Настоящая статья описывает происходящие преобразования в печатной журналистике. В виду того, что современное общество всё больше соотносит себя с массовыми коммуникациями, пресса вынуждена подстраиваться под запросы аудитории в плане передачи и распространения информации. В данной работе будет изучен пример «борьбы за читателя» в музыкальной журналистике, на примере журнала «Музыкальная жизнь».
Журналистика — это одна из форм выхода как музыкальной критики, так и музыкального просветительства, популяризации, пропаганды — разных видов ознакомления общества с музыкой. То есть музыкальная журналистика в своей деятельности обращена ко всем — к музыкантам и к не музыкантам. Её основные функции — информировать и оценивать, а через них — просвещать.
А. Серов определял понятие «Музыкальная критика» следующим образом: «У музыкального критика главная цель должна заключаться в том, чтобы всеми доступными ему способами действовать на воспитание музыкального вкуса в публике». [1, с.7]
Следует разделить музыкальную критику и журналистику. Если развести эти явления в сегодняшней художественной деятельности, то можно сказать, что целью музыкальной критики является профессиональная музыка. Целью же музыкальной журналистики становится любой творческий акт, публично представленный, вне зависимости от того, являются ли его авторами профессиональные музыканты, или нет.
Главное отличие западной музыкальной критики от российской, на данный момент состоит в том, что статьи критического жанра — рецензии — выходят именно в многотиражных газетах, которые читает большое количество читателей. Среди них можно назвать, например, «The Times» или «The New York Times» и другие. Таким образом, профессиональная музыкальная критика там неизбежно занимается журналистикой, а рецензируемое «событие» становится достоянием дискуссий широкого круга читателей и остается в памяти большего количества людей. Такие публикации имеют и рекламный эффект.
«С появлением печати многие прежние формы были исключены из жизни и искусства, а многие приобрели странную новую интенсивность», — пишет М. Маклюэн. Подобный пример трансформации наблюдается и с Интернетом. Это, в свою очередь, отражается на музыкальной индустрии. [2, с.28]
Интерактивность — важнейший элемент сетевой коммуникации.
«Диалоговость, интерактивность заложена в саму технологию WWW, что заставляет журналистику не на словах, а на деле отказываться от исключительно однонаправленных способов коммуникации», — считают исследователи в области интернет-журналистики А. А. Калмыков и А. Л. Коханова. [3, с.27]
Сегодняшняя аудитория, которая раньше была воспринимающей стороной, становится активным участником информационного процесса, на который она имеет своё влияние. В данном случае пользователь может не только прочитать тот или иной материал, но оставить под ним свой комментарий или даже рецензию.
Учитывая тот феномен, что социальные сети становятся частью массовой коммуникации, они начинают функционировать наподобие СМК (средств массовой коммуникации), со своим редактором (администратором аккаунта), устанавливающим редакционную политику и регулирующим потоки обратной связи. Исследователи уже называют социальные сети — виртуальным СМК, выделяя совершенно новое явление, основанное, прежде всего на интерактивности.
Этот феномен проникает и непосредственно в музыкальную сферу, изменяя не только процессы в музыкальной индустрии, но и влияя на музыкальную журналистику и критику. Сегодня можно не ходить на концерт, чтобы услышать звучание той или иной композиции, достаточно найти её в интернете и послушать. В этой связи музыкальная критика меняет своё основное направление и становится навигатором по многочисленным направлениям и композициям.
Таким образом, развитие сети Интернет повлияло на музыкально-литературный процесс в целом. Массовое сознание, которое стало частью развития сетевых технологий, диктует свою музыкальную тематику, вмешиваясь в традиционную оценочную критику и формируя эффект «музыкальной моды». В этих условиях функционирует сегодняшняя музыкальная журналистика и критика.
В современном мире музыка становится частью стиля, образа, а иногда и способом социализации. Гипертекстовость — ещё одно важнейшее свойство Интернета и современной художественной реальности. В контексте журналистских материалов гипертекстовость, а конкретно — использование фотографий из социальной сети — решает сразу несколько задач. Редакции не приходится тратить лишние средства на создание иллюстраций к тексту; герой публикации привлекает к своему официальному аккаунту дополнительную аудиторию из числа читателей журнала.
Обратимся к конкретному примеру — журналу «Музыкальная жизнь». Чтобы провести параллель между тем, что было и тем, что стало необходимо взять для ознакомления разные периоды выхода издания. Это позволит увидеть тенденцию изменения повествовательных материалов музыкальной журналистики.
Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь» основан в 1957 году. Это периодическое издание освещает текущие события музыкальной жизни в России и в мире. Здесь поднимаются вопросы, касающиеся музыкального исполнительства, истории музыки, а также фестивалей и конкурсов. Авторами журнала выступают музыкальные журналисты и музыковеды.
Учитывая, что описываемый временной период соотносится с государственной идеологией Советского Союза, то и периодическая печать, какую бы тематику она ни освещала, должна пропагандировать политические взгляды. Поэтому каждый номер «Музыкальной жизни» начинается с небольшой преамбулы вступления, в котором содержится идеологическое отражение государственной политики. «Каждый день 1960 года приносит новые радостные успехи в осуществлении великой программы коммунистического строительства «…» ответственна и роль культурно просветительских организаций и учреждений, призванных активно и умело использовать произведения искусства в пропаганде коммунистической идеологии». [4, с.1]
Тематическими рубриками советского периода издания журнала являются: «музыка на эстраде» — об исполняемых со сцены композиций «лёгкого» жанра, «в концертных залах» — репортажи с концертов, «за рубежом» — новости зарубежной музыкальной культуры, «письма читателей», очерки-воспоминания (например, о прошедших гастролях), «полезные советы», «новости театра», «новые грампластинки», «в несколько строк» — о главных основных новостях, «рассказы» — публицистические материалы о музыке.
Тираж журнала за 1960 год составляет 24 700 экземпляров. Его объём будет продолжать расти вплоть до девяностых годов.
В 1999 году у журнала появляется его электронная версия, где стали дублироваться материалы. Спустя время редакция реализовала электронную подписку. Теперь «Музыкальная жизнь» стала доступной как в периодической бумажной версии, так и в формате PDF. С 2015 года у журнала появилась страница на Facebook. Здесь публикуются выборочные материалы, являющиеся наиболее актуальными по времени, в которое они освящаются. В частности, интервью с музыкантами в честь их юбилея, нового концертного события, обсуждение вёрстки журнала.
Если в советское время публикации в журнале основывались на критической оценке автора, то в современный период больше материалов представлено в формате интервью или репортажа с мероприятия. Стоит так же отметить, что в Советском Союзе статьи о музыке в «Музыкальной жизни» выходили под авторством самих музыкантов. Например, Вано Мурадели, Дмитрий Шостакович, Мстислав Ростропович и другие.
Разница между советским периодом и российским заключается в соотношении стиля публикаций и времени, в которое они печатаются. В СССР писалось больше критических статей о новых постановках, сочинениях, исполнениях. Поскольку культурно-музыкальная жизнь страны была насыщенной. Было из чего выбирать, с чем сравнивать. В современное же время публикации создаются скорее вопреки, чем благодаря. Описываются так же новые премьеры, постановки, но это всё делается под девизом «наконец-то, что-то появилось». Журналистам приходится выбирать из меньшего малое, отчаянно стараясь держать репутацию журнала.
В завершение нашего изучения преобразований музыкальной журналистики зададим вопрос: что мы приобрели, а что потеряли если сравнивать советское и современное время?
Этим же вопросом задался в 2001 году известный драматург Анатолий Гребнев, подводя кинематографический «дебет-кредит»
— полные залы на наших фильмах
— энергию сопротивления, поднимавшую нас
— корпоративную солидарность в защите общих интересов
Экстраполируем эти пункты на музыкальную среду. Что же получим?
— Полные залы на спектаклях и концертах, толпы в дни фестивалей мы, похоже, не потеряли.
— Энергии сопротивления, новых тем и композиций (без запретов) хоть отбавляй.
А на вопрос: «Что приобрели?» Анатолий Гребнев ответил: «Свободу! Много это или мало? Хорошо или плохо? Это решает каждый для себя». [5, с.8]
Несмотря на то, что в современное время музыкальная журналистика ушла от критической оценки и стала развиваться больше в формате репортажей, интервью, анонсов говорить о пагубном влиянии общества на современную культуру всё же не стоит. Сейчас у изданий появилось больше возможностей доносить свой материал до аудитории. Вариантами распространения может быть как Интернет (официальный сайт, социальные сети, электронные экземпляры), так и традиционная подписка или розничная покупка бумажного журнала.
Как отмечалось выше, информационная среда позволяет сделать найти больше визуальных решений и тем самым расширить своё повествование. Под этим подразумевается публикации фотографий и видеозаписей с освещаемых событий. Визуализация присутствует и в журнале. В этом плане работа верстальщика по степени ответственности является равноценной с журналистами, так как необходимо «зацепить» внимание читателя, прежде всего, каким-то графическим решением. Кроме того, немаловажным фактором является сохранность и доступность опубликованного материала. Читатель должен по первому своему запросу получить нужный ответ, который не потеряет своей читабельности (речь идёт о бумажной версии журнала) и им всегда можно будет поделиться с другими (репост через социальные сети).
Поскольку время не стоит на месте, а технологический прогресс всё больше интегрируется в прессу, расширяя её аудиторию и открывая новые возможности для авторской работы, издания стараются подстраиваться под новый формат. Главная же задача здесь у прессы состоит в том, что в погоне за количественными показателями аудитории необходимо не забывать и о качестве передаваемого материала. Так как современное время накладывает открывает не только новые возможности для самореализации, но и создаёт конкуренцию, в которой выигрывает тот, чьи материалы наиболее актуальные, проблемные и интересные для изучения.
Литература:
- А. Серов — «Музыкальная журналистика и критика: учебное пособие» 1856, с.7
- М. Маклюэн — «Понимание медиа» 2003, с. 28
- Калмыков А. А. Коханова А. А. — «Интернет-журналистика теоретические основы» 2018, с. 27
- В. А. Белый — вступительное слово к номеру журнала // «Музыкальная жизнь» 1960, № 1, с. 1
- Я. М. Платек — «Десять лет, которые потрясли мир» // «Музыкальная жизнь» 2001, № 8, с. 10.