Статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития. Проанализированы различные подходы педагогов-психологов дефектологов к определению понятия «коммуникативные навыки», представлены результаты диагностического исследования особенностей коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Ключевые слова : задержка психического развития, дети с задержкой психического развития, коммуникативные навыки, дети старшего дошкольного возраста, развитие коммуникативных навыков.
Задержка психического развития является наиболее распространённым диагнозом у дошкольников. В 1959 г. этот термин предложила Г. Е. Сухарева, под которым понимается нарушение нормального темпа психического развития в сравнении с принятыми возрастными нормами [2]. Задержка психического развития может быть вызвана разными рода нарушениями, как врождёнными, так и приобретёнными органическими поражениями головного мозга. Проблеме развития детей с задержкой психического развития было посвящено достаточно много трудов в отечественной психологии и педагогике. В. И. Лубовский и Т. А. Власова отмечают, что у воспитанников с ЗПР наблюдается неразвитость коммуникативных навыков.
Под коммуникативными навыками подразумевается умение человека ориентироваться в процессе общения, адекватно реагировать на смысловые сигналы коммуникатора [1]. Коммуникативное развитие ребенка 5–6 лет — это многосложный процесс преобразования его отношения к окружающим и к самому себе, к правилам и нормам поведения. Коммуникативные навыки играют важную, ведущую роль в развитии у дошкольников познавательных и психических функций, которые изначально формируются в процессе взаимодействия, общения со взрослым и лишь затем становятся произвольными.
Психологические и педагогические особенности детей с ЗПР характеризуются тем, что они довольно быстро истощаются и утомляются, у них возникают сложности в координации движения, выражены недостатки мелкой и крупной моторики, имеются отставания в развитии мышления. Внимание не устойчиво, память отличается малым объемом, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Возникающие невротические проблемы ещё больше тормозят и мешают развитию самостоятельности у таких детей, активности и личности в целом. Как правило, у дошкольников 5–6 лет с ЗПР возникает трудность в общении с окружающими людьми, как со сверстниками, так и со взрослыми. У детей с диагнозом «Задержка психического развития» (ЗПР) общение носит практический характер, потребность в общении снижена, они долго и сложно адаптируются и им сложно выражать свои чувства, то есть, им присуще такие формы общения, которые свойственны для более раннего возраста [3]. Для них характерна повышенная тревожность, они имеют ограниченный круг общения, не вступают в диалог и не поддерживают его. Не умеют слушать собеседника, понимать его, ясно выражать свои мысли. Всё это мешает старшим дошкольникам с задержкой психического развития свободно и эффективно общаться.
Для выявления уровня развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР было проведено исследование на базе МБДОУ Детский сад № 80 «Ужара», г. Йошкар-Олы. В исследовании участвовало 2 группы: коррекционная группа, состоящая из 8 детей 5–6 летнего возраста с задержкой психического развития и 8 детей из массовой группы.
В основу экспериментального изучения легли методики, которые в большей степени направлены на выявление уровня коммуникативных навыков. Изучив литературу были выбраны следующие методики:
Методика «Наблюдение за проявлениями коммуникативных навыков дошкольников в межличностном общении», разработанная Е.О Смирновой и В. М. Холмогоровой. Данная методика выступает ориентиром детских отношений в естественной обстановке и позволяет дать представление о психологических особенностях и состоянии каждого ребенка во взаимодействии со сверстниками.
Методика «Рукавички» (разработанная Г. А. Урунтаевой) предполагает рисование в парах и позволяет определить уровень сформированности коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста, проявляющиеся в совместной деятельности. Для выполнения задания дети вначале должны обговорить и договориться о том, что именно они будут рисовать, после чего могут приступать к работе. В процессе совместной деятельности выясняется умение дошкольников договариваться, слышать, слушать и понимать своего партнера, умение планировать и вместе, согласованно выполнять данную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли.
На основании наблюдения мы сравнили полученные результаты коммуникативных навыков у детей с ЗПР с нормотипичными детьми. Количественный анализ показал, что развитие коммуникативных навыков у воспитанников с нормальным психофизическим развитием и у детей с диагнозом «задержка психического развития» резко отличаются. Так, детей с ЗПР высокого уровня развития коммуникативных навыков не оказалось. У нормально развивающихся сверстников выявлено 25 % — с высоким уровнем развития коммуникативных навыков. Ребята постоянно проявляют свою инициативу к сверстнику в общении, охотно откликается. У 62,5 % нормально развивающихся дошкольников и 37,5 % их ровесников с ЗПР был диагностирован средний уровень развития коммуникативных навыков в целом. Дети данного уровня проявляет инициативу если его направить, но не всегда, действует неуверенно. И, наконец, низкий уровень коммуникативных навыков наблюдается у 62,5 % дошкольников с ЗПР от их общего количества, и у 12,5 % нормально развивающихся детей, участвующих в эксперименте. Такие дети не замечают сверстника, игнорируют его, не стремятся привлечь его внимание.
После проведения исследования по методике Г. А. Урунтаевой, были получены следующие результаты. У воспитанников массовой группы отмечается высокий уровень 71 %, дети украсили рукавички одинаковым цветом и похожим узором, при этом ребята договаривались между собой. В коррекционной группе у всех детей был выявлен низкий уровень. В этой группе дети не смогли прийти к одному решению и договориться, рукавички получились разными.
Таким образом, выяснилось, что дети с задержкой психического развития замкнуты, плохо взаимодействуют друг с другом, также наблюдались всплески эмоций, агрессивность, низкая самооценка. Поэтому очень важно, чтобы в детском образовательном учреждении создавались комфортная благоприятная среда и специальные условия для детей с задержкой психического развития, в которой он сможет чувствовать себя комфортно и при этом наиболее интенсивно будет происходить формирование его коммуникативных навыков. Полученные результаты могут в дальнейшем использоваться для целенаправленной работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Булыгина, Л. Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников. // Вопросы психологии. 2010. — № 2. — С. 149- 153.
- Морова Н. С., Заболотских О. П. Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с проблемами в развитии: программа и учебно-методическое пособие / Н. С. Морова, О. П. Заболотских / ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. — М.: Изд-во «Современное образование», 2013. — 184 с.
- Халина К. Д., Капустина Т. В. Коммуникативные способности как фактор успешного общения // Молодой ученый. — 2017. — № 6. — С. 209–213.