В статье определяются способы обеспечения и исполнения налоговых обязательств, где налоговой базой признается совокупность налогов и сборов, закрепленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Ключевые слова: налоговые обязанности, налоги и сборы, налоговое законодательство Российской Федерации
Налоговое законодательство Российской Федерации, как известно, содержит в себе ряд положений и правил, касающихся, в том числе, обеспечения и исполнения налоговых обязательств. Сами налоговые обязательства выступают поводом и средством в совершении полезных действий одних лиц (налогоплательщиков) по отношению к другим (налоговым органам).
В силу того, что налоговая система Российской Федерации образована за счет совокупного представления налогов, сборов, пошлин и других платежей, направляемых в казну государства с целью их последующее распределения, формируется убеждение о том, что налоговые обязательства выступают определенными инструментами для формирования такой государственной казны.
В целом налоговым обязательствам свойственно [3]:
— наличие обязательства одних лиц перед другими;
— сложность в восприятии возникающих правоотношений;
— объединение различных имущественных и неимущественных предпосылок;
— урегулирование вопросов обеспечения согласно существующим налоговым нормам и правилам.
Получается, что налоговые обязательства выступают процессом формирования правоотношений, основанных на различных началах, но созданных во благо пользы для одной стороны.
При рассмотрении налоговой системы выделяются налоги и сборы, как фиксированные процентные величины, образующие те самые правоотношения, которые и воспринимаются в качестве налоговых обязательств. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации систему налогов и сборов образуют [2]:
— федеральные налоги и сборы — это налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
— региональные налоги и сборы — это налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог;
— местные налоги и сборы — это земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.
Такая констатация состава налогов и сборов согласно разно уровневой системы налогового обеспечения Российской Федерации позволяет указать то, как происходит исполнение и обеспечение обязательств в России. В числе способов исполнения и обеспечения возникших налоговых обязательств выделяются следующие, законодательно закрепленные статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способы [1]:
— залог имущества;
— поручительство;
— пеня;
— приостановление операций по счетам в банке;
— наложение ареста на имущество налогоплательщика.
Каждому из способов свойственны отличительные черты, а также ряд затруднений в их реализации. Рассмотрим далее.
Залог имущества, как способ обеспечения и исполнения обязательств, раскрыт в статье 73 Налогового кодекса Российской Федерации. Он закрепляет основу таких обязательств через договор, подписываемый двумя сторонами — налоговым органом и законодателем, на предмет своевременного вступления в силу договорных обязательств, помимо уже ранее созданных налоговых. Преимуществом является наличие у налогового органа имущественной и неимущественной базы, в отношении которой могут применяться последующие обязательства. Недостаток раскрывается через гражданскую сторону данного способа и вероятностную позицию неуплаты налогов и сборов по существу.
Поручительство — способ исполнения налоговых обязательств в случаях, когда сформировано определенное обязательство какого-либо лица перед налоговыми органами. Поручитель может не являться таким же налогоплательщиком данного вида налога и сбора, он будет выступать соединяющим элементом в данных законодательных отношениях. С одной стороны, сложенные ситуации с третьими лицами подрывают всю надежность данного процесса, а с другой стороны, формируют ряд дополнительных требований к ним.
Следующий способ распространен тогда, когда уже наложенное налоговое обязательство не исполнено налогоплательщиком. Ситуации диктуют требования в расчете по каждому просроченному дню и виду налога обязательной уплаты пени. Это считается одним из эффективных способов исполнения обязательств, причиной тому является постоянное увеличение, как основной суммы налогов и сборов, так и дополнительной величины.
Приостановление операций по счетам в банке — такое обеспечение и исполнение бюджета, при котором происходит взаимодействие налогового органа с банком, где открыт счет налогоплательщика. В статье 76 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируется то, что:
— банк прекращает все операции по счету налогоплательщиками после принятия от налогового органа соответствующего предписания;
— операции могут быть заблокированы на ту сумму, на которую налоговым органом создано требование об уплате.
В отличие от финансовой стороны и наличия отношений с банком, такой способ обеспечения налоговых обязательств, как наложение ареста на имущество налогоплательщика, предполагает ограничение права собственности в отношении имущества и имущественных вопросов и соответствующих правоотношений. Такой способ может быть, как полным, так и частичным. К примеру, при полном аресте имущества происходит ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичный арест предполагает наступление таких случаях, в которых владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Получается, что разный подход в данном налоговом способе определяет и суть исполнения налогового обязательства.
Все выделенные способы обеспечения и исполнения налогового обязательства формируют ряд особенностей налогового процесса в отношении налогоплательщиков и самих налоговых органов. Во всех налоговых случаях налоговые органы выступают институтами обеспечения бюджета и налогового законодательства, его гарантами и исполнительными лицами. Налогоплательщики же являются исполнителями налоговых обязательств, в отношение которых налоговые органы формируют свои предписания. Рассмотрение нами всех способов исполнения обязательств показало то, что в ряде случаев могут возникнуть требования об уплате налогов или сборов, в других же ситуациях — налогоплательщики могут представляться ответственными лицами. Разные факты составляют основу для появления и применения определенного способа обеспечения и исполнения налогового обязательства.
Литература:
- Российская Федерация. Налоговый кодекс: от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 17.02.2021) — Электронно-справочная база / Консультант-Плюс
- Малкина, М. Ю. Налоговая система РФ и её характеристики / М. Ю. Малкина, Р. В. Балакин. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 127 с.
- Пепеляев, С. Г. Налоговое право РФ / С. Г. Пепеляев. — М.: Статус, 2021. — 420 с.