В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития у младших школьников ответственности и представлений о ней.
Ключевые слова: младший школьник, ответственность, представления, компоненты ответственности.
При поступлении в школу в жизни младшего школьника происходят существенные изменения, связанные с образом жизни, которые влияют на его развитие. Он сталкивается с ранее непривычными для себя требованиями, которым необходимо соответствовать, самостоятельно соблюдать их. Из-за того, что требований много, все они появились неожиданно и быстро, далеко не все школьники могут успешно им следовать. Причинами таких затруднений, как одними из возрастных особенностей, являются недостаточный уровень произвольности и несформированность волевых качеств, одним из которых является ответственность.
Вопрос об особенностях формирования ответственности в младшем школьном возрасте ставится неслучайно, поскольку выяснение всех необходимых аспектов неразрывно связано с выстраиванием образовательного процесса вокруг ребенка, и выработка волевых качеств, как один из критериев развития личности, очень важна.
В значимости развития у ребенка этого качества мы также можем убедиться, прочитав ФГОС, где также прописана необходимость формирования ответственности:
«Стандарт направлен на решение следующих задач:
…формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности…» [8].
Проблеме формирования ответственности посвящено много исследований. Наибольшее внимание учеными этой проблеме уделено проявлениям этого качества у школьников разных возрастов — Божович Л. И. [2], Иванова Т. Ф. [4], Морозкина Т. В., Ярикова С. Г. [7]. Психологические аспекты развития ответственности представлены в работах Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Муздыбаева К., Эльконина Д. Б.
Существует множество определений понятия ответственность. В словаре Ушакова написано, что ответственность — это положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела [6].
В теории К. А. Абульхановой-Славской под ответственностью понимается самостоятельное, добровольное осуществление необходимости в границах и формах, определяемых самим субъектом [1, c. 111].
Нельзя не заметить того упора, который делают авторы на то, что человек, несущий ответственность обязан отчитываться перед кем-либо. В этом их главное отличие, в расшифровке части «ответ» в слове ответственность. Мы видим, что филологи, исходя из этимологии слова, понимают «ответ» как отчет перед кем-то, а психологи, исходя из понимания того, как развивается личность, понимают «ответ» как отчет перед самим собой.
Тем не менее наше исследование связано со школьниками, и мы придерживались определения, взятого из педагогического словаря Коджаспирова А. Ю. и Коджаспировой Г. М., в котором говорится, что ответственность — это способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или в коллективе социальными, нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга [5].
В своем исследовании мы изучаем актуальные представления младших школьников об ответственности, согласно теории Л. И. Дементий, т. е. на основании развития у детей трех компонентов ответственности: когнитивного, эмоционального и поведенческого [3].
Цель констатирующего эксперимента — изучение степени сформированности ответственности у младшего школьника. В исследовании приняло участие 30 человек. Все они учащиеся 2 класса в возрасте 8 лет. Нами был выбран следующий диагностирующий инструментарий: методика «Самооценка волевых качеств» М. В. Матюхиной и С. Г. Яриковой (эмоциональный компонент); «10 воображаемых ситуаций» М. В. Матюхиной и С. Г. Яриковой (поведенческий компонент) и анкета на исследование понимания понятия ответственность (когнитивный компонент).
Результаты исследования показали, что в наименьшей степени у младшего школьника развит когнитивный компонент, он находится на низком уровне с превалированием к среднему, лишь 13 % (4 человека) показали высокий уровень. Это связано с тем, что у ребенка младшего школьного возраста 8–9 лет, только начинает сформировываться такое качество как ответственность. В большинстве своем с ответственностью дети путают черты характера: добрый, умный; тела: красивый, сильный и хорошую/плохую учебу в школе. Однако то понимание, которое уже есть у ребенка необходимо менять на правильное, формировать в полноценное осознание исследуемого нравственного качества.
Изучая результаты исследования эмоционального компонента, мы можем заметить, что большая часть класса ощущает себя ответственными 47 % (14 человек), а это означает, что ребята не осознают ответственность как что-то плохое, и не боятся отмечать у себя это качество на высоком уровне. Также, значительная часть класса, 33 % (10 человек) отмечает у себя средний уровень ответственности, что говорит и о их адекватном оценивании себя. Такие результаты могут быть и потому, что младшему школьному возрасту характерна завышенная самооценка.
Анализ исследования поведенческого компонента показал, что ребята, в большинстве своем, не готовы принимать на себя ответственность за невыполнение каких-либо действий, им проще переложить это на других, что говорит о том, что ответственность у ребят начинает формироваться пока только на уровне представлений, сенситивном уровне. Также это может быть связано с тем, что воспитанию данного качества в семье не уделялось должного внимания. Всего у 23 % (7 человек) оказался высокий уровень развития поведенческого компонента.
Подводя итог и говоря об особенностях проявления такого нравственного качества, как ответственность, в младшем школьном возрасте мы можем сделать вывод, что во 2 классе ребята практически не понимают значение этого понятия, подменяя его другими знакомыми терминами, очень отдаленно соотносящимися с ним. Дети не всегда готовы отвечать за свои поступки, приписывая свою несостоятельность внешним обстоятельствам. Но при этом ответственность для них является чем-то хорошим и вызывает положительные эмоции, так как они не боятся приписывать себе развитие этого качества на высоком уровне.
Литература:
- Абульханова-Славская Стратегии жизни / Абульханова-Славская, А. К. — Москва: Мысль, 1991. — 229 c. — Текст: непосредственный.
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. — Москва: Просвещение, 1997. — 132 c. — Текст: непосредственный.
- Дементий, Л. И. Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте / Л. И. Дементий. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otvetstvennosti-v-doshkolnom-i-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 11.05.2021).
- Иванова, Т. Ф. Изучение и формирование ответственности у младших школьников / Т. Ф. Иванова. — Текст: электронный // Мир психологии: [сайт]. — URL: http://psychology.net.ru/articles/content/1088978822 (дата обращения: 11.05.2021).
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — Москва: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 c. — Текст: непосредственный.
- Ушаков, Д. Н. Толковый словарь / Д. Н. Ушаков. — Текст: электронный // gufo.me: [сайт]. — URL: https://gufo.me/dict/ushakov/ответственность (дата обращения: 11.05.2021).
- Ярикова, С. Г. Формирование ответственности у младших школьников в условиях органического единства обучения и воспитания / С. Г. Ярикова. — Волгоград: Просвещение, 1983. — 211 c. — Текст: непосредственный.
- Федеральные государственные образовательные стандарты. — Текст: электронный // fgos.ru: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 11.05.2021).