В этой статье пойдет речь о судебной системе Российской Федерации, статусе судьи и его полномочиях, проблемах статуса судебной власти ее становления и развития.
Ключевые слова: Российская Федерация, судебная власть, судебная система, государственный механизм, конституционный суд, статус судьи.
Процесс становления России как правового демократического государства, связан со значительными преобразованиями в сферах государственной и общественной жизни, конечно же, он затронул такую область деятельности как судебную.
Изменение суда в современной России начинается с 24 октября 1991 года, когда была принята Концепция судебной реформы. Этот правовой акт определил судебную власть в государственном механизме как самостоятельную влиятельную силу. Благодаря реформе, судьи из исполнительных чиновников становились самостоятельными, независимыми представителями судебной власти. И вместе с этим получили правовые гарантии такие как, несменяемость, беспристрастность и неприкосновенность. В постановлении № 27-П Конституционного суда Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. говорится, что статус судьи не является личной привилегией, а является средством обеспечивающим каждому его прав и свобод правосудием. Судье предъявляются от общества и государства высокие требования в связи с его профессиональной деятельностью, поэтому они обязаны обеспечить дополнительные гарантии для судьи, ответственно выполняющего свою деятельность по осуществлению правосудия. Статус судьи так же предоставляет ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что также является хорошей гарантией надлежащего осуществления правосудия, а также будет основанием для предъявления к судье высоких требований и сохранять доверие к их компетентности, беспристрастности, независимости.
В 1993 г. судебная власть стала независимой, самостоятельной и равной другим властям на конституционном уровне. С принятием Конституции в 1993 году на законодательном уровне закрепился принцип разделения властей, это определило основы организации и осуществления судебной власти, вместе с этим определились правовые положения личности во взаимоотношениях с государством.
С новой Конституцией появилась правовая база для изменения всего законодательства о судопроизводстве и судоустройстве. 1 июля 1995 года принимают новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. В это же время принимают новые Федеральные Конституционные Законы «О конституционном суде Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» становится важным законодательным актом этого периода, так как он дал толчок развития законодательства о судоустройстве.
Данный факт послужил толчком для реформирования суда, а приоритетным направлением стало расширение его юрисдикции. В связи с этим за последующее время увеличился объем судебных полномочий, изменились параметры судебного функционирования, а также воздействия на общественные отношения. Если в 90-х годах разрешалось примерно 1 миллион гражданско-правовых споров, то в 2019 году эта цифра составила 19,6 миллионов дел, что на 13 % больше по сравнению с 2018 годом [1]. В наше время суды имеют не только функцию правосудия, но и другие, такие как: правозащитную, правоохранительную, функцию судебного контроля и т. д.
В Российской Федерации Судебная система имеет ряд признаков, которые закреплены законом, они регулируют организацию и деятельность судов. Данные признаки связывают все суды находящиеся в судебной системе РФ. Они показывают национальную особенность судебной системы нашего государства, и предоставляют возможность сравнить судоустройство России с другими странами.
Важным признаком, который закреплен законом, в ст. 3 «О судебной системе» будет единство. Единство несмотря на то, что в ее систему входят множество различных судов, единство обеспечивается тем, что:
– Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» устанавливают судебную систему;
– Федеральными законами устанавливаются правила осуществления судопроизводства для мировых и федеральных судей;
– Все суды на территории Российской Федерации применяют Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, а также в случаях необходимости применяют конституции (уставы), законы субъектов РФ;
– На всей территории Российской Федерации признаются обязательными для исполнения, вступившие в законную силу судебные постановления;
– Статус судей всех судов закрепляется законодательством Российской Федерации;
– Из Федерального бюджета производится финансирование мировых и федеральных судей.
Судебная власть как часть правового государства вызывает необходимость её тщательного научного исследования. На сегодняшний момент были освещены многие проблемы: выявление природы судебной власти, судопроизводственные и судоустройственные аспекты, по ним защищены ряд диссертаций. Между тем считаю, что вопрос о статусе судебной власти не был раскрыт в полной мере.
Продолжающаяся оптимизация судебной власти ставит такую задачу, углубление и всесторонние познание деятельности, даст возможность выйти на более качественный уровень понимания судебной власти и её места в государственном механизме и значение в обществе, кроме того исследование данных вопросов имеет практическое значение и поможет устранить проблемы в организации и деятельности органов, улучшить эффективность судебной защиты и доверие населения к судам.
Из этого следует необходимость восполнения пробелов в научных знаниях о статусе и полномочиях судебной власти. Данные вопросы требуют тщательного анализа, основаниях, классификации, специфике определенных направлениях деятельности. Это поможет разработать дальнейший курс модернизации судебной системы, совершенствование законодательства и правоприменительной практики.
Литература:
- Обзор деятельности судов общей юрисдикции и мировых судей за 2019 год. URL: www.http://arbitr.ru/