Необходимость поддержания объектов инфраструктуры, фасадов зданий города, дорожных покрытий, зеленых насаждений и т. д. в исправном и пригодном для проживания, эксплуатирования (для маломобильных категорий граждан) и эстетического восприятия виде тесно сопряжена с вопросами установления юридической ответственности за несоблюдение требований и норм в сфере благоустройства. За нарушения в сфере благоустройства городов (и иных населенных пунктов) предусмотрена административная ответственность и регулируется нормами КоАП РФ, а также региональными кодексами об административных правонарушениях либо законами субъектов в данной области.
Совершенно очевидна возникла необходимость научно-теоретического осмысления института административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства путем его комплексного рассмотрения, выявления основных теоретических и правовых проблем.
Ключевые слова: административная ответственность, правонарушение, благоустройство, город, Москва, КоАП, маломобильные группы граждан, Санкт-Петербург, Тверская область, Московская область, административный штраф, санкция.
Административная ответственность является одной из разновидностей юридической ответственности и занимает особенное, важное место в системе российского правового регулирования. Несмотря на богатую историю существования данного института права, правоприменительная практика ежегодно демонстрирует определенные трудности, которые связаны с производством по делам об административных правонарушениях, назначением и исполнением административных наказаний и др., что говорит о системных проблемах [21, С. 27].
Административная ответственность в соответствии с российским правом — это предусмотренная законодательством юридическая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанное с применением административных наказаний (санкций) [24, С. 102].
Административная ответственность преследует свои цели и задачи, последние в общих чертах изложены в ст. 1.2 КоАП РФ [2].
Административная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, которой присущи свои определенные признаки. Например, административная ответственность не наступает без наличия административного правонарушения (последнее является ее фактическим основанием). Сам процесс привлечения к административной ответственности происходит в особом порядке, предусмотренном в КоАП РФ; его сущность заключена в применении мер административной ответственности, то есть в назначении административного наказания, а затем его исполнении.
Структура административной ответственности представлена следующими элементами: «основание административной ответственности (юридическое, фактическое и процессуальное)» [19, С. 14]; «правовые условия привлечения к административной ответственности и обстоятельства, исключающие ее; субъекты административной ответственности; санкции (административные наказания)» [18, С. 9].
Сфера административно-правового регулирования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный сегмент общественных отношений на правовом поле жизнедеятельности гражданского общества. Этот сегмент может изменяться государством ту или иную сторону — сужаться или, наоборот, расширяться, естественно, за счет других сегментов общего правового поля, но при этом предмет соответствующей отрасли права не меняется. Так, в условиях перехода России к рыночной экономике и конституирования частной собственности значительно расширилась сфера гражданско-правового регулирования общественных отношений в экономике при сужении сферы административно-правового регулирования в этой области [20, С. 81].
В России на сегодняшний момент действуют разные закрепленные на законодательном уровне юридические правила, которые призваны обеспечить правопорядок и определенную государственную дисциплину в различных областях и сферах общественной жизни. Такие правила затрагивают интересы большей части граждан государства, а также юридических лиц, независимо от их юридической формы собственности.
Общеобязательные правила в Российской Федерации находят свое нормативное закрепление и воплощение как в законодательстве на федеральном уровне, так и на региональном.
Указанные правила адресованы широкому кругу лиц: гражданам и юридическим лицам; работникам различных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности; должностных лиц государственных, муниципальных, общественных, коммерческих организаций.
Существенной особенностью обязательных правил является то, что защита последних осуществляется посредством административных санкций, а их нарушение расценивается государством как административное правонарушение, которое становится некой основой, моментом начала формирования административной ответственности.
На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.
Административные правонарушения классифицируются по различным основаниям: в зависимости от источника, в зависимости от объекта, по степени общественной опасности, в зависимости от субъекта, от характера субъективной стороны, от характера причиненного ущерба, от содержания объективной стороны [22, С. 13].
Невзирая на то, что административные правонарушения не наделены признаком общественной опасности, они составляют большую по количеству группу, чем уголовно наказуемые деяния.
Направлением проведенного исследования был выбран вопрос о правонарушениях в области благоустройства города Москвы, что и определило предметную область аналитической составляющей данной статьи.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под благоустройством города понимается регулирование следующих вопросов:
– территории общего пользования, порядок пользования такими территориями;
– благоустройство зданий, фасадов, их технического состояния;
– благоустройство улично-дорожных участков;
– состояние городских инженерных систем;
– благоустройство площадей;
– благоустройство технических зон;
– работы по озеленению;
– работы техническо-коммунального обеспечения.
Правила благоустройства города принимаются на региональном уровне. Приведенный перечень краткий. Благоустройство, в общем, подразумевает под собой поддержание в оптимальном, функциональном состоянии всех единиц инфраструктуры.
Нарушение правил благоустройства КоАП РФ регулирует только статьей 2.6.2. В остальном правила благоустройства, а также ответственность за их нарушение, регулируется на региональном уровне: в Москве — главой 8 КоАП г. Москвы. Штрафы за нарушение благоустройства имеют место на всей территории Российской Федерации.
Такие условия закреплены на уровне Основного Закона нашего государства, а именно пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ, который устанавливает, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Вопросам благоустройства города Москвы уделяется много внимания со стороны властей города. Это выражается в том числе и в том, что ежегодно наблюдается положительная динамика развития как самой системы надзора, так и управления ситуацией в сфере благоустройства Москвы.
Правовую базу организации благоустройства в Москве составляют следующие нормативные правовые акты:
1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [2];
2) Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ [3];
3) Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. № 972/пр «Об утверждении СП 82.13330 «СНиП III-10–75 Благоустройство территорий» [7];
4) Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» [9];
5) Закон г. Москвы от 30 апреля 2014 г. № 18 «О благоустройстве в городе Москве» [10];
6) Постановление Правительства Москвы от 09 ноября 1999 г. № 1018 «Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве» [13];
7) Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2013 г. № 902-ПП «О размещении информационных конструкций в городе Москве» (вместе с «Правилами размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве», «Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы «Согласование дизайн-проекта размещения вывески») [14];
8) Постановление Правительства Москвы от 19 мая 2015 г. № 299-ПП «Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве» (вместе с «Перечнем правовых актов города Москвы, признаваемых утратившими силу», «Требованиями к декоративно-художественному оформлению временных ограждений мест проведения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства в городе Москве») [15].
В приведенных нормативных правовых– актах в полной мере отражены вопросы, касающиеся деятельности юридических и физических лиц, связанных с благоустройством города, украшением, озеленением города, его уборкой, проведением строительных, реставрационных и ремонтных работ.
Указанные акты содержат все необходимые для поддержания благоустройства города на достойном уровне нормативы: физические параметры объектов, временные сроки выполнения разных работ. Указаны также показатели и индикаторы экологического состояния города, которым должны соответствовать окружающая среда, воздух, вода, участки дорог, прилегающие земли в целях сохранения состояния последних в рамках допустимых значений, не превышающих нормы, не приносящих угрозу здоровью жителей или целостности городских конструкций.
Разработан подробный набор инструкций по выполнению действий для поддержания порядка городской территории Москвы в тех или иных ситуациях, профилактики правонарушений. В КоАП г. Москвы определены виды административных наказаний по каждому из правонарушений для юридических, физических и должностных лиц.
Ответственность за нарушение требований в сфере благоустройства наступает и для физических, и для юридических лиц. Привлечение к ответственности может осуществляться и в том случае, если нарушение будет зафиксировано при помощи технических средств, которые работают в автоматическом режиме.
Что касается санкций, то применяются следующие:
– предупреждение;
– административный штраф.
Размер штрафов за административные правонарушения разнится между минимально и максимально нормативно закрепленными значениями. При этом не определены критерии, которыми должен руководствоваться инспектор или иное уполномоченное лицо при составлении протокола об АП и определении размера такого штрафа.
Уголовной ответственности за такие проступки не предусмотрено, если в действиях нарушителя нет состава другого преступления. Например, если сломанная лавочка была следствием драки.
Можно с уверенностью констатировать тот факт, что нормативная правовая база Москвы достаточно подробно отражает вопросы благоустройства города, что тем не менее не сказывается положительно на снижении динамики административных правонарушений в исследуемой области.
Глава 8 «Административные правонарушения в области благоустройства города» КоАП г. Москвы содержит 27 действующих статей (со ст. 8.1 по ст. 8.26). Указанные статьи, помимо очевидных видов деятельности по благоустройству, освещают такие узкие направления деятельности по благоустройству города Москвы, как содержание внутридворовых спортивных площадок, оборудование детских игровых площадок, несанкционированное размещение информации на объектах, неуплата за размещение транспортного средства на платной городской парковке, нарушение требований к обустройству и эксплуатации сезонных (летних) кафе и иные.
Среди направлений деятельности по благоустройству города Москвы, которые потенциально могут быть не выполнены и нуждаются в правовой защите, законодатель лишь относительно недавно выделил такое социально значимое, как приспособление объектов (элементов) благоустройства города для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан (статья 8.23 КоАП г. Москвы[1] — на региональном уровне; ст. 9.13 КоАП РФ — на федеральном уровне).
В связи с развитием российских городов исследование доступности городской среды для инвалидов и маломобильных граждан приобретает еще больший интерес. «Весь советский период конструирования городского пространства вопросы доступности города для инвалидов и качества их жизни в повседневной действительности оставались на втором плане. В градостроительной политике культивировалась идея обслуживания предприятий, экономики, обороны, а практика «гуманизации» окружающей среды, которая подчеркивала бы ее значение для инвалида, не была популярна» [25, С. 58–61].
Создание гармоничного, здорового и комфортабельного жизненного пространства становится альтернативой процессам урбанизации. За последние годы все больше внимания уделяется озеленения городов, расширению парковых зон, возрастает значение ландшафтной архитектуры в градостроительстве. В связи с последними тенденциями развития городского пространства все больше уделяется внимания социальной интеграции людей с ограниченными возможностями и Москва не исключение, а практически лидер среди иных городов России по данному вопросу.
В соответствии с законодательством Российской Федерации к маломобильным группам гражданам относятся:
– инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски);
– лица преклонного возраста (60 лет и старше);
– инвалиды с недостатками слуха;
– инвалиды с недостатками зрения;
– беременные женщины;
– временно нетрудоспособные;
– люди с детскими колясками;
– дети дошкольного возраста.
В КоАП РФ статьей 9.13 на федеральном уровне установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, предоставляемых услуг.
Статья 8.23 КоАП г. Москвы состоит из одной части, содержащей формальный состав административного правонарушения. Он сформулирован путем указания на бездействие (невыполнение требований по обеспечению беспрепятственного доступа).Объектом правонарушения, приведенного в статье 8.23 КоАП г. Москвы, являются общественные отношения, возникающие при использовании объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы инвалидами и иными маломобильными гражданами. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане и юридические лица.
Наказание за невыполнение установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований по приспособлению объектов (элементов) благоустройства для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан предусматривает административную ответственность в виде штрафа: на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Необходимо отметить, что требование обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения закреплено на различных уровнях законодательства в этой области: на международном (Конвенция ООН о правах инвалидов [1]), на федеральном (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [4], Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [6] и др.), на региональном (Закон города Москвы от 17 января 2001 г. № 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» [8], постановление Правительства Москвы от 21 мая 2015 г. № 305-ПП «Об утверждении Требований к архитектурно-градостроительным решениям многоквартирных жилых зданий, проектирование и строительство которых осуществляется за счет средств бюджета города Москвы [16]» и др.).
Проводя исследование административной ответственности за совершение правонарушения в области благоустройства города Москвы (на примере статьи об ответственности за невыполнение требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур), необходимо проанализировать региональный опыт других городов Российской Федерации в данном вопросе.
Так, к примеру, в Тверской области административную ответственность физических, должностных и юридических лиц за нарушения законов, иных нормативных правовых актов по предметам исключительного ведения Тверской области, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации устанавливает Закон Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» (далее — Закон) [12].
Вопросам административных правонарушений в сфере коммунального хозяйства и благоустройства посвящена одноименная глава 5 Закона (ст.ст.19–40). Статьи данной главы устанавливают административную ответственность по таким направлениям деятельности по благоустройству, как уборка, вывоз мусора, качество внутридворовых дорожных покрытий, состояние инженерных сетей, загрязнение территорий и т. д., однако вопросам беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан внимание законодателя Тверской области на уровне Закона не уделено, административная ответственность за невыполнение требований по обеспечению такого доступа не установлена.
В Законе Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» [11] вопросам благоустройства посвящена глава 4. Она содержит в себе похожий перечень статей, отражающих административную ответственность за правонарушения в данной области. Вопрос административной ответственности за не организацию доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур своего отражения в Законе северной столицы не нашел.
Административную ответственность за невыполнение требований по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам (элементам) благоустройства, а также к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур установлена, например, и в Кодексе Московской области об административных правонарушениях (ст. 6.24). Однако законодатель Московской области из формулировки статьи исключил категорию «инвалиды».
Невыполнение установленных нормативными правовыми актами Московской области требований по оснащению объектов (элементов) благоустройства, а также объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.
Анализируя зарубежный опыт административной ответственности за совершение правонарушения в области благоустройства, хочется отметить, что ни в одной из стран Западной Европы и Северной Америки нет единого законодательного акта об административной ответственности, административных правонарушениях или административных наказаниях, подобного КоАП РФ. Такие акты действуют только в странах с социалистическим прошлым, причем в Хорватии, Болгарии, Сербии, Литве, Латвии, Польше и Словении они были приняты еще в период социалистического развития, а затем подверглись существенным изменениям.
В ряде стран (Бельгия, Франция, Германия, Нидерланды) вопросы назначения административных наказаний раскрыты в ряде отраслевых законов. Например, в Германии, законодательство об административной ответственности включает сотни федеральных и региональных законов, определяющих административные правонарушения и ответственность за них [23, С. 10]. Во Франции и Бельгии определенные вопросы административных правонарушений решаются Государственным советом (высшим органом административной юстиции). Во многих странах институты, отнесенные российскими законами к административной ответственности, регламентируются уголовным законодательством.
Попробуем составить сравнительную таблицу, исходя из проведенного исследования в области административной ответственности за совершение правонарушения в области благоустройства (на примере требования обеспечения инвалидам и маломобильным гражданам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения) в некоторых субъектах Российской Федерации.
Критерий |
Москва |
Москов. область |
Тверская область |
Санкт-Петербург |
Источник административной ответственности за несоблюдение требований по благоустройству города |
На федеральном уровне — КоАП РФ |
|||
КоАП г. Москвы |
КоАП МО |
Закон Тверской области «Об администр. правонарушениях» |
Закон «Об администр. правонарушениях в Санкт-Петербурге» |
|
Вид наказания (санкция) |
Предупреждение, адм. штраф |
Предупреждение, адм. штраф |
Предупреждение, адм. штраф |
Предупреждение адм. штраф |
Нормативное закрепление обязанности обеспечения доступности для инвалидов объектов городской среды |
Ст. 9.13 КоАП РФ |
|||
Ст. 8.23 КоАП г. Москвы |
Ст. 6.24 КоАП МО |
нет |
нет |
|
Мера наказания (на федеральном уровне) |
на должностных лиц в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей; на юридических лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей |
|||
Мера наказания (на региональном уровне) |
на должн. лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на юр. лиц — от 100 тысяч до 200 тыс. руб. |
на должн. лиц в размере 15 тыс. рублей; на юр. лиц — 100 тыс. руб. |
нет |
нет |
Подводя итог нашего краткого анализа, проведенного в рамках данной статьи, необходимо отметить, что в Российской Федерации за правонарушения в области благоустройства города предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения и административного штрафа, подлежащих применению как к гражданам, так и юридическим лицам. Административная ответственность за правонарушения благоустройства городов предусмотрена на федеральном уровне в КоАП РФ и в субъектах Российской Федерации.
В Москве суммы административных штрафов за нарушения в исследуемой области максимальные среди аналогичных по регионам.
В качестве объекта настоящего исследования был избран состав правонарушения, состоящий в невыполнении требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам инфраструктуры. Выяснилось, что не во всех из приведенных в настоящей работе регионах предусматриваются административные наказания за указанное деяние. Очевидно, законодателю следует обратить внимание на данный вопрос и привести положения КоАП субъектов Российской Федерации к «единому знаменателю», что позволит повысить доступность городской среды для указанных групп граждан. Решению данного вопроса посвящены отдельные статьи Проекта новой редакции КоАП РФ [17], в котором хотя и отсутствует отдельная глава, посвященная нарушениям правил благоустройства, однако содержатся статьи об административной ответственности за нарушения трудовых прав инвалидов, а также транспортной доступности к месту работы и инфраструктуре (см. ст. 8.20, 8.23–8.26 Проекта). Надеемся, что приведенные в настоящем исследовании предложения будут восприняты законодателем, что поспособствует комплексному решению проблем маломобильных групп граждан.
Литература:
- Конвенция ООН о правах инвалидов (Принята в Нью-Йорке 13 декабря 2006 г. на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «КонсультантПлюс».
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп., включая от 05 апреля 2021 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 10). Ст. 1.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с изм. и доп., включая от 30 декабря 2020 г. // СЗ РФ. 2005. № 1 (Ч. 1). Ст. 16.
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., включая от 08 декабря 2020 г). // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., включая от 29 декабря 2020 г.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
- Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (с изм. и доп., включая от 2 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 5.
- Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 972/пр «Об утверждении СП 82.13330 «СНиП III-10–75 Благоустройство территорий» // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2017. № 7.
- Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. № 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (с изм. и доп., включая от 20 февраля 2019 г.) // Ведомости Московской городской Думы. 2001. № 3. Ст. 3.
- Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (с изм. и доп., включая от 17 февраля 2021 г. // Ведомости Московской городской Думы. 2018. № 12. Ст. 251.
- Закон г. Москвы от 30 апреля 2014 г. № 18 «О благоустройстве в городе Москве» (с изм. и доп., включая от 17 мая 2018 г. // Вестник Мэра и Правительства Москвы.2014 г. № 29 (том 2).
- Закон города Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. № 273–70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (с изм. и доп., включая от 19 марта 2021 г.). — URL: http://docs.cntd.ru/document/891831166 (дата обращения: 19.03.2021).
- Закон Тверской области от 14 июля 2003 г. № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» (с изм. и доп., включая от 09 декабря 2020 г.). — URL: http://docs.cntd.ru/document/936006667 (дата обращения: 19.04.2021).
- Постановление Правительства Москвы от 09 ноября 1999 г. № 1018 «Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве» (с изм. и доп., включая от 02 февраля 2017 г.) // Вестник мэрии Москвы. 1999. № 24.
- Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2013 г. № 902-ПП «О размещении информационных конструкций в городе Москве» (вместе с «Правилами размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве», «Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы «Согласование дизайн-проекта размещения вывески») (с изм. и доп., включая от 01 декабря 2020 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2013. № 34.
- Постановление Правительства Москвы от 19 мая 2015 г. № 299-ПП «Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве» (вместе с «Перечнем правовых актов города Москвы, признаваемых утратившими силу», «Требованиями к декоративно-художественному оформлению временных ограждений мест проведения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства в городе Москве») (с изм. и доп., включая от 15 декабря 2020 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2015. № 21.
- Постановление Правительства Москвы от 21 мая 2015 г. № 305-ПП «Об утверждении Требований к архитектурно-градостроительным решениям многоквартирных жилых зданий, проектирование и строительство которых осуществляется за счет средств бюджета города Москвы (с изм. и доп., включая от 02 июня 2020 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2015. № 30.
- Проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Официальный сайт Минюста России. — URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=99059 (дата обращения: 20.04.2021).
- Административная ответственность: практикум / составитель Т. Б. Светличная. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — ISBN 2227–8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/83213.html (дата обращения: 10.03.2021).
- Бахрах Д. Н. Административная ответственность по российскому законодательству: краткий учебный курс. М.: Изд-во Норма, 2004.
- Конин Н. М. К вопросу о предмете административно-правового регулирования // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 85. С.81–85.
- Манохин В. М. Административное право России: учебник. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011.
- Римшин В. И. Правовое регулирование городской деятельности и жилищное законодательство: учебник для студентов. М.: Инфра-М, 2013.
- Салищева Н. Г. Проблемы совершенствования норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях / Актуальные проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности: материалы научно-практической конференции. 30 мая 2013 года. М.: Изд-во Российской академии правосудия, 2014.
- Старилов Ю. Н. Общее административное право: учебник. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007.
- Шерстникова Т. А. Особенности адаптации маломобильных групп граждан в городской среде // Молодой ученый. 2012. № 6 (41). С. 58–61.
[1] Статья 8.23 была включена в главу 8 КоАП г. Москвы Законом города Москвы от 13 марта 2013 года № 11.