Анализ и оценка состояния конкурентной среды с точки зрения российского предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 19.05.2021

Статья просмотрена: 1995 раз

Библиографическое описание:

Загораева, Р. Р. Анализ и оценка состояния конкурентной среды с точки зрения российского предпринимательства / Р. Р. Загораева, С. Г. Васин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 488-492. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81142/ (дата обращения: 15.11.2024).



В работе проанализировано состояние конкуренции с точки зрения российского бизнеса различных отраслей экономики, а также со стороны международных рейтингов The Global Competitiveness Index и Doing Business.

Ключевые слова: государственное регулирование конкуренции, предпринимательство, конкурентоспособность.

В наше время остается актуальной одна из главных и самых сложных социально-экономических проблем — монополизм. Он является причиной возникновения множества серьёзных проблем в экономике, например, таких, как ухудшение качества продукции, рост уровня цен и так далее. Именно поэтому основная цель данной статьи — проанализировать развитие законодательства в сфере конкуренции.

Научная новизна данной статьи заключается в развитии системы взглядов на повышение конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса различных отраслей экономики на основе применения методики оценки конкурентной среды в России.

Конкуренция понимается как соперничество, борьба между субъектами экономической деятельности за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров [1]. Проблемы развития конкуренции наиболее важный аспект развития современной российской экономики. Для нашего государства поддержка конкурентной среды имеет большое значение, в связи с тем, что низкий уровень развития конкуренции — одна из важнейших причин спада в развитии новых технологий, предоставления услуг низкого качества, завышения цен и ограниченности потребительского выбора.

Основная задача государства в сфере противодействия монополизму заключается не только в формировании и развитии законодательной защиты конкуренции, но и в определении и эффективном применении механизмов, призванных стимулировать ее развитие в различных отраслях экономики.

Важно понимать, что развитие конкурентных отношений в экономике — это сложная задача, решение которой зависит именно от эффективности государственного регулирования в различных отраслях.

В 2020 году для оценки состояния конкурентной среды в РФ Аналитическим центром при Правительстве РФ был проведен онлайн-опрос субъектов российского предпринимательства. Участниками опроса стали 1522 представителя из всех отраслей экономической деятельности и всех регионов РФ (рис. 1). Рисунки составлены авторами на основе официальных данных [2].

Распределение по участию в опросе представителей российского предпринимательства, доля ответивших в общем числе респондентов

Рис. 1. Распределение по участию в опросе представителей российского предпринимательства, доля ответивших в общем числе респондентов

В данной статье будут рассмотрены и проанализированы следующие показатели оценки состояния конкурентной среды: оценка состояния конкуренции и число конкурентов, а также динамика оценок бизнесом состояния конкуренции и динамика оценок бизнесом количества конкурентов на основном рынке.

В отношении показателя «Оценка состояния конкуренции», можно сделать вывод о том, что в целом, наблюдается, скорее, высокая конкуренция (рис. 2).

Оценка состояния конкуренции, доля ответивших в общем числе респондентов

Рис. 2. Оценка состояния конкуренции, доля ответивших в общем числе респондентов

Общая доля предпринимателей, указавшая в своем ответе на вопрос «Насколько часто необходимо предпринимать меры по повышению конкурентоспособности своей продукции, а также разрабатывать новые способы повышения ее конкурентоспособности для сохранения своей рыночной позиции?» «очень высокая конкуренция» и «высокая конкуренция», составила 48,6 %. Данный показатель снизился в сравнении с 2019 годом (51,2 %) [2].

Стоит отметить, что более крупные компании испытывают большее конкурентное давление: 80,6 % крупных компаний указали на высокий уровень конкуренции и необходимость регулярно предпринимать меры по повышению конкурентоспособности продукта, тогда как среди микропредприятий таких только 46,3 % [2]. Такая разница может быть связана с тем, что крупным компаниям приходится конкурировать на всей территории Российской Федерации.

В отношении показателя «Число конкурентов», можно сделать вывод о том, что в целом, также наблюдается, скорее, высокая конкуренция (рис. 3).

Число конкурентов, доля ответивших в общем числе респондентов

Рис. 3. Число конкурентов, доля ответивших в общем числе респондентов

Общая доля представителей бизнеса, указавшая в своем ответе «4 и более конкурентов» и «большое количество конкурентов», составила 85,6 %. В то время как общая доля предпринимателей, указавших на наличие не более 3 конкурентов или отсутствие конкурентов, составила всего 12,7 %

Важно проанализировать данные показатели не только за 2020 год, но и в динамике, для этого сначала рассмотрим совокупный показатель «Динамика оценок бизнесом состояния конкуренции» (рис. 4).

Динамика оценок бизнесом состояния конкуренции, в %

Рис. 4. Динамика оценок бизнесом состояния конкуренции, в %

Начиная с 2015 года и вплоть до 2018 года падало количество предпринимателей, указывавших на высокую и очень высокую конкуренцию в различных отраслях экономики, и в 2019 году количество выросло до 51,2 %, но снова снизилось в 2020 г. Что касается предпринимателей, указывавших на низкий уровень конкуренции или ее отсутствие — их количество снова выросло до 24 % поле непрерывного роста в период с 2015 по 2018 год и падения в 2019 году.

Перейдем к показателю «Динамика оценок бизнесом количества конкурентов на основном рынке» (рис. 5).

Динамика оценок бизнесом количества конкурентов на основном рынке, в %

Рис. 5. Динамика оценок бизнесом количества конкурентов на основном рынке, в %

В период с 2015 по 2019 годы, примерно 22–24 % предпринимателей склонялись к мнению о сокращении числа конкурентов в своей отрасли в последние годы. В соответствии с этим, с каждым годом все меньшее число представителей бизнеса утверждали об увеличении конкуренции. Но в 2020 году выросло как число первых, так и число вторых. Примерно в одном диапазоне за весь исследуемый период находится число предпринимателей с наличием не менее 4 конкурентов в отрасли. Результаты анализа, проведенного авторами, подтверждают гипотезу о том, что ощущение конкуренции респонденты, в особенности малые предприятия, не связывают с числом конкурентов на рынке: наблюдается разнонаправленная динамика этих показателей.

Также, по данным Аналитического центра при Правительстве РФ, в ближайшие три года 41 % респондентов планируют расширение своей деятельности, что, возможно, изменится в связи с текущей ситуацией как в России, так и на международном рынке [2].

Таким образом, оценивая состояние конкуренции с точки зрения российского предпринимательства, можно сделать вывод о том, что отношение российского предпринимательства к конкуренции представляется вполне позитивным. Тем не менее, стоит рассмотреть оценку конкуренции в России и со стороны международных рейтингов, а именно The Global Competitiveness Index 2019 и Doing Business 2019.

Начнем с рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (The Global Competitiveness Index). В 2019 году Россия оказалась самой конкурентоспособной страной Евразии с результатом 66,7 балла. Среди недостатков, не позволяющих стране занимать в рейтинге более высокое место, указывается недостаточная развитость финансовой системы. По уровню ее уязвимости Россия входит в ту же группу, что и Индия, Китай и Италия, а из-за слабости предпринимательской культуры проблема внедрения инноваций остается все еще открытой [3].

В новом рейтинге — Doing Business 2019 — от Всемирного банка Россия получила 31-е место. Это в три раза выше, чем 5 лет назад, и почти в четыре раза выше, чем 10 лет назад. В Указе № 618 (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы») предполагалось вхождение страны в первую двадцатку рейтинга уже в 2018 году [4].

Результат исследования заключается в том, что динамика мировых экономических тенденций подтверждается необходимостью осуществления в России институциональных преобразований, формирования современной конкурентоспособной модели национальной экономики, основанной на инновациях и передовом управленческом опыте.

В целом, можно также сделать выводы о том, что после резкого роста уровня конкуренции в 2019 году — в 2020 году он вновь несколько снизился. В то же время впервые с 2015 года увеличилось количество респондентов, отметивших рост числа конкурентов, а параллельно с этим увеличилась доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или ее отсутствие. Таким образом, ощущение конкуренции (ее снижение) респонденты, в особенности представляющие малый бизнес, не всегда связывают с числом конкурентов на рынках. Также стоит отметить, что наиболее популярным способом повышения конкурентоспособности для российских предпринимателей традиционно стало снижение затрат на производство и реализацию продукции и услуг, новые маркетинговые стратегии и обучение персонала.

Авторами определено, что наибольшие трудности для развития бизнеса по-прежнему создают высокие налоги, что также отмечено и в международных рейтингах. Причем в 2020 году значимость этого фактора снизилась после резкого роста на фоне увеличения НДС. В число наиболее серьезных барьеров также вошли нестабильность российского законодательства в отношении регулирования деятельности предприятий, сложность доступа к финансовым ресурсам и недостаток квалифицированных кадров.

Из всего вышесказанного следует, что ключевыми направлениями государственной политики, направленной на реальное реформирование экономики, должны стать совершенствование нормативно-правовой базы, развитие рынков товаров и услуг, антимонопольная политика, развитие финансового сектора и, безусловно, борьба с коррупцией.

Литература:

  1. Скворцова В. А., Медушевская И. Е. Государственное регулирование конкуренции в современной экономике России // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского — 2011. — № 24. — С. 450–453.
  2. Доклад ФАС «О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/
  3. Официальный сайт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ac.gov.ru
  4. Рейтинг глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (The Global Competitiveness Index) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://reports.weforum.org
  5. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
  6. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» // СЗ РФ, 2017, № 52 (Часть I).
  7. Мартыненко Г. И. Российское конкурентное законодательство. Новый закон о защите конкуренции.// Право и экономика. — 2009 — С. 63.
  8. Буклет ФАС «Все о конкуренции в вопросах и ответах». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://komi.fas.gov.ru/sites/komi.f.isfb.ru/files/analytic/2012/04/24/fas_book_quest_answers_low.pdf
  9. Доклад Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации «Оценка состояния конкурентной среды в России за 2020 год» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/Konkurenciya_doklad_2020.pdf
  10. Официальный сайт Федеральной Антимонопольной службы Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fas.gov.ru/news/28514
  11. Рейтинг Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» (Doing Business) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.doingbusiness.org.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, высокая конкуренция, динамик оценок, конкурентная среда, различная отрасль экономики, российское предпринимательство, число конкурентов, общее число респондентов, основной рынок, Аналитический центр.


Ключевые слова

конкурентоспособность, предпринимательство, государственное регулирование конкуренции

Похожие статьи

Проблемы таможенного администрирования в области обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур

В статье рассмотрены проблемные аспекты эффективного обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур в глобальной экономике. Проанализированы особенности системы инструментов повышения конкурентоспособности отечественной п...

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности

В статье проанализированы методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности. Сделан вывод о необходимости использования социально-экономических показателей в мониторинге и оценке конкурентоспособности.

Современные факторы повышения конкурентных преимуществ организаций АПК

Одной из основных целей развития АПК является конкурентный потенциал, характерный для данной отрасли. В статье представлен анализ тенденций развития конкурентоспособности организаций АПК и сформулирован вывод по итогам проведенного анализа.

Конкурентоспособность организации

Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее значению для предприятий в современных реалиях. Рассмотрены фундаментальные условия устойчивости и развития компании Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия. Особое внимание уделено ...

Результаты государственного регулирования предпринимательской деятельности в контексте административной реформы

Статья посвящена вопросам регулирования органами государственной власти предпринимательской деятельности. Анализируется влияние административной реформы на эффективность правового регулирования бизнеса. Основой нового подхода стала модель управления ...

Анализ специфики и методов обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в современной России

В статье анализируются теоретические и методологические основы безопасности предпринимательской деятельности, экономические основы достижения безопасности и методы оценки. Сделан вывод о необходимости внедрения системы управления информационными риск...

Динамика изменения предпринимательского климата и финансовой активности малого и среднего бизнеса в Европе

В данной статье авторами показана динамика изменения предпринимательского климата в Европе, а так же рассмотрена финансовая активность МСБ, определены основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Европе.

Инновации и инновационное предпринимательство как фактор международной конкурентоспособности отечественного бизнеса

В статье проанализирована инновационная активность российского предпринимательства. Сделан вывод о необходимости активной государственной поддержке и стимулирования инновационной деятельности среднего и малого бизнеса в России.

Введение инноваций как инструмент улучшения финансового состояния предприятий агропромышленного комплекса

В статье рассмотрено влияние внедрения инноваций и усовершенствованных технологий на финансовое состояние организаций АПК. Выявлена и обоснована необходимость внедрения новых технологий. На основе проведенных исследований был сделан вывод о влиянии в...

Похожие статьи

Проблемы таможенного администрирования в области обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур

В статье рассмотрены проблемные аспекты эффективного обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур в глобальной экономике. Проанализированы особенности системы инструментов повышения конкурентоспособности отечественной п...

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности

В статье проанализированы методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности. Сделан вывод о необходимости использования социально-экономических показателей в мониторинге и оценке конкурентоспособности.

Современные факторы повышения конкурентных преимуществ организаций АПК

Одной из основных целей развития АПК является конкурентный потенциал, характерный для данной отрасли. В статье представлен анализ тенденций развития конкурентоспособности организаций АПК и сформулирован вывод по итогам проведенного анализа.

Конкурентоспособность организации

Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее значению для предприятий в современных реалиях. Рассмотрены фундаментальные условия устойчивости и развития компании Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия. Особое внимание уделено ...

Результаты государственного регулирования предпринимательской деятельности в контексте административной реформы

Статья посвящена вопросам регулирования органами государственной власти предпринимательской деятельности. Анализируется влияние административной реформы на эффективность правового регулирования бизнеса. Основой нового подхода стала модель управления ...

Анализ специфики и методов обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в современной России

В статье анализируются теоретические и методологические основы безопасности предпринимательской деятельности, экономические основы достижения безопасности и методы оценки. Сделан вывод о необходимости внедрения системы управления информационными риск...

Динамика изменения предпринимательского климата и финансовой активности малого и среднего бизнеса в Европе

В данной статье авторами показана динамика изменения предпринимательского климата в Европе, а так же рассмотрена финансовая активность МСБ, определены основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Европе.

Инновации и инновационное предпринимательство как фактор международной конкурентоспособности отечественного бизнеса

В статье проанализирована инновационная активность российского предпринимательства. Сделан вывод о необходимости активной государственной поддержке и стимулирования инновационной деятельности среднего и малого бизнеса в России.

Введение инноваций как инструмент улучшения финансового состояния предприятий агропромышленного комплекса

В статье рассмотрено влияние внедрения инноваций и усовершенствованных технологий на финансовое состояние организаций АПК. Выявлена и обоснована необходимость внедрения новых технологий. На основе проведенных исследований был сделан вывод о влиянии в...

Задать вопрос