В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных способностей детей, основанной на включении их в игровую деятельность.
Ключевые слова: коммуникативные способности, младшие школьники, внеурочная деятельность.
The article deals with the problem of the development of communication skills in children of primary school age in extracurricular activities. The article presents and analyzes the results of approbation of the psychological and pedagogical program for the development of children's communicative abilities, based on their inclusion in play activities.
Keywords: communication skills, younger students, extracurricular activities.
Проблема коммуникативного развития обучающихся является важной задачей современного образования. Особую значимость коммуникативное развитие имеет в младшем школьном возрасте, так как современное общество ждет от подрастающего поколения умения общаться, различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение, уметь проявлять к другим уважение, сочувствие и эмпатию.
Был проанализирован ряд научных работ. Так, И. М. Михайлова рассматривает коммуникативные способности как способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности [4]; К. К. Платонов коммуникативные способности определяет как способности к образованию межличностных отношений, обеспечивающие успешную коллективную деятельность и нахождение в ней каждой личностью своего места, а также сплочение коллектива, способность привлекать к себе людей [цит. по: 1]; Ф. Б. Ломов разделяет коммуникативные способности на три группы: перцептивные, информационно-коммуникативные и интерактивные способности [3].
С одной стороны, коммуникативные способности универсальны, потому что они имеют отношение к развитию любого человека, с другой стороны — индивидуальны для каждой возрастной группы, так как для успешного их формирования и развития они должны учитывать различные специфические особенности (психологические, возрастные, индивидуальные и так далее).
Младший школьный возраст является важным периодом в формировании коммуникативных способностей, так как именно это время определяет решение ряда коммуникативных и социальных проблем:
происходит перестроение отношений ребенка с окружающими его людьми;
происходит открытие ребенком нового места в социальном пространстве человеческих взаимоотношений;
начинается активное формирование важных коммуникативных способностей, способностей, навыков и социальных качеств личности ребенка;
именно в школе предъявляются новые требования в отношении речевого развития ребенка;
отмечается активное развитие рефлексивных способностей, от правильного формирования которых напрямую зависят многие важные аспекты жизни личности ребенка;
происходит социальная адаптация;
ребенок еще не теряет интерес к игровой деятельности, что делает этот период оптимальным в эффективном использовании игры для развития коммуникативных способностей и способностей социального поведения [2].
Эффективность процесса развития коммуникативных способностей во многом зависит от правильного выбора учителем соответствующих форм работы с учащимися младшего школьного возраста.
В экспериментальной работе, проведенной с учащимися начальных классов, нами была поставлена цель — разработать и апробировать психолого-педагогическую программу развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
В рамках ФГОС под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Е. В. Советова определяет внеурочную деятельность как понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их социализации и воспитания. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся [5].
Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что развивать коммуникативные умения и социальное поведение целесообразно в процессе игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников.
Игра предполагает создание воображаемых (условных) ситуаций и их обыгрывание. Создание образов и их проигрывание (проживание) и является составными компонентами коммуникативной игры, которая используется для тренировки навыков и способностей общаться и может проводиться в парной (диалог) или групповой (полилог) форме с последующим анализом действий участников игры. Сюжеты таких игр представляют реальные и вымышленные ситуации общения.
Разработанная развивающая программа эксперимента была направлена на развитие перцептивных, информационно-коммуникативных и интерактивных компонентов способностей детей.
На формирующем этапе эксперимента было проведено 20 групповых внеурочных мероприятий, каждое из которых было организованно с применением игровых технологий.
С детьми были проведены сюжетно-ролевые, творческие игры, игры-драматизации, игры-упражнения, подвижные игры, игры — ситуации.
По окончания комплекса занятий получены положительные результаты. Особо следует отметить положительный результаты в развитии интерактивного компонента коммуникативных способностей: отсутствие конфликтных ситуаций; партнерство; способность ориентироваться в ситуации общения; удовлетворенность в общении. Высоким уровнем интерактивных способностей обладают 11 человек из 24, средним — 11 человек, низким — 2 человека.
Групповая форма работы позволяет включить всех участников, которые в ходе выполнения поставленных задач идут к общей цели, имеют общий план работы и учатся взаимодействовать друг с другом для получения успешного результата деятельности.
Литература:
- Брагуца А. В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе // Начальная школа. — 2010.
- Волков, Б.С., Волкова, Н. В. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: ВЛАДОС, 2005.
- Ломов Ф. Б. Проблема общения в психологии: хрестоматия по психологии. — М., 1987. — С. 108–117.
- Михайлова, И. М. Формирование коммуникативных способностей младших школьников с использованием наглядности. / И. М. Михайлова. — М.: Псков, ПГПУ, 2005.
- Советова Е. В. Школа нового поколения. Административная работа. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.