Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 18.05.2021

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Саитова, А. С. Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики / А. С. Саитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 418-423. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81167/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей тетради.

Ключевые слова: рабочая тетрадь, метапредметное умение обучающихся, 5 класс, экспериментальная группа, урок математики.

Метапредметные результаты — словосочетание, которое в связи с введением ФГОС стало знакомо каждому, кто так или иначе связан с педагогикой: учителям, родителям, обучающимся. Говоря простыми словами, метапредметные результаты — это нестандартный «мост», соединяющий широкое «знаниевое» поле с деятельностью, а также с реальными ситуациями, встречающимися на жизненном пути человека. Это «мост» не только для обучающегося, но и для учителя, а в перспективе для общества в целом. Метапредметные результаты — способ адаптации к быстро меняющейся действительности, где знания ценны до тех пор, пока могут быть применимы.

В настоящее время в России сформирована единая система оценки качества образования (ЕСКО), создание которой обеспечивает комплексный подход к оценке знаний школьников на всех этапах обучения. Результаты этой оценки используются для развития образования, совершенствования преподавания учебных предметов, оказания организационно-методической помощи слабым школам, создания актуальных программ повышения квалификации учителей.

В связи с введением ФГОС второго поколения в основную общеобразовательную школу перед учителями, преподающими в 5–9 классах, встает проблема разработки различных контрольно-измерительных материалов, соответствующих концепции ФГОС. Особые затруднения может вызвать разработка КИМов, проверяющих метапредметные компетенции учащихся. Если в начальной школе подобные КИМы разработаны и представлены в достаточном количестве в методической литературе, то ы средней и старшей в школе их почти нет. А по идее ФГОС именно предпрофильная подготовка, которая как раз и ведется начиная с 5 класса подразумевает развитие у учащихся метапредметных компетенций.

В рамках нашей работы был проведен эксперимент, который раскрыл проблему возможностей использования рабочей тетради, содержащей в себе задачи прикладного характера для формирования метапредметных умений обучающихся 5 класса.

Рабочая тетрадь, по своей сути, является учебным пособием, которое представляет собой специализированный дидактический аппарат, содействующий самостоятельной работе обучающихся над овладением учебным предметом как в урочное, так и во неурочное время. Говоря о рабочей тетради в комплексе с учебником, то стоит отметить, что вместе они являются учебно-методическим инструментом, который способствует улучшению восприятия и усвоения учебного материала. Не стоит забывать и о том, что к одной из основных дидактических функций рабочих тетрадей относится повышение степени наглядности и доступности материала, а значит от них напрямую зависит степень эффективности обучения.

В настоящее время количество издательств, выпускающих к учебникам рабочие тетради по математике заметно растет, сейчас можно найти рабочие тетради к учебникам таких авторов как С.М, Никольский, Н. Я. Виленкин, А. Г. Мерзляк и Г. Ф. Дорофеев. Большинство из них предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся с целью закрепления полученных знаний и отработки универсальных учебных действий, а также для совершенствования умений и формирования прочных вычислительных навыков [2].

В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой формирование метапредметных умений обучающихся в 5 классах на уроках математики будет более успешным, если использовать рабочую тетрадь, задания в которой будут направлены на развитие следующих метапредметных умений:

  1. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
  2. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.
  3. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
  4. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
  5. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
  6. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Исходя из цели исследования, проблемы и гипотезы, определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить методики, направленные на формирования метапредметных умений обучающихся 5 класса.
  2. Провести исследование уровня сформированности метапредметных умений обучающихся 5 класса.
  3. Разработать комплекс заданий рабочей тетради для повышения исходного уровня освоения обучающимися 5 класса метапредметных умений.
  4. Провести занятия, с использованием рабочей тетради, направленные на повышение исходного уровня освоения обучающимися 5 класса метапредметных умений с экспериментальной группой.
  5. Провести контрольный срез уровня освоения обучающимися 5 класса метапредметных умений.
  6. Сделать выводы, анализы и заключения относительно результатов проведенной методики.

В таблице 1 представлены этапы проводимого эксперимента.

Таблица 1

Этапы эксперимента

Этап

Описание

Сроки

1.

Диагностический

Анализ содержания, методов, организационных форм и средства обучения. Выявление проблемы, обоснование актуальности.

Сентябрь

2.

Прогностический

Постановка целей и задач, формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также негативных последствий. Разработка программы эксперимента.

Сентябрь

3.

Организационный

— Выбор объектов (и субъектов) эксперимента.

— Выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте.

Методическое обеспечение эксперимента.

— Организационное обеспечение эксперимента.

— Разведывательное исследование.

Сентябрь-октябрь

4.

Практический

Проведение констатирующего, формирующего и контролирующего экспериментов.

Сентябрь-март

5.

Обобщающий

Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, корректировка гипотезы, оформление и описание хода и результатов эксперимента.

Октябрь-март

В результате проведения экспериментального исследования был определен исходный уровень освоения обучающимися 5 класса метапредметных умений, выявлена проблема низкого уровня сформированности метапредметных умений, разработаны дидактические средства (материалы) по математике для обучающихся 5 класса для формирования метапредметных умений.

В данный момент исследование находится на 4, практической, стадии, а именно проводится формирующий эксперимент, основной целью которого является повышение уровня развития у обучающихся 5 класса метапредметных умений, которые отслеживаются в ходе проведения формирующего этапа эксперимента с учетом проведенных занятий. В таблице 2 представлены метапредметные умения, на развитие которых направлен проводимый эксперимент.

Таблица 2

Метапредметные умения, на развитие которых направлен эксперимент

Умение

Комментарий

Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.

Проверяется способность сопоставлять полученный результат и поставленный вопрос.

Проверяется действие анализа — способности сделать вывод в заданной ситуации (отсутствие одного условия не даёт возможность решения), алгоритмизировать (прикидывать) ход решения, объяснять возможность решения учебной задачи.

Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.

Проверяется умение обучающегося работать с информацией, представленной в виде таблицы, умение принимать решение в условиях неполной и избыточной информации.

Проверяется умение принимать решение в условиях избыточной информации.

Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации

Проверяется умение понимать математические средства наглядности.

Проверяется умение «читать» и использовать информацию в виде круговой диаграммы.

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Проверяется умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач.

Проверяется овладение смыслового чтения математического текста, полнота использования математической информации. Верный ответ возможен только в том случае, если ученик учитывает каждое из заданных условий: «цифры в числе не могут повторяться», «на месте десятков может быть только четное число».

Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом

Проверяется понимание математического текста, умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Проверяется понимание сущности алгоритмических предписаний

Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Проверяется умение планировать решение задач исследовательского характера.

Проверяются навыки исследовательской деятельности обучающихся при решении учебных задач.

После проведения констатирующего эксперимента был сделан вывод, что результаты 14 участников эксперимента ниже среднего показателя, и лишь 6 участников (30 %;) имеют средний или высокий результат, поэтому можно сказать, что выбранная группа обучающихся нуждается в работе по развитию метапредметных умений, для чего необходимо было разработать комплекс заданий (материалов), способствующих совершенствованию метапредметных умений обучающихся 5 класса на уроках математики.

После разработки комплекса заданий для рабочей тетради (рис.1-рис.4) а также проведения нескольких занятий, направленных на формирование таких метапредметных умений как способность сопоставлять полученный результат и поставленный вопрос; умения работать с информацией, представленной в виде таблицы, умение принимать решение в условиях неполной и избыточной информации был получен следующий результат: 8 обучающихся улучшили свои результаты по заданиям, связанным с названными умениями. Таим образом, анализ промежуточных результатов диагностирования, полученных в ходе проведения диагностики, показывает, что в результате проведения занятий по математике в экспериментальной группе с использованием дидактического материала, за небольшое количество времени, уровень развития метапредметных у участников немного увеличился. Это свидетельствует о том, что данные дидактические материалы помогают формированию метапредметных умений у обучающихся 5 класса на уроках математики, поэтому мы будем продолжать проводит занятия с использованием дидактических материалов для достижения наиболее высокого уровня развития метапредметных умений обучающихся.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

На контролирующем этапе завершен формирующий эксперимент, проведены все занятия курса по выбору, согласно графику учёта проводимых занятий. Основной целью является проведение контрольного среза формирующего эксперимента. Контрольный эксперимент был разработан в соответствии с содержанием констатирующего этапа исследования, и так как проводился с целью сравнения полученных результатов с исходными, включал в себя аналогичные диагностические методики (результаты представлены в таблице 3 и диаграмме (рис. 5)).

Таблица 3

п/п

Ф. И. О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма

1.

У1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

11

2.

У2

+

+

-

+

-

+

+

-

+

+

+

+

9

3.

У3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

11

4.

У4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

11

5.

У5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

10

6.

У6

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

11

7.

У7

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

10

8.

У8

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

11

9.

У9

+

+

+

+

-

+

-

+

+

-

+

+

9

10.

У10

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

-

+

9

11.

У11

+

+

-

+

-

+

-

+

+

+

-

+

8

12.

У12

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

10

13.

У13

+

+

-

+

+

-

+

-

+

-

+

+

8

14.

У14

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

11

15.

У15

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

-

+

9

16.

У16

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

10

17.

У17

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

8

18.

У18

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

-

+

9

19.

У19

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

-

9

20.

У20

+

+

+

-

+

+

-

+

+

-

+

-

8

Итого

20

20

20

16

17

17

14

14

16

20

15

10

14

Рис. 5

Вывод: анализ итоговых результатов диагностирования (таблица 3, рис. 5), полученных в ходе проведения итогового контроля, показывает, что в результате проведения занятий по математике с экспериментальной группой с использованием дидактических материалов, произошли качественные и количественные изменения. Действительно, сравнивая результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента, можно увидеть, что уровень овладения метапредметными умениями стал заметно выше. Проанализировав изменения уровня овладения метапредметными умениями, можно сделать вывод о том, что в среднем количественный показатель вырос в экспериментальной группе на 25 %. Таким образом, наблюдается положительная динамика роста овладения метапредметными умениями обучающимися 5 класса, на формирующем этапе эксперимента, на уроках, с которыми в процессе обучения математики были применены разработанные дидактические материалы. Полученные данные позволяют утверждать об эффективности представленных в исследовании дидактических материалов по математике для обучающихся 5 классов.

Все полученные на контрольном этапе эксперимента результаты позволяют сделать вывод, о том, что, выдвинутая в исследовании гипотеза нашла своё подтверждение и разработанные дидактические материалы действительно способствуют овладению метапредметными умениями и могут быть применимы на уроках математики в 5 класс.

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). — М.: Педагогика, 1982, стр. 75
  2. Болотова А.И, Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в процессе обучения математике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2012. — No 3. — С. 209–213.
  3. Виленкин, Жохов, Чесноков: Математика. 5 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС. М.: Мнемозина, 2020.
  4. Дорофеев Г. В., Бунимович Е. А., Шарыгин И. Ф.: Математика. 5 класс. Учебник. ФГОС. М.: Просвещение, 2021.
  5. Ефремов О. Ю. Педагогическая диагностика в высшей военной школе России. СПб.: ВУС, 2000.
  6. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001.
  7. Мерзляк А.Г, Полонский, Якир М. С.: Математика. 5 класс. Учебник. ФГОС. М.: Вентана-Граф, 2021.
  8. Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. и др. Математика. 5 кл. М.: Просвещение, 2020.
  9. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб.: Питер, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, рабочая тетрадь, метапредметное умение обучающихся, класс, урок математики, экспериментальная группа, обучающийся, избыточная информация, исследовательский характер, предложенный алгоритм.


Ключевые слова

урок математики, рабочая тетрадь, экспериментальная группа, метапредметное умение обучающихся, 5 класс

Похожие статьи

Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы

Статья представляет собой описание открытого интегрированного урока математики для 5 класса в специальной (коррекционной) школе. Проблема, на решение которой направлено разработанное занятие, -выявление метапредметных взаимосвязей между математикой ...

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Формирование вычислительной культуры у обучающихся 5–6-х классов

В статье рассматривается понятие вычислительной культуры и приводятся результаты эксперимента по использованию вычислительной культуры на уроках математики у обучающихся 5–6-х классов.

Развитие познавательного интереса у младших школьников к математике во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников к математике во внеурочной деятельности. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы

В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико- математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются роль и значение уголка занимательной математики как ведущего средства формирования основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены рекомендации по руководству самостоятельной мат...

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Похожие статьи

Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы

Статья представляет собой описание открытого интегрированного урока математики для 5 класса в специальной (коррекционной) школе. Проблема, на решение которой направлено разработанное занятие, -выявление метапредметных взаимосвязей между математикой ...

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Формирование вычислительной культуры у обучающихся 5–6-х классов

В статье рассматривается понятие вычислительной культуры и приводятся результаты эксперимента по использованию вычислительной культуры на уроках математики у обучающихся 5–6-х классов.

Развитие познавательного интереса у младших школьников к математике во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников к математике во внеурочной деятельности. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы

В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико- математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются роль и значение уголка занимательной математики как ведущего средства формирования основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены рекомендации по руководству самостоятельной мат...

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Задать вопрос