Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 16.05.2021

Статья просмотрена: 1190 раз

Библиографическое описание:

Борзых, Г. А. Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Г. А. Борзых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81123/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных способностей детей, основанной на включении их в игровую деятельность.

Ключевые слова: коммуникативные способности, младшие школьники, внеурочная деятельность.

The article deals with the problem of the development of communication skills in children of primary school age in extracurricular activities. The article presents and analyzes the results of approbation of the psychological and pedagogical program for the development of children's communicative abilities, based on their inclusion in play activities.

Keywords: communication skills, younger students, extracurricular activities.

Проблема коммуникативного развития обучающихся является важной задачей современного образования. Особую значимость коммуникативное развитие имеет в младшем школьном возрасте, так как современное общество ждет от подрастающего поколения умения общаться, различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение, уметь проявлять к другим уважение, сочувствие и эмпатию.

Был проанализирован ряд научных работ. Так, И. М. Михайлова рассматривает коммуникативные способности как способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности [4]; К. К. Платонов коммуникативные способности определяет как способности к образованию межличностных отношений, обеспечивающие успешную коллективную деятельность и нахождение в ней каждой личностью своего места, а также сплочение коллектива, способность привлекать к себе людей [цит. по: 1]; Ф. Б. Ломов разделяет коммуникативные способности на три группы: перцептивные, информационно-коммуникативные и интерактивные способности [3].

С одной стороны, коммуникативные способности универсальны, потому что они имеют отношение к развитию любого человека, с другой стороны — индивидуальны для каждой возрастной группы, так как для успешного их формирования и развития они должны учитывать различные специфические особенности (психологические, возрастные, индивидуальные и так далее).

Младший школьный возраст является важным периодом в формировании коммуникативных способностей, так как именно это время определяет решение ряда коммуникативных и социальных проблем:

 происходит перестроение отношений ребенка с окружающими его людьми;

 происходит открытие ребенком нового места в социальном пространстве человеческих взаимоотношений;

 начинается активное формирование важных коммуникативных способностей, способностей, навыков и социальных качеств личности ребенка;

 именно в школе предъявляются новые требования в отношении речевого развития ребенка;

 отмечается активное развитие рефлексивных способностей, от правильного формирования которых напрямую зависят многие важные аспекты жизни личности ребенка;

 происходит социальная адаптация;

 ребенок еще не теряет интерес к игровой деятельности, что делает этот период оптимальным в эффективном использовании игры для развития коммуникативных способностей и способностей социального поведения [2].

Эффективность процесса развития коммуникативных способностей во многом зависит от правильного выбора учителем соответствующих форм работы с учащимися младшего школьного возраста.

В экспериментальной работе, проведенной с учащимися начальных классов, нами была поставлена цель — разработать и апробировать психолого-педагогическую программу развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

В рамках ФГОС под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Е. В. Советова определяет внеурочную деятельность как понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их социализации и воспитания. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся [5].

Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что развивать коммуникативные умения и социальное поведение целесообразно в процессе игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников.

Игра предполагает создание воображаемых (условных) ситуаций и их обыгрывание. Создание образов и их проигрывание (проживание) и является составными компонентами коммуникативной игры, которая используется для тренировки навыков и способностей общаться и может проводиться в парной (диалог) или групповой (полилог) форме с последующим анализом действий участников игры. Сюжеты таких игр представляют реальные и вымышленные ситуации общения.

Разработанная развивающая программа эксперимента была направлена на развитие перцептивных, информационно-коммуникативных и интерактивных компонентов способностей детей.

На формирующем этапе эксперимента было проведено 20 групповых внеурочных мероприятий, каждое из которых было организованно с применением игровых технологий.

С детьми были проведены сюжетно-ролевые, творческие игры, игры-драматизации, игры-упражнения, подвижные игры, игры — ситуации.

По окончания комплекса занятий получены положительные результаты. Особо следует отметить положительный результаты в развитии интерактивного компонента коммуникативных способностей: отсутствие конфликтных ситуаций; партнерство; способность ориентироваться в ситуации общения; удовлетворенность в общении. Высоким уровнем интерактивных способностей обладают 11 человек из 24, средним — 11 человек, низким — 2 человека.

Групповая форма работы позволяет включить всех участников, которые в ходе выполнения поставленных задач идут к общей цели, имеют общий план работы и учатся взаимодействовать друг с другом для получения успешного результата деятельности.

Литература:

  1. Брагуца А. В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе // Начальная школа. — 2010.
  2. Волков, Б.С., Волкова, Н. В. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: ВЛАДОС, 2005.
  3. Ломов Ф. Б. Проблема общения в психологии: хрестоматия по психологии. — М., 1987. — С. 108–117.
  4. Михайлова, И. М. Формирование коммуникативных способностей младших школьников с использованием наглядности. / И. М. Михайлова. — М.: Псков, ПГПУ, 2005.
  5. Советова Е. В. Школа нового поколения. Административная работа. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): способность, внеурочная деятельность, младший школьный возраст, игра, игровая деятельность, психолого-педагогическая программа развития, ситуация общения, социальное поведение.


Похожие статьи

Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...

Специфика развития способностей младших школьников в контексте творческой деятельности

В статье рассматривается понятие «творческая деятельность» в контексте развития младших школьников, и организация этой деятельности на уроках. Раскрывается необходимость развития творческих навыков младших школьников в досуговой, урочной и внеурочно...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Подготовка студентов педагогических специальностей к развитию творческих способностей у детей «группы риска»

В статье исследуется проблема подготовки студентов педагогических специальностей к развитию творческих способностей у детей «группы риска». Описываются основные психолого-педагогические условия развития творческой активности обучающихся. Рассматриваю...

Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время

В статье автор представляет направления работы во внеурочное время с подростками по формированию коммуникативных навыков.

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются...

Экспериментальное исследование развития речевой активности младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности применения дидактических игр в воспитательном и коррекционном процессе младших школьников с общим недоразвитием речи. Отмечено важное значение дидактических игр в развитии речевой активности ребенка с общим недора...

Похожие статьи

Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...

Специфика развития способностей младших школьников в контексте творческой деятельности

В статье рассматривается понятие «творческая деятельность» в контексте развития младших школьников, и организация этой деятельности на уроках. Раскрывается необходимость развития творческих навыков младших школьников в досуговой, урочной и внеурочно...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Подготовка студентов педагогических специальностей к развитию творческих способностей у детей «группы риска»

В статье исследуется проблема подготовки студентов педагогических специальностей к развитию творческих способностей у детей «группы риска». Описываются основные психолого-педагогические условия развития творческой активности обучающихся. Рассматриваю...

Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время

В статье автор представляет направления работы во внеурочное время с подростками по формированию коммуникативных навыков.

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются...

Экспериментальное исследование развития речевой активности младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности применения дидактических игр в воспитательном и коррекционном процессе младших школьников с общим недоразвитием речи. Отмечено важное значение дидактических игр в развитии речевой активности ребенка с общим недора...

Задать вопрос