Режим государственной границы РФ создан для охраны государственной границы и служит одним из способов обеспечения национальной безопасности РФ. Нарушение данного режима в рамках административного законодательства предусмотрено статьей 18.1 КоАП РФ. Сам режим Государственной Границы закреплен в разделе 3 Закона РФ от 01.04.1993 г. № 4730–1 «О государственной границе Российской Федерации» [1].
Статья 7 данного закона закрепляет правила, которые включены в режим государственной границы, а именно правила: содержания государственной границы; пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
При анализе ст. 18.1 КоАП РФ можно сделать вывод, что часть 1, предусматривает административную ответственность лишь за нарушения правил пересечения государственной границы РФ либо же нарушение порядка следования от государственной границы РФ до пунктов пропуска через государственную границу РФ; часть 2 определяет специальный субъект этого правонарушения — иностранный гражданин или лицо без гражданства; а ч. 3 запрещает ведение на государственной границе РФ либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением, но с нарушением установленного порядка.
То есть ч. 1 и ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ «Нарушение режима Государственной границы РФ», предполагают привлечение к ответственности не за нарушение любых правил режима государственной границы, а только за нарушение правил пересечения государственной границы РФ. Такая формулировка порождает вопросы при квалификации: Какую статью вменять за нарушение режима государственной границы РФ, в том случае если нарушение не связано с пересечением государственной границы РФ?
В судебной практике дел, в которых объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, выступает нарушение содержания государственной границы РФ нет. Однако во всех остальных делах данной категории суд, находит объективную сторону в нарушении пересечения государственной границы или же в нарушении порядка следования от государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении. Такое положение ст. 18. 1 КоАП РФ порождает коллизию в случае нарушения именно содержания Государственной границы. В данном случае правонарушителя нельзя будет привлечь к ответственности именно по ст. 18. 1 КоАП РФ, т. к. запрет на его деяние не прописан в КоАП РФ, а лишь упомянут в законе.
Также в правоприменительной практике данной статьи вопросы могут возникнуть при разграничении ч. 3 ст. 18.1 КоАП РФ и ч. 2 ст. 18.2 КоАП РФ. Данные сложности могут возникнуть из-за схожих признаков, а именно:
– у данных статей общий родовой объект (общественные отношения, в области защиты государственной границы РФ)
– схожая объективная сторона (ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности)
– идентичный способ совершения правонарушения («ведение деятельности с нарушением установленного порядка) [2, c. 3].
Для того чтобы правильно разграничить данные статьи необходимо различать понятие «на государственной границе РФ либо вблизи нее» и «в пограничной зоне».
Говоря о понятии государственной границы, следует обратиться к ст. 1 Закона РФ от 01 апреля 1993 г. № 4730–1 «О государственной границе Российской Федерации», согласно которому государственная граница РФ — линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ. Из данного определения на практике возникает вопрос: «Какова ширина этой линии государственной границы?». На данный момент конкретная ширина Государственной границы РФ не установлена.
Исходя приложения к Приказу ФСБ от 7 августа 2017 г. N 454, пограничная зона — территория, устанавливаемая на путях сообщения и обозначаемая предупреждающими знаками согласно образцу (приложение N 1 к Правилам пограничного режима) [3].
Однако, несмотря на данное четкое различие между этими статьями, можно усмотреть еще одну коллизию, связанную с формулировкой «на государственной границе либо вблизи нее».
Вышеназванный закон РФ от 01 апреля 1993 г. № 4730–1 «О государственной границе Российской Федерации» закрепляет положения о том, что режим государственной границы РФ включает правила ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности. А в ч.3 ст. 18.1 КоАП РФ ответственность предусмотрена за «ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности на Государственной границе либо вблизи нее». Такую формулировку статьи в правоприменительной практике можно трактовать по-разному, т. к. не определено «вблизи неё» это только на территории РФ или же прилегающая территория (акватория) тоже может быть сюда отнесена.
В связи с вышеизложенным, считаю:
- Необходимо расширить ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ и закрепить в ней ответственность за все деяния, предусмотренные режимом государственной границы. А именно за нарушение правил:
– содержания государственной границы;
– пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
– ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
– разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
- Определить точную ширину линии государственной границы РФ. (Примечание: за основу, можно взять Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 289 «Об утверждении норм отвода органам и войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в бессрочное (постоянное) пользование земельной полосы, проходящей непосредственно вдоль государственной границы Российской Федерации на суше, а при необходимости — по берегу российской части вод пограничных рек, озер или иных водоемов», которое не было опубликовано [4]. В соответствии с приложением к данному постановлению, установлена норма отведения пограничным органам земельной полосы, проходящей непосредственно вдоль государственной границы РФ на суше для её обозначения — от 5 до 10 метров.
- Кроме того, необходимо внести изменения в ст. 7 Закона РФ «О государственной границе РФ», чтобы избежать возможности двоякого толкования и определить, что режим государственной границы включает правила «ведение на государственной Границе РФ либо вблизи хозяйственной, промысловой и иной деятельности». Данная формулировка будет соответствовать той, что закреплена в КоАП РФ и соответственно на практике, правонарушителю нельзя будет уйти от ответственности, даже при ведении деятельности вблизи государственной границы РФ.
Литература:
- О государственной границе Российской Федерации: закон РФ от 01.04.1993 N 4730–1 (в ред. От 08.12.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
- Симаков, А. А. Проблемы квалификации административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.1 и ст. 18.2 КоАП РФ / А. А. Симаков. — Текст: непосредственный // Национальная безопасность.. — 2017. — № 2. — С. 58–65.
- Об утверждении Правил пограничного режима: приказ ФСБ России от 07.08.2017 N 454 (ред. от 19.06.2018) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 289 «Об утверждении норм отвода органам и войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в бессрочное (постоянное) пользование земельной полосы, проходящей непосредственно вдоль государственной границы Российской Федерации на суше, а при необходимости — по берегу российской части вод пограничных рек, озер или иных водоемов» (документ опубликован не был).