В настоящее время школьников необходимо научить осознанному чтению. Надо хорошо знать и понимать, что такое осознанное чтение. Я считаю, что осознанное чтение –это умение работать с информацией во время чтения и после чтения. Психологи на протяжении многих лет изучают методы и приемы смыслового чтения. Они пришли к выводу, что осознанное чтение помогает объединить память.
Внимание, воображение и мышление, волю, эмоции, мотивы и интерес, поэтому все педагоги хорошо понимают, что смысловое чтение очень важно.
Преподавание литературы в 5 классе веду по учебнику литературы авторы…. Рабочую программу по литературе создала на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школы № 4, города Нового Уренгоя. Учения предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования.
В начале года провожу диагностику у обучающихся 5 классов по общему уровню чтения. Привожу материал для диагностики техники чтения в начале учебного года в 5 классе предлагаю обучающимся миниатюры В. А. Сухомлинского «Волк и лисичка». Проверяю навыки чтения у обучающихся в 5 классов по следующей схеме:
- Обучающийся читает текст без помет;
- Чтение текста учащимися в слух;
- Ученик отвечает на вопросы устно.
Привожу примерные вопросы после чтения текста:
- Дайте характеристику синичке или волку (на выбор)
- Выберите правильный к тексту заголовок (Ледок, Волшебное зеркало, Песня)
- Ответить (устно) на вопросы (Где действие происходило? О чем пела синичка?)
Диагностическая карта
№ п\п |
Фамилия, имя учащегося |
Способ чтения: слоговое, целыми словами |
Правильность: повтор, искажения, орфоэпические ошибки |
Темп чтения: слов в одну минуту |
Осознанность |
Выразительность: соблюдение знаков препинания, эмоциональность |
||
Отметка |
||||||||
«5» |
«4» |
«3» |
||||||
1 |
||||||||
2 |
||||||||
При выборе приемов осмысления текста особое внимание уделяю постановке вопросов к тексту и поисков ответов на них. Только после диагностики выстаиваю стратегию работы с обучающимися 5 классов по смысловому чтению. В работе с учащимися выделила три этапа:
– Дотекстовый;
– Текстовый;
– Послетекстовый.
Считаю цель первого этапа заключается в создании мотивации у обучающихся в уменьшении речевых трудностей. Для до текстового этапа подбираю отдельные упражнения и задания. Примеры заданий:
- Работа с заголовками (определить тему текста, перечислите проблемы, которые поднимаются в тексте).
- Ассоциации, связанные с именем автора
- Жанр текста, главные герои текста. Тема текста на основе имеющихся иллюстраций.
- Ответы на предложенные вопросы до чтения текста.
При выполнении данных заданий и упражнений происходит формирование познавательных УУД, когда ученики выполняют поиск и выделение необходимой информации, а также строят высказывание в устной форме. Следующий этап в работе текстовый. Данный этап имеет определенную цель: контроль сформированности различных языковых навыков и речевых умений в целях осмысления прочитанного. Подбираю для данного этапа необходимые упражнения, задания.
Более эффективными считаю следующие задания:
- Выберите ответы на предложенные вопросы.
- Подберите заголовок для каждого абзаца.
- Найдите в тексте тропы и фигуры речи, которые автор использует при описании.
- Как вы думаете, как идут события во 2 главе и в следующей.
Лучшим средством углубленного понимания текста является прием само постановки вопросов. Привожу пример с урока литературы в 5 классе. Я считаю, что учитель должен научить учеников так научить читать тексты, что по ходу чтения ученики ставили вопросы и с помощью вопросов, выделив в тексте главное. При работе с текстом рекомендую использовать следующие вопросы:
– Простые, которые требуют перечисления каких-либо фактов);
– Уточняющие (уточнить у собеседника смысл того, что он только что сказал);
– Творческие вопросы заставляют формулировать предположение –прогноз, проявлять фантазию;
– Оценочные вопросы: они определяют критерии оценки тех или иных событий.
Привожу пример работы с текстом.
Третий этап. Послетекстовый этап. Данный этап направлен на использование ситуации текста в качестве речевой содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Привожу примеры:
- Докажите, что…
- Какое из высказываний передает основную мысль текста
- Составьте план текста, выделите основные мысли;
- Расскажите текст от лица главного героя;
- Придумайте новый конец текста;
- Напишите текст в другом жанре.
Работа в после текстовом этапе формирует у обучающихся познавательные УУД. Смысловое чтение ориентирует на понимание текста, умение доказывать. Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегический подход к обучению, смысловому чтению
В основной школе уроки русского языка и литературы позволяют в полной мере использовать технологию смыслового чтения. На уроках литературы в 5, 6 классах при работе с текстом дети делят его на части и каждую из них озаглавливаю. У них получаются мини тексты. Тезисы по данным мини тезисам составляют сообщение, пересказывают абзацы, находят главную идею автора по прочитанным произведениям, проводят викторины, кроссворды — это формируют интерес к чтению.
Без внимания к слову нет понимания текста большое внимание уделяю словарной работе. Словарную работу на уроке делю на три вида:
– Работа с незнакомыми словами
– С ключевыми словами
– Работа со словами образами.
Учу обучающихся самостоятельно выделять непонятные слова в тексте и выяснять их значение желательно использовать толковый словарь.
Обращаем внимание на ключевые слова те важные слова, они помогают понять смысл текста. На уроках литературы учимся обращать внимание на слова, образы. Считаю, что в первую очередь необходимо обращать внимание на сравнение. Ведь сравнение делает образ более ярким и понятным.
В этом году в 7 классе работаю по учебнику литературы под редакцией …Тема урока: «Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар». Предлагаю такое задание: Восстанови фразы, вставь нужные слова, какая тема из объединяет? Добро и зло, творить всегда во власти, но верить без труда. (Восточная мудрость) Это задание ребята выполняют легко оно является переходом к этапу целеполагание. Очень полезен прием прогнозирования перед чтением любого произведения. В 7 классе я предлагаю прием прогнозирования.
Предлагаю ученикам рассмотреть заголовки, иллюстрации и прошу обратить внимание на жанр и структуру произведения. Ученики внимательно наблюдают. На уроках литературы в 5 классе применяю смысловое чтение тренажер (Григорьевна А, Москавкина И) с целью увеличения скорости чтения обучающихся, овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, ищущим). Данный тренажер рассчитан не только для педагогов и учащихся, но и родителей. При работе с тренажером родители становятся активными помощниками своим детям.
Рабочая тетрадь «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом 5 класс». Авторы-составители В. И. Байсон, М. П. Баронов «Совершенствуем навыки смыслового чтения. Пятиклассники успешно осваивают стратегии смыслового чтения и используют их при работе с текстом. Очень эффективными считаю задания из рабочей тетради следующего характера:
- «Игра в прятки». Расскажите, как можно больше о тексте, не читая его.
- Составьте текст на основе рисунка. Сформулируйте заголовок.
- Закончите рассказ по данному началу.
- Напишите любую известную сказку на новый лад.
Очень часто провожу в начале урока интеллектуальные разминки. Приведу пример одной разминки на уроке литературы. Например: подберите к каждому существительному из правой колонки соответствующее прилагательное из левой соедини стрелками. Очень ценными в рабочей тетради считаю задания по самоконтролю. Данные задания развивают регулятивные учебные действия. Эти задания чаще всего дают на дом:
- Допишите памятку ученику при ознакомительном чтении.
- Дайте несколько советов, как развить навыки чтения.
- Напишите синквейн по тексту.
- Задайте вопросы автору прочитанного текста.
Такие задания развивают творческие способности учащихся.
Приемы смыслового чтения я применяю не только на уроках литературы. Они хорошо помогают подготовить обучающихся к собеседованию по русскому языку в 9 классе. Итоговое собеседование по русскому языку проверяет умение читать текст, пересказывать, вставлять цитату в текст. Для подготовки к итоговому собеседованию я обращаюсь к приемам, которые описала в в своих работах М. И. Оморокова. Эффективными приемами считаю выполнение кратких записей «чтение в кружок», заполнение пропусков в тексте, исправление содержания нарушений в тексте. Иногда перечисленные приемы я использую отдельно, а иногда в комплексе.
Привожу примеры с уроков русского языка. Прием «ассоциативный куст». На доске записано ключевое слово, после чтения текста учащиеся предлагают свои ассоциации к ключевому слову. Учитель ведет на доске запись.
Очень продуктивный прием «чтение в кружок» дети работают в группе или в паре. Чтение текста проходит по абзацам, слушающие задают вопросы, читающие отвечают. Этот прием помогает проверить осмысления текста во время чтения.
Прием «чтение с пометами» помогает оценивать информацию, мысли автора высказывать своими словами. Навык чтения –фундамент всего образования.
Формированию навыков смыслового чтения необходимо уделять большое внимание не только на уроках русского языка и литературы, но и на остальных учебных дисциплинах.
Литература:
- Сапа А. В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования. Педагогическая мастерская. Все для учителя. № 10 октябрь 2014.
- Сметанникова Н. Н. «Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах. Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя».
- Леонтьева, Н. Н. Представление смысла текста и критерии понимания текста/Н. Н. Леонтьева. //Русский язык: газ, издательского дома «Первое сентября». -2006. -N 22. — С. 28–30.
- Асмолов А. Г. «Формирование УУД в основной школе: от действий к мысли система заданий». Пособие для учителя, «Просвещение» 2010 г.
- https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf