Особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 17.05.2021

Статья просмотрена: 767 раз

Библиографическое описание:

Дуда, И. В. Особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте / И. В. Дуда, А. П. Красновская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 363-365. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81157/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития у младших школьников ответственности и представлений о ней.

Ключевые слова: младший школьник, ответственность, представления, компоненты ответственности.

При поступлении в школу в жизни младшего школьника происходят существенные изменения, связанные с образом жизни, которые влияют на его развитие. Он сталкивается с ранее непривычными для себя требованиями, которым необходимо соответствовать, самостоятельно соблюдать их. Из-за того, что требований много, все они появились неожиданно и быстро, далеко не все школьники могут успешно им следовать. Причинами таких затруднений, как одними из возрастных особенностей, являются недостаточный уровень произвольности и несформированность волевых качеств, одним из которых является ответственность.

Вопрос об особенностях формирования ответственности в младшем школьном возрасте ставится неслучайно, поскольку выяснение всех необходимых аспектов неразрывно связано с выстраиванием образовательного процесса вокруг ребенка, и выработка волевых качеств, как один из критериев развития личности, очень важна.

В значимости развития у ребенка этого качества мы также можем убедиться, прочитав ФГОС, где также прописана необходимость формирования ответственности:

«Стандарт направлен на решение следующих задач:

…формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности…» [8].

Проблеме формирования ответственности посвящено много исследований. Наибольшее внимание учеными этой проблеме уделено проявлениям этого качества у школьников разных возрастов — Божович Л. И. [2], Иванова Т. Ф. [4], Морозкина Т. В., Ярикова С. Г. [7]. Психологические аспекты развития ответственности представлены в работах Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Муздыбаева К., Эльконина Д. Б.

Существует множество определений понятия ответственность. В словаре Ушакова написано, что ответственность — это положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела [6].

В теории К. А. Абульхановой-Славской под ответственностью понимается самостоятельное, добровольное осуществление необходимости в границах и формах, определяемых самим субъектом [1, c. 111].

Нельзя не заметить того упора, который делают авторы на то, что человек, несущий ответственность обязан отчитываться перед кем-либо. В этом их главное отличие, в расшифровке части «ответ» в слове ответственность. Мы видим, что филологи, исходя из этимологии слова, понимают «ответ» как отчет перед кем-то, а психологи, исходя из понимания того, как развивается личность, понимают «ответ» как отчет перед самим собой.

Тем не менее наше исследование связано со школьниками, и мы придерживались определения, взятого из педагогического словаря Коджаспирова А. Ю. и Коджаспировой Г. М., в котором говорится, что ответственность — это способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или в коллективе социальными, нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга [5].

В своем исследовании мы изучаем актуальные представления младших школьников об ответственности, согласно теории Л. И. Дементий, т. е. на основании развития у детей трех компонентов ответственности: когнитивного, эмоционального и поведенческого [3].

Цель констатирующего эксперимента — изучение степени сформированности ответственности у младшего школьника. В исследовании приняло участие 30 человек. Все они учащиеся 2 класса в возрасте 8 лет. Нами был выбран следующий диагностирующий инструментарий: методика «Самооценка волевых качеств» М. В. Матюхиной и С. Г. Яриковой (эмоциональный компонент); «10 воображаемых ситуаций» М. В. Матюхиной и С. Г. Яриковой (поведенческий компонент) и анкета на исследование понимания понятия ответственность (когнитивный компонент).

Результаты исследования показали, что в наименьшей степени у младшего школьника развит когнитивный компонент, он находится на низком уровне с превалированием к среднему, лишь 13 % (4 человека) показали высокий уровень. Это связано с тем, что у ребенка младшего школьного возраста 8–9 лет, только начинает сформировываться такое качество как ответственность. В большинстве своем с ответственностью дети путают черты характера: добрый, умный; тела: красивый, сильный и хорошую/плохую учебу в школе. Однако то понимание, которое уже есть у ребенка необходимо менять на правильное, формировать в полноценное осознание исследуемого нравственного качества.

Изучая результаты исследования эмоционального компонента, мы можем заметить, что большая часть класса ощущает себя ответственными 47 % (14 человек), а это означает, что ребята не осознают ответственность как что-то плохое, и не боятся отмечать у себя это качество на высоком уровне. Также, значительная часть класса, 33 % (10 человек) отмечает у себя средний уровень ответственности, что говорит и о их адекватном оценивании себя. Такие результаты могут быть и потому, что младшему школьному возрасту характерна завышенная самооценка.

Анализ исследования поведенческого компонента показал, что ребята, в большинстве своем, не готовы принимать на себя ответственность за невыполнение каких-либо действий, им проще переложить это на других, что говорит о том, что ответственность у ребят начинает формироваться пока только на уровне представлений, сенситивном уровне. Также это может быть связано с тем, что воспитанию данного качества в семье не уделялось должного внимания. Всего у 23 % (7 человек) оказался высокий уровень развития поведенческого компонента.

Подводя итог и говоря об особенностях проявления такого нравственного качества, как ответственность, в младшем школьном возрасте мы можем сделать вывод, что во 2 классе ребята практически не понимают значение этого понятия, подменяя его другими знакомыми терминами, очень отдаленно соотносящимися с ним. Дети не всегда готовы отвечать за свои поступки, приписывая свою несостоятельность внешним обстоятельствам. Но при этом ответственность для них является чем-то хорошим и вызывает положительные эмоции, так как они не боятся приписывать себе развитие этого качества на высоком уровне.

Литература:

  1. Абульханова-Славская Стратегии жизни / Абульханова-Славская, А. К. — Москва: Мысль, 1991. — 229 c. — Текст: непосредственный.
  2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. — Москва: Просвещение, 1997. — 132 c. — Текст: непосредственный.
  3. Дементий, Л. И. Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте / Л. И. Дементий. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otvetstvennosti-v-doshkolnom-i-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 11.05.2021).
  4. Иванова, Т. Ф. Изучение и формирование ответственности у младших школьников / Т. Ф. Иванова. — Текст: электронный // Мир психологии: [сайт]. — URL: http://psychology.net.ru/articles/content/1088978822 (дата обращения: 11.05.2021).
  5. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — Москва: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 c. — Текст: непосредственный.
  6. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь / Д. Н. Ушаков. — Текст: электронный // gufo.me: [сайт]. — URL: https://gufo.me/dict/ushakov/ответственность (дата обращения: 11.05.2021).
  7. Ярикова, С. Г. Формирование ответственности у младших школьников в условиях органического единства обучения и воспитания / С. Г. Ярикова. — Волгоград: Просвещение, 1983. — 211 c. — Текст: непосредственный.
  8. Федеральные государственные образовательные стандарты. — Текст: электронный // fgos.ru: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 11.05.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): ответственность, младший школьник, высокий уровень, качество, младший школьный возраст, поведенческий компонент, когнитивный компонент, компонент ответственности, ребенок, эмоциональный компонент.


Ключевые слова

ответственность, младший школьник, представления, компоненты ответственности

Похожие статьи

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе

В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.

Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект)

В статье изучено психологическое развитие и особенности восприятия дошкольника.

Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста

В статье авторы пытаются определить взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и их учебных успехов.

Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы

В статье исследуется проблема особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы. Экспериментальным путем доказывается, что низкий уровень взаимоотношения подростков со сверстниками влечет за собой низкий показатель эмоц...

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Диагностика социальной компетентности младших школьников

В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников.

Похожие статьи

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе

В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.

Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект)

В статье изучено психологическое развитие и особенности восприятия дошкольника.

Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста

В статье авторы пытаются определить взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и их учебных успехов.

Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы

В статье исследуется проблема особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы. Экспериментальным путем доказывается, что низкий уровень взаимоотношения подростков со сверстниками влечет за собой низкий показатель эмоц...

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Диагностика социальной компетентности младших школьников

В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников.

Задать вопрос