходы использования игровых технологий в обучении химии, направленные на повышение интереса учащихся к предмету и упрощение процесса освоения материала. Предложенные методы способствуют активизации учебно...

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Задать вопрос