Данный материал будет интересен воспитателям старшего дошкольного возраста детских садов, музыкальным работникам, организаторам детского досуга.
Ключевые слова: ранняя профориентация, профессиональное самоопределение.
Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу — знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется — введение дошкольников в профориентацию.
Профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление в педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ранняя профориентация заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, привить уважительное отношение к результатам чужого труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Дошкольный возраст — это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения.
Работу по формированию у детей представлений о труде взрослых проводим в процессе организованной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.
В своем соду мы начали развивать навыки профориентации. Знакомим детей со спецификой различных профессий, а также интересуемся, кем они хотят стать, когда вырастут. Чем больше дошкольники получают разнообразной информации, тем легче им будет сделать в будущем выбор, который определит их жизнь.
Для ознакомления детей с трудом взрослых применяем традиционные методы обучения и воспитания:
— словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
— наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
— практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
— игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Для этого использовали в практической деятельности сочетание друг с другом.
Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по трем направлениям:
— приближение детей к труду взрослых;
— ознакомление детей с трудом взрослых;
— совместная деятельность детей и взрослых.
I. Приближение детей к труду взрослых . На этом этапе мы знакомим детей с профессиями, как на занятии, так и вне: рассказываем о труде взрослых с показом иллюстраций. А также организовываем в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии.
В нашем детском саду применяется новая технология «Гость группы», которая позволяет познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечений. Гостями нашей группы стали: учитель, пожарный, оператор связи, врач-окулист, врач иммунолог-аллерголог, кондитер. А также на сайте детского сада мы ввели новую рубрику «Ранняя профориентация» в которых родители в доступной форме рассказывают детям о своей профессии.
Знакомство с профессией проходит по алгоритму :
- Сюрпризный момент (родитель встречает детей)
2. Снятие у детей эмоционального напряжения (родитель приветствует детей и предлагает ребятам поучаствовать в познавательно-игровой программе).
3. Постановка перед детьми игровой задачи. ( Гость рассказывает о своей профессии, загадывает интересные игры-загадки, проводит разминку: ритмическая гимнастика под музыку, играет в игры, в ходе которых дети принимают на себя роль профессии).
4 . Итог ( по завершению мероприятия дети получают памятки)
II . Ознакомление детей с трудом взрослых. На этом этапе организовываем экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий — на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
С ребятами мы посетили кабинет медсестры (Анна Ивановна рассказала детям о своей работе, показала различное оборудование: весы, ростомер. Рассказала, что прививки нужно делать обязательно. Если вам сделают прививки, вы будете меньше болеть. И бояться прививок не надо. Перед уходом медсестра угостила детей витаминами).
Посетили прачечную нашего детского сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотрели, как работникам прачечной удаётся протирать так много белья и т. д.
III. Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.
Также, согласно возрастным особенностям детей в ДОУ могут функционировать мастерские, где ребенок может упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учетом специфики каждой профессии и создает условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какие могут быть профессии будущего.
Мастерская «Строители» представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии: архитектор, бульдозерист, каменщик, крановщик, плотник, штукатур-маляр.
Мастерская «Мир на дорогах» представлена игровыми стендами, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей всех видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников.
Мастерская «Спасательная служба», где представленыматериальным оборудованием по теме: «центром юного Пожарника», «службой МЧС», медицинскими работниками и игровыми центрами в группах.
Каждую мастерская оснащена РППС специальным игровым оборудованием, дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т. д. Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации оказывают родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых — это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Недаром говорят, что дети — это наше будущее, а пока наше будущее еще маленькое, мы должны помочь ему с ранней профориентацией.
Литература:
- «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа nsportal.ru›…na-temu-rannyaya-proforientatsiya…dou
- Современные образовательные технологии по ранней профориентации дошкольников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mdou28-korkino.ucoz.ru›…konsultacija…vospitatelej…
- «Современные образовательные технологии по ранней профориентации дошкольников» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: s3-eu-west-1.amazonaws.com›ke-static/ds11-vzm/…