В данной статье рассматривается вопрос, касающийся физического воспитания младших школьников, в частности воспитания и совершенствования координационных способностей. Также говорится о необходимости поиска новых средств и методов целенаправленного воздействия на данное двигательное качество, так как проблема совершенствования методики развития координационных способностей остается мало разработанной. Включение танцевальной аэробики в процесс воспитания координационных способностей младших школьников способствует повышению его эффективности.
Ключевые слова: координационные способности, аэробика, танцевальная аэробика, танцевальные упражнения.
Актуальность проблемы. За последние годы выявлены тенденции, свидетельствующие об ухудшении состояния здоровья, физического развития и снижения уровня физической подготовленности подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает физическая подготовленность детей младшего возраста, в котором закладываются основы полноценного развития и всесторонней подготовки к будущей жизнедеятельности [1, с. 60].
В младшем возрасте у детей происходит быстрый рост, активное изменение форм и функций организма, развитие физических способностей, в том числе и координационных. Благоприятным периодом для развития координационных способностей является возраст от 10 до 11 лет. На практике наблюдается незначительный объем и однообразие используемых средств, усредненный подход к физкультурному процессу, занятия мало ориентированы на развитие координационных способностей детей, как базовых. Отсутствуют элементы танцевальной аэробики [2, с. 28]. В то же время занятия танцевальной аэробикой имеют значительный потенциал не только для развития координационных способностей, но и для: комплексного развития физических качеств, формирования культуры движений, эстетического вкуса.
Цель исследования : разработать и экспериментально обосновать методику воспитания координационных способностей у детей 10–11 лет средствами танцевальной аэробики.
Объект исследования : тренировочный процесс детей 10–11 лет.
Предмет исследования: средства и методы танцевальной аэробики.
Гипотеза: предполагаем, что методика занятий с детьми 10–11 лет, основанная на применении средств танцевальной аэробики в комплексе с базовой хореографией, танцевальными композициями и подвижными играми, позволит повысить уровень координационных способностей у детей 10–11 лет, если:
1) изучить структуру и особенности воспитания координационных способностей;
2) подобрать наиболее адекватные средства и методы танцевальной аэробики, соответствующие возрастным особенностям и уровню подготовленности детей 10–11 лет.
Организация исследования
Экспериментальная работа осуществлялась с сентября 2019 по май 2020 года. В ходе исследования приняли участие две группы детей 10–11 лет. Под наблюдением находились 30 человек. Из них 15 человек составили контрольную группу, 15 — экспериментальную.
Суть эксперимента заключалась во внедрении экспериментальной методики с использованием танцевальных композиций, базовой хореографии и подвижных игр с целью повышения развития координационных способностей.
В процессе исследования контрольная группа занималась классической аэробикой, которая представляет собой синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, танцевальные движения, и выполнение базовых шагов аэробики под музыку. Экспериментальная группа так же занималась классической аэробикой, но с целью повышения уровня координационных способностей занятия проводились с некоторыми дополнениями. В основной части занятия вводились упражнения базовой хореографии и разучивались танцевальные композиции, а в заключительной части занятия проводились подвижные игры на развитие координационных способностей.
С целью выявления уровня развития координационных способностей детей 10–11 лет было проведено педагогическое тестирование контрольной и экспериментальной групп. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень развития координационных способностей детей 10–11 лет опытных групп до эксперимента
Педагогические тесты |
КГ M±m |
ЭГ M±m |
t |
P |
Челночный бег 3х10 м, с |
9,94±0,06 |
9,95±0,04 |
0,14 |
P<0,05 |
Поза Ромберга, с |
11,3±0,53 |
11,5±0,65 |
0,17 |
P<0,05 |
Три кувырка вперед, с |
7,45±0,07 |
7,43±0,06 |
0,22 |
P<0,05 |
Метание теннисного мяча на дальность, м |
6,63±0,04 |
6,61±0,05 |
0,31 |
P<0,05 |
Балансирование на гимнастической скамейке, с |
15,5±0,08 |
15,6±0,05 |
0,64 |
P<0,05 |
Таким образом, результаты тестирования показали, что статистически значимых различий нет, уровень развития координационных способностей детей, принимающих участие в эксперименте, находится в одном диапазоне и имеют средний уровень.
Таблица 2
Уровень развития координационных способностей детей 10–11 лет опытных групп после эксперимента
Педагогические тесты |
КГ M±m |
ЭГ M±m |
t |
P |
Челночный бег 3х10 м, с |
9,61±0,04 |
8,37±0,13 |
9,12 |
P>0,05 |
Поза Ромберга, с |
16,27±0,28 |
34,5+1,21 |
13.07 |
P>0,05 |
Три кувырка вперед, с |
7,27±0,05 |
5,11±0,05 |
30,5 |
P>0,05 |
Метание теннисного мяча на дальность, м |
6,87±0,06 |
10,0±0,07 |
34 |
P>0,05 |
Балансирование на гимнастической скамейке, с |
14,93±0,06 |
10,28±0,08 |
46,6 |
P>0,05 |
Дети экспериментальной группы во всех тестовых упражнениях превзошли детей контрольной группы. Достоверные различия наблюдались в экспериментальной группе во всех контрольных упражнениях.
После проведения эксперимента выявлены достоверные различия по всем показателям, характеризующих уровень развития координационных способностей. Дети экспериментальной группы превзошли детей контрольной группы в результатах всех контрольных упражнений. Это позволяет говорить об эффективности использования танцевальной аэробики для повышения уровня координационных способностей.
Сопоставляя данные, выявленные в процессе экспериментальной работы по воспитанию координационных способностей средствами танцевальной аэробики у детей 10–11 лет, нами были сделаны следующие выводы :
- Танцевальное направление имеет один из самых высоких рейтингов среди различных направлений аэробики. Тренировки танцевальной аэробикой предоставляют возможность обучиться красиво двигаться, танцевать, освободиться от многочисленных комплексов и ощутить себя уверенно и комфортно в любом обществе [3, с. 53].
- Применение танцевальных упражнений — это прекрасное средство для развития координационных способностей, а также разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма, но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. Танцевальные упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом и координировать движения [4, с. 12].
- Возраст 10–11 лет является благоприятным периодом для развития многих двигательных качеств, а именно координационных способностей. В этом возрасте дети обладают способностью овладевать технически сложными формами движений.
По факту проделанной работы, мы можем говорить об эффективности применения танцевальной аэробики с целью воспитания координационных способностей.
Литература:
- Бабич, Ю. В. Спортивная аэробика и возможность ее применения в школьной практике / Ю. В. Бабич, Е. И. Скворчук, / Физкультурное образование Сибири. — Омск: СибГАФК, 1998,- № 2. — С. 154
- Давыдов, В. Ю., Методика преподавания оздоровительной аэробики / В. Ю. Давыдов, Т. Г. Коваленко, Г. О. Краснова: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во Волгогр. ун-та, 2004. — С. 86
- Крючек, Е. С. Аэробика / Е. С. Крючек: содержание и методика оздоровительных занятий. М.: Олимпия — Пресс, 2001. — С. 64
- Лисицкая, Т. С., Сиднева, Л. В. Хореография в аэробике / Т. С. Лисицкая Л. В. Сиднева / М: Тровант; Троицк, 2000. — С. 45