В статье рассматривается опыт зарубежных стран в сфере применения цифровых технологий в противодействии коррупции. Определено, что в ряде иностранных государств наряду с уже апробированными технологиями (электронное правительство, информационные и краудсорсинговые платформы) активно внедряются современные информационные технологии такие как: технологии обработки больших объемов данных (Big Data), распределенной книги (DLT), блокчейн, интеллектуального анализа данных (Data Mining), интеллектуального анализа в сфере противодействия коррупции при проведении государственных закупок.
Ключевые слова: коррупция, цифровые технологии, противодействие, антикоррупционное законодательство.
Активное проникновение интернета и IT-технологий во все сферы человеческой жизни и промышленности — от быта до производства характеризуемое как четвертая волна промышленной революции или «Индустрия 4.0» привело к быстрому доступу к огромным объемам данных об обществе, экономике и окружающей среде. Возможности, которые открыли информационные технологии и инструменты обработки больших объемов информации стали активно использоваться для решения ключевых проблем государства, включая вопросы противодействия коррупции [1].
Цифровизация системы государственного управления является мощным фактором противодействия коррупции. Современные технологические возможности позволяют совершенствовать антикоррупционную политику посредством обеспечения открытости и прозрачности управленческих процессов, укрепления доверия к правительствам, повышения честности и неподкупности государственного сектора и подотчётности путем укрепления верховенства права на основе динамичного участия и вовлечения граждан.
По мнению ведущих исследователей ОЭСР в области цифровизации и антикоррупционной политики, современные информационные технологии могут существенно усилить эффективность проводимых мероприятий в области противодействия коррупции и создать абсолютно новую экосистему взаимоотношений, позволяющую исключить большинство коррупциогенных факторов. В настоящий момент большинство развитых стран активно используют цифровые технологии для раскрытия данных и предупреждения коррупции. ОЭСР провела исследование, в котором раскрыла текущее положение стран в рамках применения цифровых технологий, в частности, открытых данных, в целях минимизации коррупционных рисков.
Коррупция — это системная угроза самого высокого порядка для существующих в Российской Федерации общественных отношений. В разрезе анализируемой тематики системность проблемы коррупции подразумевает ее нацеленность на разрушение абсолютно всех социальных и финансово-экономических институтов.
Сектор цифровых технологий является ключевым компонентом, обеспечивающим деятельность всех секторов экономики, и призван соответствовать целям, аналогичным тем, которые сформулированы для нормальной деятельности экономики РФ: обеспечивать защиту и нормальное функционирование всех секторов экономики; способствовать эффективному развитию цифровизации экономики РФ; предоставлять механизмы для реализации базовых социальных функций государства; обеспечивать укрепление финансового, промышленного и других секторов экономики.
К настоящему времени в Российской Федерации сформирована достаточно полная нормативно-правовая база для деятельности электронного правительства (портал Госуслуг, порталы Президента Российской Федерации, Правительства РФ и др.), повышены качество и доступность предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг; упрощены процедуры и сокращены сроки оказания государственных услуг; уменьшены административные издержки со стороны граждан и организаций, связанные с получением государственных услуг; введены единые стандарты обслуживания граждан; предоставлена информация о деятельности органов государственной власти в открытом доступе (сайты Государственной Думы и министерств).
Для малого и среднего предпринимательства электронное управление и ИТ обеспечивают снижение уровня коррупции через большую прозрачность и удобство при получении государственных услуг, в том числе с помощью биометрических технологий и онлайн-обработки документов (регистрация налогоплательщика, оплата налогов, регистрация бизнеса и др.), что в результате ведет к росту доходов и экономической эффективности бизнеса.
ИКТ влияют на коррупцию двумя основными способами. Во-первых, они изменяют предложение информации правительством обществу: ИКТ лишают государственных должностных лиц возможности злоупотреблять своими дискреционными полномочиями, усиливают надзор и понижают прозрачность. Однако вместо того, чтобы смягчить коррупцию, внедрение информационно-коммуникационных систем в области предложения информации может сдвинуть коррупцию в другие области деятельности правительства, а также создать новые уязвимости для взлома и манипуляций. Во-вторых, ИКТ влияют на спрос общества на информацию правительства, создавая формы повышения прозрачности, где граждане могут сообщать о случаях коррупции и найти платформы для обмена информацией и организации совместных действий. В то же время такие платформы могут использоваться для распространения ложной информации или содействия организации преступной деятельности.
Путями противодействия коррупции могут служить: принятие международных конвенций, которые устанавливают основные подходы к процессу устранения данного явления на глобальном уровне; формулирование правовых инструментов, способствующих ответственному поведению бизнеса; улучшить эффективность системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления; повысить качество административно-управленческих процессов; обеспечить оперативность и полноту контроля за результативностью деятельности органов государственной власти.
Цифровые технологии не следует рассматривать в качестве основного средства, панацеи и механизма борьбы с коррупцией. По-прежнему от идеологии государства, его правовой политики, культуры и религии зависит исход этой борьбы. К такому выводу приходят и зарубежные исследователи антикоррупционной борьбы с использованием цифровых и информационных технологий. Более того, их абсолютизация будет означать новый, самый страшный вид тоталитаризма: цифровой концлагерь. Поэтому важен и такой приоритет антикоррупционной политики права и цифры, как гарантированность защиты персональных данных, частных прав или права на частную жизнь.
Литература:
- Актуальные проблемы предупреждения преступлений в сфере экономики, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей / А. П. Суходолов [и др.] // Всероссийский криминологический журнал. — 2017. — Т. 11, № 1. — С. 13–21.
- Булгаков И. Т. Правовые вопросы использования технологии блокчейн / И. Т. Булгаков // Закон. — 2016. — № 12. — С. 80–88.
- Перов В. А. Выявление, квалификация и организация расследования преступлений, совершаемых с использованием криптовалюты / В. А. Перов. — М.: Юрлитинформ, 2017. — 200 с.