В статье автор рассматривает одну из прогрессивных форм предпринимательской деятельности — франчайзинг. Выделены особенности в сфере франчайзинговых правоотношений в России. Отмечены статистические данные, позволяющие спрогнозировать дальнейшее развития франчайзинга на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, франчайзинг, особый вид деятельности, коммерческая концессия, франчайзер.
На фоне острой международной конкуренции и значительных проблем в развитии национальной экономики Российской Федерации целесообразно использовать наиболее эффективные инструменты, позволяющие развивать, прежде всего, отрасли экономики страны, которые станут привлекательной альтернативой добывающим отраслям и, кроме того, создадут рабочие места для населения на малых и средних предприятиях.
В качестве подобной альтернативы может выступать франчайзинг. Франчайзинг — это соглашение (договор), который имеет свои стороны (франчайзер и франчайзи). Взаимоотношения между участниками франчайзинговых правоотношений основаны на предоставлении франчайзером для франчайзи лицензии на использование товарного знака, системы управления, технологии бизнеса со взаимными обязательствами и льготами по его ведению.
Однако, в российском законодательстве отсутствует указанный выше термин. При рассмотрении Главы 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), именуемой «Коммерческая концессия», Е. В. Шестакова делает вывод о том, что термины «франчайзинг» и «коммерческая концессия» тождественны. Соответственно для регистрации договора франчайзинга необходимо зарегистрировать договор коммерческой концессии [1].
Иными словами, все правоотношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, использующими механизм франчайзинга, регулируются положениями Главы 54 ГК РФ.
Темпы развития франчайзинговых отношений среди предпринимателей в России позволяют ей входить в число мировых лидеров. Такой вывод можно сделать на основе данных Российской Ассоциации франчайзинга (РАФ), исходя из которых следует, что к 2025 году планируется увеличить количество точек, открытых по франшизе до 200 тыс. Это повлечёт повышение рабочих мест с существующих 500 тыс. до 2 млн в точках, открытых по такой форме международного сотрудничеств [2].
Несмотря на сложившуюся эпидемиологическую ситуацию, кризисно отразившейся на экономике в 2020 году в виде замедления темпов развития франчайзинговых сетей, большинство опрошенных франчайзеров ставят амбициозные цели на 2021 год, а именно развитие сети и выходы на новые рынки. Для 15 % компаний кризис стал настоящим испытанием, и они осознали необходимость доработки своей франчайзинговой системы. И только 4 % проанкетированных франчайзеров нацелены на выживание [3].
Сейчас в России около 2780 франшиз. За 2020 год, по данным каталога франшиз Franshiza.ru, о своем выходе на рынок заявили 430 новых проектов, но около 250 компаний полностью свернули свою франчайзинговую программу. Большинство ушедших игроков в сфере франчайзинга находятся в сегменте традиционной розницы (одежда, обувь, косметика) и ресторанов, чья деятельность была ограничена предпринятыми эпидемиологическими мерами.
Многими странами франчайзинг рассматривается как некая новая «философия» предпринимательства, передовой способ ведения бизнеса и деловых отношений. В свою очередь, М. В. Колиниченко делает акцент на том, что франчайзинг является инструментом сетевого бизнеса, а также атрибутом постиндустриальной экономики [4].
Выбор вариантов франшиз даже на российском рынке франчайзинга, не затрагивая мировой, огромен. Очевидно, что прежде, чем приобретать ту или иную франшизу, потенциальному франчайзи стоит изучить и проанализировать её особенности. Понимание сущности различных видов и форм франчайзинга позволяет начинающему предпринимателю сориентироваться в предложениях франчайзеров и выбрать оптимальный вариант предпринимательской деятельности, а значит, эффективно выстроить предпринимательские отношения в этом виде деятельности.
По мнению многих авторов, у независимого предпринимателя (компании), который хочет вступить во франчайзинговые отношения, заключая договор коммерческой концессии с крупной и известной компанией (например, Kentucky Fried Chicken или Dodo Pizza) возникает ряд вопросов:
— Каких финансовых затрат требует реализация проекта?
— Каковы размер прибыли и срок окупаемости проекта?
— Какие существуют риски при инвестиции в проект?
Ответы на эти вопросы представлены в тщательно подготовленном технико-экономическом обосновании возможности основания и управления франчайзинговой компанией. Одна из наиболее важных частей технико-экономического обоснования проекта бизнес-франшизы, как и любого другого инвестиционного проекта, заключается в оценке эффективности его создания и деятельности, чтобы получить приблизительное представление о результатах его реализации.
Возвращаясь к разнообразию видов франшиз, хотелось бы выделить критерии, по которым можно провести классификацию: по виду деятельности; типу ноу-хау, передаваемый франчайзером; принципу организации бизнеса.
Исходя из видов деятельности встречаются товарный, промышленный, сервисный и деловой виды франчайзинга. Международной ассоциацией франчайзинга выделяется более 70 отраслей, где применимы методы франчайзинга, что указывает на его универсальность как «инструмента» предпринимательства, который при учёте некоторых особенностей, реализуем практически в любой отрасли и на любой территории.
Более того, в связи с изменениями, происходящими в развитии технологий и с увеличением доступности подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», стали актуальны цифровые услуги, для которых идеально подходит «цифровой франчайзинг», что включает в себя глубокое преобразование продукции с помощью ультрасовременных технологий. К ним относятся: интернет вещей, роботизация бизнес-процессов, искусственный интеллект, блокчейн и всё, что оказывает сильное влияние на преобразование экономики и отношений в обществе [5].
Отдельно хотелось бы выделить законодательство, поскольку оно достаточно обширно для сферы предпринимательской и иных видов деятельности. Его различия могут быть не только на международном уровне, но проявляться между субъектами Российской Федерации. Мы можем наблюдать территории с особым статусом, с особыми правами, привилегиями и запретами для осуществления каких-либо видов деятельности, что непременно сказывается на франчайзинге в данных регионах и наглядно демонстрируется его универсальность.
Сегодня франчайзинг самый интенсивно развивающийся и надежный метод ведения бизнеса. Об этом свидетельствует мировой опыт и опыт самых прогрессивных экономик мира, а также подтвержденные временем три показателя:
- Число франшиз российского происхождения ежегодно увеличивается.
- Наблюдается устойчивый рост числа предприятий, открытых по франшизе.
- Постоянно расширяется география российских франчайзинговых проектов.
Таким образом, с учетом всего вышеперечисленного перспективность введения и развития франчайзинга как особого вида предпринимательской деятельности в России достаточна актуальна, а важность его развития для повышения эффективности и привлекательности государственных и региональных проектов носит стратегический характер.
Франчайзинг как особый вид предпринимательской деятельности — лучший вариант борьбы с кризисом и открытия собственного дела. В этом случае критерием оптимальности является соотношение цены франшизы и спроса. При таком подходе можно приобрести готовый бизнес на выгодных условиях и сэкономить на транзакционных издержках.
Литература:
1. Шестакова, Е. В. Корпоративное соглашение / Е. В. Шестакова. — Москва: Право Доступа, 2019. — С.180–181 c. — Текст: непосредственный.
2. Официальный сайт Российской академии франчайзинга: [сайт]. — URL: https://www.rusfranch.ru/ (дата обращения: 30.04.2021).
3. Российский франчайзинг 2021 — статистика рынка. — Текст: электронный // Franshiza.ru: [сайт]. — URL: https://franshiza.ru/article/read/statistika_rynka_franchisinga_2021/ (дата обращения: 01.05.2021).
4. Колинченко, М. В. Франчайзинг как эффективная форма инновационного развития сферы услуг / М. В. Колинченко. — Текст: непосредственный // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2011. — № 3. — С. 70–77.
5. Интернет вещей, искусственный интеллект, блокчеин и профессионализм. / Д. Дэниелс, С. Сарголзей, А. Сарголзей [и др.]. — Текст: непосредственный // Открытые Системы. СУБД. — 2019. — № 01. — С. 12.