В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты программы развития познавательных интересов, апробированной в третьем классе общеобразовательной школы. Показана эффективность проведения видео-уроков, уроков-онлайн-экскурсий, уроков-презентаций, использования онлайн-сервисов Wizer.me и CORE.
Ключевые слова: познавательные интересы, информационно-коммуникационные технологии, дети младшего школьного возраста.
The article deals with the problem of the development of the cognitive interests of primary schoolchildren by means of modern information and communication technologies. The results of the program for the development of cognitive interests, tested in the third grade of a general education school, are presented. The effectiveness of video lessons, online excursion lessons, presentation lessons, and the use of Wizer.me and CORE online services is shown.
Keywords: cognitive interests, information and communication technologies, children of primary school age.
Стремительное развитие цифровых технологий приводит к разнообразию новых средств обучения. Одной из первостепенных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию. Её реализация невозможна без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательных интересов, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого зависят успехи учащихся, их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшей жизни, после завершения школьного обучения.
На этапе начального школьного обучения происходит смена ведущей деятельности ребенка — с игровой деятельности на учебную. Благодаря игровым и дидактическим возможностям компьютера этот процесс можно сделать интересным и безболезненным для учащегося. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует об интенсивности исследований педагогических проблем развития познавательного интереса младших школьников как важного средства активизации обучения: изучалась его роль в формировании общей направленности личности учащегося; определялись условия и факторы, влияющие на его становление и развитие; выявлялись периоды наиболее интенсивного развития этого качества личности; изучалась предметная направленность в осознании познавательного интереса учащимися разных возрастных групп (Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, Л. И. Божович, JI. C. Выготский, В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, JI. B. Занков, В. А. Крутецкий, Н. Д. Левитов, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Н. А. Менчинская, Н. Г. Морозова, Л. С. Рубинштейн, Л. М. Фридман, Г. И. Щукина, С. Г. Якобсон и др.).
Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем. Теории и практике развития познавательного интереса в свете использования информационно-коммуникационных технологий в современной школе посвящены работы Дубниковой Е. А. [2], Соколовой Т. Е. [4], Будунова Г. М. [1], Захаровой Н. И. [3] и др. Развитие познавательных интересов детей младшего школьного возраста средствами современных информационно-коммуникационных технологий остается и на сегодняшний день особенно своевременной и злободневной проблемой.
Имеющаяся практика обучения младших школьников обострила противоречия между:
– пониманием значимости процесса развитии познавательного интереса учащихся и недостаточной разработанностью практических разработок по применению современных информационно-коммуникационных технологий в данном процессе;
– между стремительной информатизацией образования и недостаточной разработанностью форм, методов и приемов применения средств информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников.
Поиск путей разрешения данных противоречий обозначил проблему исследования, проведенного в Ставропольском государственном педагогическом институте: каковы формы, методы, приемы использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе как средства развития познавательного интереса учащихся?
В эксперименте приняли участие учащиеся третьего класса общеобразовательной школы. На констатирующем этапе эксперимента был выявлен преимущественно средний уровень развития познавательного интереса школьников.
Далее была разработана и апробирована программа целенаправленного развития познавательного интересов учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий. Программа включала такие занятия, как видео-урок, урок-путешествие, урок с групповыми формами работы, урок-онлайн-экскурсия и др. Для этого использовались интерактивная доска, музыка, дидактические карточки, иллюстрации, мультимедийные презентации и кроссворды, онлайн-сервисы Wizer.me и CORE.
Например, урок русского языка проходил в форме на онлайн-экскурсии в картинную галерею Русского государственного музея (http://www.nearyou.ru/) для того, чтобы познакомиться с картиной Шишкина «Зима», по которой необходимо было написать сочинение. На официальном сайте музея учащиеся познакомились и с другими его произведениями. Во время написания сочинения школьники обращались к «Онлайн-словарю русских синонимов и сходных по смыслу выражений» (http://www.dict.t-mm.ru/abramov) Н. Абрамова (1915) для того, чтобы выбрать подходящие синонимы (художник — живописец, картина — полотно и др.). На дом было задано составление текста о весне (4–6 предложений), по желанию можно было ознакомиться с произведениями поэтов и писателей и картинами художников на темы, связанные с весной, в интернете.
Урок окружающего мира «Золотое кольцо России» в форме онлайн-экскурсии (https://www.culture.ru/s/zolotoe_koltso/) познакомил учащихся с историей, достопримечательностями, историческими памятниками, интересными местами и культурным наследием каждого города Золотого кольца. Ребята научились ориентироваться на сайте онлайн-экскурсий.
Во время знакомства с новым разделом учебника окружающего мира «Чему учит экономика» ученикам было предложено подготовить проекты про экономику Ставропольского края. Целью данного вида работы было получение информации об экономике и крупных промышленных предприятиях нашего края. Учащимся необходимо было подготовить презентацию и сообщение или доклад для выступления перед классом. При подготовке своих проектов школьники пользовались интернетом для поиска необходимой информации и информативных картинок для презентаций.
На классном часе на тему: «Здоровый образ жизни» мы использовали «Магический квадрат» — интерактивную дидактическую игру в Power Point. Ее цель — развивать творческие способности, познавательные интересы учащихся; расширить их кругозор и научить работать в команде.
Интерактивную игру «Магический квадрат» мы также использовали на уроке математики для закрепления темы «Приемы устных вычислений».
На уроке литературного чтения, посвященном произведению Виктора Драгунского «Он живой и светится», мы слушали аудиозапись этого рассказа, которую читал профессиональный диктор. На этом уроке учащиеся познакомились с онлайн-сервисом Wizer.me, на котором в интерактивном рабочем листе выполнили несколько заданий по пройденному тексту.
В результате сравнения полученных данных диагностики на констатирующем и контрольном этапе эксперимента мы получили следующие заключительные результаты:
– познавательная самостоятельность: учащихся с высоким уровнем стало на 8,6 % больше;
– потребность заниматься познавательной деятельностью: учащихся с высоким уровнем стало на 13 % больше, показатель по среднему уровню не изменился, а учащихся с низким уровнем стало меньше на 13 %.;
– способность учащихся активно побуждать себя к практическим действиям: учащихся с высоким уровнем стало на 8,7 %, со средним уровнем — на 8,6 % больше, учащихся с низким уровнем стало меньше на 17,3 %.
Полученные результаты подтвердили эффективность программы развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий.
Литература:
- Будунов Г. М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и «против». — М.: Аркти, 2006. — 192 с.
- Дубникова Е. А. Активизация познавательной деятельности младших школьников с помощью новых информационных технологий // Вестник Марийского государственного университета. — 2012. — № 9.
- Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс //Начальная школа. — № 1. — 2015.
- Соколова Т. Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий // Начальная школа. — 2004. — № 3. — С. 21–23.