В соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования одной из ключевых областей педагогической деятельности является социально-коммуникативное развитие детей, которое направлено усвоение ценностей и общественных норм поведения, развитие навыков коммуникации и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие саморегуляции, эмоционально-волевой сферы.
Эмоционально-волевая сфера детей старшего дошкольного возраста включает в себя знание базовых эмоциональных состояний человека, умение их распознавать, показывать, используя вербальные и невербальные средства общения, эмоциональную отзывчивость, умение управлять своими эмоциональными состояниями в различных ситуациях, в том числе в ситуации конфликтного взаимодействия. Также в качестве целевых ориентиров при завершении дошкольного образования рассматриваются, в том числе, способность ребенка к волевым усилиям, умение следовать социальным нормам и правилам в различных видах деятельности, общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, умение радоваться успехам, как своим собственным, так и успехам других, сопереживать неудачам, умение адекватно проявлять свои чувства. Таким образом, развитие компетенций эмоционально-волевой сферы является важной педагогической задачей на ступени дошкольного образования [1, 2, 3].
В настоящее время в теории дошкольной педагогики представлено много материалов, посвященных развитию познавательной, речевой, коммуникативной деятельности детей. Тем не менее отмечается дефицит работ, рассматривающих развитие компетенций эмоционально-волевой сферы дошкольников. В данной статье представлена модель развития компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
По мнению А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст относится к «периоду первоначального фактического склада личности». Условно можно выделить три этапа в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников.
В 3–4 года ребенок знакомится и осваивает базовые эмоциональные состояния, учится их дифференцировать, происходит развитие эмоциональной саморегуляции. Ребенок уже может назвать эмоциональное состояние персонажа на представленных картинках («котенок грустит», «собачке весело» и т. д.), показать его с помощью мимики и жестов, повторяя за взрослым, узнать его по мимическим проявлениям у другого человека. В компетенции эмоционально-волевой сферы этого возраста входит умение распознавать основные эмоциональные состояния (грусть, радость (веселье), злость (гнев)), умение называть их у себя, отвечая на вопросы взрослого («Тебе грустно?», «Тебе радостно?», «Это веселая игра?» и т. д.), умение отвечать на вопросы об эмоциональных состояниях героев сказок и показывать их. В этот период становятся важными такие задачи в развитии компетенций эмоционально-волевой сферы как формирование позитивного образа «Я», снижение тревожности, которая может возникать в результате вынужденной сепарации от родителей (зависит от возраста поступления ребенка в дошкольное отделение), осознание личностных границ и формирование позитивного социального поведения, связанного с их удержанием, формирование представлений о негативных эмоциях и приемлемых способах их выражения, формирование мотивации к выражению собственных эмоциональных состояний социально-приемлемым способом.
В период 4–5 лет дети знакомятся и с нравственными категориями. Спектр распознаваемых эмоциональных состояний увеличивается. Дети знакомятся и усваивают такие категории эмоций как обида, удивление, печаль. Ближе к 5-ти годам могут объяснять причины эмоциональных состояний у героев сказочных историй («Котенку грустно, потому что его любимая игрушка сломалась» и т. д.), высказывать предположения о том, что необходимо сделать, чтобы у персонажа истории изменилось настроение. Могут самостоятельно показать с помощью мимики и жестов эмоциональное состояние, как свое, так и литературного героя. Формируются основы понимания эмоционального состояния другого человека и взаимосвязи между этим эмоциональным состоянием другого и своими поступками, которые к нему привели. Основными задачами в развитии компетенций эмоционально-волевой сферы выступает расширение спектра распознаваемых эмоциональных состояний и формирование социально-приемлемых способов их проявления.
В период 6–7 лет, вместе с завершением становления сюжетно-ролевой игры, и ребенка происходит формирование личностных деловых качеств и развитие эмоционально-волевой сферы в сторону эмоциональной саморегуляции поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок может уверенно распознавать различные эмоциональные состояния, при этом их спектр достаточно широк и включает, как простые, освоенные ранее эмоции (радость, грусть, злость), так и сложные эмоциональные проявления (удовольствие, восхищение, восторг, интерес, отвращение); демонстрировать свои эмоциональные состояния, использую вербальные и невербальные средства общения, распознавать эмоциональные состояния других, самостоятельно определять причины возникновения различные эмоциональных состояний у себя, сверстников и взрослых, литературных героев; знает конструктивные способы совладания с негативными эмоциональными проявлениями и умеет ими управлять. Ребенок уже может ответить на вопрос взрослого «Интересная ли это игра?», узнает различные эмоциональные состояния на представленных картинках и в различных моделируемых ситуациях, активно высказывает предположения о конструктивном способе разрешения конфликтных ситуаций, может повторить и применить их в повседневном взаимодействии со сверстниками под контролем взрослого и самостоятельно. Здесь также основными векторами развития компетенций эмоционально-волевой сферы выступают формирование позитивного образа «Я» и мотивации к обучению в школе, расширение спектра распознаваемых эмоциональных состояний, в том числе и негативных, и социально-приемлемых способах их выражения, формирование навыков поведения в конфликтных ситуациях.
Формированию и развитию компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста способствуют:
– использование тематических дидактических игр;
– использование игровых методов (тематические сюжетно-ролевые игры, игровое моделирование социальных ситуаций, игры-театрализации);
– работа с литературными произведениями (сказками, короткими историями, рассказами) с обязательным обсуждением эмоций и чувств персонажей и творческой деятельностью (например, задание нарисовать персонаж истории, изобразить его настроение (грусть, радость и т. д.), нарисовать то, что поможет улучшить его настроение (воздушные шарики, яркие цветы, друзей рядом и т. д.);
– разбор ситуаций, возникающих во взаимодействии со сверстниками;
– собственный пример со стороны педагога проявления и контроля эмоциональных состояний;
– проговаривание (называние) эмоциональных состояний ребенка в различных ситуациях («Тебе весело, потому что понравилась игра», «Тебе грустно, потому что рисунок получился не таким, как ты хотел» и т. д.).
В соответствии с основными направлениями педагогической работы, методами и целевыми индикаторами нами была разработана модель развития компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (таблица 1).
Таблица 1
Направление педагогической работы |
Методы |
Целевые индикаторы |
Расширение знаний об эмоциональных состояниях и проявлениях. |
Дидактическая игра «Угадай эмоцию», «Сюжетные картинки», «Покажи эмоцию» и т. д.; работа с литературными произведениями, игровые методы (сюжетно-ролевая игра, игра-театрализация). |
Ребенок знает и уверенно называет различные эмоциональные состояния, использует вербальные и невербальные средства для демонстрации: 3–4 года: радость, грусть, злость (гнев) 4–5 лет: радость, грусть, злость (гнев) обида, удивление, печаль, грусть 6–7 лет: радость, грусть, злость (гнев) обида, удивление, печаль, грусть удовольствие, восхищение, восторг, интерес, отвращение. |
Формирование мотивации к выражению собственных эмоциональных состояний социально-приемлемым способом. |
Работа с литературными произведениями, игровые методы (сюжетно-ролевая игра, игра-театрализация). |
Ребенок умеет проявлять эмоции, в том числе негативные, социально-приемлемыми способами. |
Формирование социально-позитивных навыков поведения в различных ситуациях |
Работа с литературными произведениями, игровые методы (сюжетно-ролевая игра, игра-театрализация), метод моделирования социальных ситуаций. |
Ребенок демонстрирует достаточный уровень эмоциональной саморегуляции поведения (в соответствии с возрастом), соблюдает игровые правила, знает и использует способы конструктивного взаимодействия. |
Таким образом, целенаправленная систематическая работа по формированию и развитию компетенций эмоционально-волевой сферы успешно интегрируется в дошкольную образовательную программу, соответствует требованиям образовательного стандарта и обеспечивает гармоничное развитие личности ребенка. Расширяя представления об эмоциональной сфере, уверенно дифференцируя собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих, используя социально-приемлемые способы выражения эмоций и совладания с сильными проявлениями эмоций, дети развивают эмоциональный интеллект, становятся более успешными в процессах коммуникации и сотрудничества, а значит у них закладываются важные основы для позитивной социализации и будущей школьной успешности.
Литература:
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав. — М.: Педагогика, 2011.
- Ежкова Н. С. Эмоционально — ценностное развитие дошкольников [Текст] / Н. С. Ежкова. — Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010.
- Запорожец А. В. Педагогические в психологические проблемы всестороннего развития и подготовки старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. № 4.